Развитие фонетико-фонематических процессов
Развитие фонетико-фонематических процессов
Анализ звукосочетания УА.
УА | __________ | |
Послушай, как плачет малыш: УА. Какой первый звук ты слышишь? Какой следующий звук ты слышишь? |
Анализ звукосочетания АУ.
АУ | __________ | |
Послушай, как кричит мальчик: АУ. Какой первый звук ты слышишь? Какой следующий звук ты слышишь? |
2. Звуковой анализ слова суп. ( в тетради).
3.Определить наличие или отсутствие звука А в словах.
А |
4.Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
А |
5.Определить наличие или отсутствие звука У в словах.
У |
6.Выделить звук [У] в начале слова в ударной позиции.
У |
7.Поделить на слоги слова утка, утюг, кубик, труба, дача, груша. Определить ударный слог.
Определить место звуков У и А в этих словах.
Развитие лексико-грамматических процессов
1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?) — приходит, наступает, начинается...
птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ...
дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ...
2. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) — тусклое...
листья — ... небо — ... земля — ... облака — ...
трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ...
3.Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Развитие связной речи
Взрослый читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова.
Ребёнок повторяет рассказ.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
1. Определить наличие или отсутствие звука И в словах.
И | |||
Назови слова. В каких словах есть звук И, определи место звука И в слове. |
2. Выделить звук [И] в начале и в конце слов ,
определи количество слогов.
И | |||
Определи место звука И в слове: в начале или в конце слова. | __________ | ___________ | __________ |
Развитие лексико-грамматических процессов.
1. Игра «Назови ласково» (дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель,
ива, сосна).
2. Игра «Где увидим этот лист?» (дубовый — на дубе, кленовый — ...и т.д)
3. Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья и листья (один кленовый лист, три кленовых листа, пять кленовых листьев...и т,д)
4. Игра «Много — нет» (родительный падеж множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина).
5.Игра «Назови - какой»( образование относительных прилагательных)
Лес ( какой?) – еловый, сосновый, кедровый…
Шишка( какая?)- еловая…
Иголки ( какие?)- еловые…
6. Игра « Подбери признак к предмету»:
Ель ( какая?)-…
Берёза ( какая?)….
Клён ( какой?)….
7. Игра « Четвёртый лишний»
Дуб, берёза, осина, ель.
Клён, липа, сосна, каштан.
Развитие связной речи.
8. Составь предложения из слов.
Заяц, ёлка, сидеть, под .
Белка, сидеть, сосна, на .
Гриб, расти, ели, между .
9. Составь описательный рассказ о берёзе.
Вопросы:
Как называется это дерево?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
Примерный рассказ
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.
Звуки П-Пь.
1. Выделить звук П в начале, середине и конце слова.
2. Определи твёрдость и мягкость звука П в словах.
П |
3. Выбери любые две картинки из таблицы и придумай с ними предложение так, чтобы слова-картинки были взаимосвязаны между собой.
Звуки К-КЬ
1. Выделить звук К в начале, середине и конце слова.
2. Определить количество частей (слогов) в словах.
3. Определи твёрдость и мягкость звука К в словах.
К | |||
Сколько слогов в слове? Нарисуй слоговые схемы ( в тетради). | ___________ | ____________ | ____________ |
4. Составь схему предложения ( в тетради).Назови слова со звуком К.
Катя стирает платок. | |
Послушай предложение. Нарисуй схему предложения в тетради. ( |______ _______ ______ . ) |
Звуковой анализ слов КОТ, КИТ( в тетради).
|___|___|___| | |___|___|___| |
Развитие связной речи
1. Учить составлять описательный рассказ по плану:
Что это?
Какой формы?
Какого цвета?
Кг кой на ощупь?
Какой на вкус?
Какие блюда можно приготовить?
Развитие связной речи.
Составление описательного рассказа о пчеле.
Кто это?
Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)
Какой звук издает она при полете?
Назовите части тела пчелы .
Где живет пчела?
Как передвигается?
Чем питается?
Пользу или вред приносит природе?
Какую пользу или вред приносит человеку?
Что делает в зимнее время?
Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
Как называется семья пчел? (Пчелиная.)
Что делает пчела? (Носит мед.)
Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)
Составление рассказа с опорой на схему
Примерный образец
Это пчела. Пчела — это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.
Развитие связной речи
Пересказ произведения детьми.
Улетают журавли
И. С. Соколов—Микитов
В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли. В глухом лесу, на краю болота шились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в ту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!
Развитие связной речи .
Пересказ рассказа по серии картинок «Неудачная охота».
После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.
Развитие связной речи .
Пересказ рассказа «Купание медвежат».В. В. Бианки
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде, Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.
Развитие связной речи .
Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головных уборах по опорным картинкам.
Что это?
Какого цвета?
Из каких частей состоит?
Из какого материала?
Как ухаживать?
Когда носят?
Кто носит?
Развитие фонетико-фонематических процессов
Анализ звукосочетания УА.
УА | __________ | |
Послушай, как плачет малыш: УА. Какой первый звук ты слышишь? Какой следующий звук ты слышишь? |
Анализ звукосочетания АУ.
АУ | __________ | |
Послушай, как кричит мальчик: АУ. Какой первый звук ты слышишь? Какой следующий звук ты слышишь? |
2. Звуковой анализ слова суп. ( в тетради).
3.Определить наличие или отсутствие звука А в словах.
А |
4.Выделить звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.
А |
5.Определить наличие или отсутствие звука У в словах.
У |
6.Выделить звук [У] в начале слова в ударной позиции.
У |
7.Поделить на слоги слова утка, утюг, кубик, труба, дача, груша. Определить ударный слог.
Определить место звуков У и А в этих словах.