а) Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие, наоборот, мешали?
б) Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с учащимися?
в) Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
г) Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
Методические рекомендации:
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе. По существу, воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. Это и классные собрания, классные часы, встречи, вечера, КВН, КТД, экскурсии, походы и т.д. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий: анализ обстановки, определение цели, планирование, подготовку, непосредственное воспитательное воздействие на детей и так называемое "последействие", т.е. анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных педагогом задач. Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела. Исключение одного звена этой цепочки разрушает систему, снижает эффективность мероприятия. К тому же каждый из этапов уже есть процесс воспитания, позволяющий включить учащихся в аналитическую, коммуникативную, организаторскую деятельность.
Последовательно продвигаясь от идеи-цели и педагогического осмысления мероприятия через обсуждение содержания и возможностей каждого и класса, через планирование, выбор лидеров и совета дела, распределение поручений в микрогруппах к осуществлению его, т.е. от замысла — к реализации и анализу сделанного, мы уводим детей от слепого послушания и приспособленчества, иждивенчества и пассивности, лености и несвободы, утверждаем положительные проявления личности, способствуем успеху ее, учим самоутверждению и защищенности.
Главными моментами в анализе воспитательного мероприятия должны выступать:
| анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников; |
| оптимальность применяемых форм и методов; |
| реализация поставленных целей; |
| отношения воспитателя и воспитанников; |
| профессионализм педагога-воспитателя. Методическая разработка внеклассного мероприятия в школе включает в себя такие этапы: - Постановка целей. На этом этапе необходимо определить тематику внеклассного мероприятия и согласно ей сформулировать цели. Их должно быть не менее 3.
- Разработка задач. Достижение каждой цели происходит с помощью решения конкретных задач. Для одной цели должно быть разработано как минимум 2-3 задачи. Такая структуризация работы поможет определить дальнейший ход мероприятия.
- Формирование сценария или приблизительного хода проведения мероприятия.
- Подведение итогов.
Обычно методической разработкой внеклассного мероприятия на уровне школы занимает завуч по методической работе или человек, ответственный за проведение таких сборищ. В классе естественно вся работа лежит на учителе. Виды внеклассных мероприятий Существует очень много форм, в которых можно интересно и увлекательно проводить время школьникам. Основные виды внеклассных мероприятий: - Собрание класса. Для такой формы мероприятия характерно коллективное решение каких-либо проблем. Проводит обычно классный руководитель, который и выставляет на обсуждение возникшие трудности.
- КВН. Это конкурс юмора, в котором принимает участие несколько команд. Может проводиться на нескольких уровнях. Самый высокий – государственный. КВН очень любят школьники и с удовольствием принимают участие.
- Конкурс. Это соревнования, которые проводятся как в личностном, так и в командном первенстве. Ученикам любого возраста всегда интересно принимать участие в конкурсах, особенно если за призовые места полагаются призы. Тематические олимпиады школьного и городского уровней так же относятся к этому виду мероприятий.
- Конференция. Проводится в идее собрания, к которому каждый участник готовит доклад или презентацию и выступает с ними. Хорошо мотивирует школьников к учебному процессу.
- Клубы по интересам. Инициаторами создания таких кружков могут быть учителя или сами учащиеся. В кругу собравшихся обсуждаются общие темы.
- Викторина. Это вид игры, в котором ведущий задает вопросы, а участники должны на них отвечать. Способствует развитию быстрого мышления, сообразительности и логике.
- Дискуссия. Больше подходит для учебного процесса. Выбирается проблема, которую обсуждают. Каждый довод должен быть аргументирован, а в конце – подведены итоги.
- Праздники. Мероприятие, которое чаще всего проводится на уровне школы. Посвящено определенному событию или дате.
- Экскурсии. Совместное посещение достопримечательностей и даже поездки в другой город отлично объединяют коллектив. Кроме того, можно узнать много нового и интересного.
Кроме этого, все виды внеклассных мероприятий можно разделить на обобщенные группы: Деятельность, направленная на повешение учебно-познавательного сознания. В эту группу относятся все мероприятия, касающиеся учебного процесса. Предметные олимпиады, конференции и дискуссии о научных темах, исследования, чемпионаты знатоков и т.д. Согласно результатам учащихся поощряют грамотами и медалями. Военно-спортивные и героико-патриотические собрания. Все, что касается истории, спорта и развития патриотизма включается в эту форму мероприятий. Школьники могут посещать музеи, экскурсии, тематические выставки. Методисты организовывают военно-спортивные игры команд, направленных на повышения морального и патриотического духа. Массовые праздники. Могут быть посвящены как отдельным событиям и датам, так и просто массовым развлечениям. Сюда относятся проведение таких конкурсов, как КВН, «Мисс школа», конкурс талантов, и другие. Прекрасно развивают творческие способности детей. Социально значимые мероприятия. Посвящены отдельным событиям или направлены на повышение морального уровня учащихся. Добровольные группы могут быть созданы для посещения детей сирот или детей инвалидов. Для повышения уровня морально-эстетической нравственности в школах часто устраивают субботники, трудодни, краеведческая работа и др. Спортивная и туристская деятельность. Всевозможные выезды на природу, проведения спортивных конкурсов и личного и командного первенства. Среди проведения активного досуга – поездки на велосипедах, походы в горы, выезды за город. Школьники поощряются за посещения различных спортивных секций, чаще всего при школах работают секции по баскетболу, футболу, волейболу, плаванию. Последнее время для проведения досуга учащихся используются новые популярные методы, пародирующие конкурсы, которые мы видим на экранах телевизоров, таких как «Самый умный», «Слабое звено», «Умники и умницы» и т.д. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4