Со схематическим изображением близкого расположения и прохождения автотрасс, электролиний, каналов, лесополос, зданий и т.д.)
На схеме указать номера делянок опыта во всех повторностях с ориентацией по сторонам света.
Технологические мероприятия на опытном участке
№ | Виды проводимых работ | Объем выпол-нения работ (га,м2, кг) | Срок проведработ, дата | Качествен-ные пока-затели работ (глубина обработки почвы, норма высева и др.) | Используе-мая техни-ка, матери-алы, инст-рументы, их марка, ко-личество | Норма выработ-ки за рабочий день | Требуется рабо-чих дней |
Все виды работ на опытном участке следует проводить в кратчайшее время, по возможности, в один день и постоянно соблюдать последовательность их проведения по повторностям. Запись в дневнике следует производить в день проведения агротехнических мероприятий.
Фенологические наблюдения
№ | Даты фаз развития растений | ||||||||
Вариан-та | повторностей | всходы | 1-й настоящий лист | Цвете-ние | Формирова-ние завязи | Начало созревания плодов | Пер-вый сбор урожая | Пос-лед-ний сбор | И т.п. |
Сумма | |||||||||
среднее | |||||||||
сумма | |||||||||
среднее | |||||||||
Учитываемые фенологические фазы развития растений по изучаемой культуре устанавливают согласно приложению 1 (основные фазы развития сельскохозяйственных культур), а также в зависимости от цели и задач проводимого опыта.
Фенологические наблюдения в опыте проводят:
- по всем повторностям при малом их числе (до 3-6 повторностей);
- по несмежным повторностям: 1, 3, 5 или 2, 4, 6 при 6-и более повторностей
Биометрические измерения
линейные показатели- длина главного и боковых побегов, длина и ширина листьев, колоса; длина и диаметр плодов;
количественные– количество плодов, листьев, междоузлий, цветков и т.д.;
весовые– масса растений, листьев, корней, плодов.
№ | Длина, см | Количество, шт. | Листья, см | |||||||||
варианта | Пов-тор-нос-тей | Рас-те- ния | Главного стебля | Боков побе-гов (сум)- | междо-уз-лий | Лис-тьев | Боковых побегов | Завязей | Дли-на | Ширина | И т.п. | |
….. | ||||||||||||
Сумма | ||||||||||||
среднее | ||||||||||||
….. | ||||||||||||
Сумма | ||||||||||||
Среднее | ||||||||||||
И т.д. | ||||||||||||
Биометрические измеренияв опыте проводят не менее, чем по 20 растениям каждого варианта несмежных повторностей: 1, 3, 5 или 2, 4, 6.
Измерения проводятся в фазы, предшествующие началу налива зерна, плодоношению.
Учёт общего урожая в опыте
№ | Урожай делянок (кг) по датам уборки | |||||||||
вариантов | повторностей | |||||||||
Сумма | ||||||||||
Среднее | ||||||||||
Сумма | ||||||||||
Среднее | ||||||||||
И т.д. |
Урожай на учётных делянках убираютпосле удаления урожая с защитных делянок опыта.
Урожай убирают способом и в сроки,которые установлены на месте ( в базовом хозяйстве, в районе) с соблюдением основных требований - одновременность и однокачественность для всех вариантов опыта.
Различные методы уборки урожаяв одном опыте допускаются лишь при изучении самих способов уборки
Качественная структура урожая в опыте
№ | Об-щий урож. по ва-риан-ту, кг | В том числе | В % к общему | |||||||
Вариан-тов | Пов-торностей | То-варный | стандартный | Нес-тан-дартный | Нетовар-ный | То-варный | стандартный | Нес-тандарт-ный | Нетовар-ный (от-ход) | |
Сумма | ||||||||||
Среднее | ||||||||||
Сумма | ||||||||||
Среднее | ||||||||||
И т.д. |
По каждой культуре в соответствии с существующими ГОСТами и требованиями заготовительных организаций и потребителей определяют качественную структуру полученного урожая, разделяя его на товарный и нетоварный, стандартный и нестандартный, мёртвый отход и т.д.
Урожай в пересчете на 1 га
№ | Общий уро-жай в опыте | В пересчете, ц/га | В % по срав-не нию с контр | В том числе | |||||
Вари-антов | повторностей | Об-щий с делян-ки, кг | г\м2 | товарный | Стандарт-ный | нестандартный | Нетовар-ный) | ||
Сумма | |||||||||
Сред-нее | |||||||||
Сумма | |||||||||
Сред-нее | |||||||||
И т. д. |
Результаты лабораторных анализов
химический состав урожая; содержание сухих веществ, сахаров и других показателей; определение сухой массы растений; посевных качеств семян - масса 1000 штук, энергия прорастания, лабораторная и полевая всхожесть и др.
Лабораторные анализы (качественные показатели урожая, качество семян и т.д.) проводят в исследовательских учреждениях, в государственных агрохимических лабораториях, в государственных сортоиспытательных участках и др.
Изготовление
экспонатов, образцов, наглядных пособий, гербарного, раздаточного, демонстрационного материала; заготовка обменного фонда семян и т.д.
№ | Культура | Сорт, гибрид | Реп-родукция | Вид экспоната (сноп,растения, плоды, консер-вирование, гер-барии и т.д.) | Параметры и количество экспонатов | |||||
Кол., шт | Массакг | Габариты | ||||||||
Вы-сота см | Диа-метр, см | И т.д. | ||||||||
Каждый изготовленный экспонат независимо от его назначения должен быть занумерован; иметь этикетку, где указать: УПБ, район, школа; культура, сорт, репродукция, год урожая и ответственный изготовитель экспоната (учащийся); занесён в журнал изготовленных УП бригадой материалов.
ПАМЯТКА ОПЫТНИКУ
1.Опыт - это поиск новых путей и методов использования биологического потенциала ресурсов растительного и животного мира.
2. В каждом опыте обязательно должен быть один или несколько контрольных вариантов, с которыми сравнивают и оценивают результаты изучаемых вариантов.
3. Составляя схему опыта, соблюдай принцип единственного различия: единство всех условий, кроме одного - изучаемого.
4. Почвенные и погодно-климатические условия опытного участка должны соответствовать тем условиям, в которых предполагается использовать результаты опыта.
5. Помни: растительные и животные организмы и окружающая их среда составляют единое целое - агробиоценоз.
6. Хорошо изучи биологические особенности и зональные технологии возделывания изучаемых культур.
7. Регулярно проводи наблюдения за ростом и развитием растений изучаемых культур и постоянно делай записи в дневнике - это поможет сделать правильные выводы.
8. Постоянно записывай и учитывай почвенные и погодно- климатические условия зоны проведения опытнической работы.
9. Своевременно и качественно выполняй все работы по уходу за растениями - от этого зависит успех твоей работы.
10.Проводи опытническую работу на высоком агротехническом уровне.
11.Знай, что отрицательный результат в опыте - тоже результат.