Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых/Геофизические методы исследования скважин
По специальностям
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых/Геофизические методы исследования скважин
Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождении
Г.Октябрьский
2014
Рассмотрено Утверждаю
на заседании предметно зам. директора по
цикловой комиссии ОГСЭ учебной работе
протокол №_______ Т.Н.Хайдарова
«__»_____20__г «__»_____20__г
Председатель ПЦК
Е.В.Рогозина
Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Башкирский язык» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для специальностей среднего профессионального образования
Автор: Шакирова Р.А. преподаватель башкирского языка Октябрьского нефтяного колледжа им. С.И. Кувыкина.
Рецензент: Харрасова Г.Т. преподаватель башкирского языка Октябрьского нефтяного колледжа им.С.И. Кувыкина.
Содержание | |
Пояснительная записка 1. Самостоятельная работа в учебно-программной документации СПО | |
2. Особенности организации самостоятельной работы. 3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов и контролю её выполнения. | |
4. | Перечень рекомендованной литературы. |
Пояснительная записка.
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании всесторонне развитой и творчески активной личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде. Необходимо, чтобы студент из пассивного потребителя знаний превратился в активного участника образовательного процесса, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, она должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Учебный процесс должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студентов с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и подготовки к выполнению индивидуальных и групповых заданий творческого характера по дисциплине.
Целью самостоятельной работы студентов является:
- научить студента осмыслению и самостоятельно работать с учебным материалом и интернет ресурсами на заданную тему, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию;
- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя.
- самостоятельное изучение студентами дополнительных материалов по дисциплине и выработка навыков и умений выбирать материал и различных источников.
- воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.
Такой подход к освоению материала усиливает мотивацию студентов к аудиторной и внеаудиторной активности, что обеспечивает необходимый уровень знаний по изучаемой дисциплине и позволяет повысить готовность студентов к сдаче зачета.
1. Самостоятельная работа в учебно-программной документации СПО.
В рабочих учебных планах ГБОУ СПО ПУ «ОНК» определен общий объем времени отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по темам, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины.
Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу не регламентируется расписанием.
Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем.
Преподаватель в праве свободно определять затраты времени на самостоятельное выполнение задания, но общий объем времени на ее выполнение должен совпадать объемом времени, установленным учебно-программной документацией.
2. Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Организация любой самостоятельной работы обучающихся включает три этапа:
-первый этап – постановка перед студентами целей, задач выполнения заданий (упражнений) разъяснения и указания по их выполнению;
-второй этап - непосредственная деятельность студентов по выполнения заданий (упражнений), решению задач;
-третий этап – подведение итогов и оценка выполнения самостоятельной работы студентов.
В ходе выполнения заданий студенты должны учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы. В организации творческой деятельности студентов преподавателю могут помочь новые информационные технологии.
При распределении видов заданий на ВСР рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением ВСР преподаватель проводит инструктажи по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.
Самостоятельная работа может выполняться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня знаний студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, и может проходить в письменной или устной форме, с предоставлением продукта творческой деятельности.
В качестве форм и методов контроля ВСР могут быть семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и пр.
Критериями оценки результатов ВСР являются:
- уровень усвоения учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность и четкость изложения ответов;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Виды заданий для ВСР:
для овладения знаниями: чтение текста(учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, географическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями, справочниками, использование аудио - видеозаписей.
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектами лекций (обработка текста), повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, составление плана и тезисов ответа), подготовка рефератов, докладов, составление биографии, тематических кроссвордов.
В каждом тексте можно определить его тему (о чем пишет автор) и главную мысль (что хочет сказать автор).
Целостность текста (текстың тулылығы) обусловлена прежде всего замыслом автора, а также единством темы и ситуации (о чем говорится в тексте, что в нем изображается). Вот я рассказываю о том, как я провел выходной день – ял көнө. Мин ял көнө ауылда булдым. В рассказе о работе я употребляю такие слова: сәғәт, отчет, план, хеҙмәткәрҙәр, аҡса һ.б. для формирования умений: решений задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
3. Методические указания по организации выполнения самостоятеоьной работы студента, контролю ее выполнения.
3.1. Методические рекомендации при работе с книгой, оригинальными текстами.
Цель: Приобретение необходимых навыков получения информации, ее анализа, развитие внимания, логической памяти, мышления и речи.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учетом индивидуальных особенностей студентов, можно предложить им следующие приемы обработки информации учебника:
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- аннотирование;
- выделение проблемы и нахождение путей ее решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей ее решения.
3.2. Методические указания к выполнению реферативной работы.
Реферат – краткое письменное изложение материала по определенной теме, выполняется с целью привития студентам навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования умения подбора и изучения литературных источников, используя при этом дополнительную литеретуру.
Этапы работы над рефератом.
1. Подбор и изучение основных источников по теме.
2. Составление библиографии.
3. Обработка и систематизация информации.
4. Разработка плана реферата.
5. Написание реферата.
6. Защита реферата.
План реферата должен включать в себя: введение, основной текст и заключение.
В введении аргументируется актуальность темы, указываются цели и задачи исследования. В нем же можно отразить методику исследования и структуру работы.
Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом. Основной текст желательно разбивать на главы.
В заключении излагаются основные выводы и рекомендации по теме.
Структура реферата.
Реферат должен содержать: титульный лист, оглавление и список использованной литературы и источников. На титульном листе указываются: наименование колледжа, специальность, учебнря дисциплина, тема работы, группа, фамилии и инициалы студента и преподавателя, год написания данной работы.
Текст реферата необходимо набирать на компьютере на одной стороне листа для удобства прверки и соблюдения культуры оформления подобных документов.
Размер левого поля 30 мм, правого – 15-20 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5.
3.3. Методические рекомендации по подготовке к устному выступлению.
Цель: повышение культуры устной и письменной речи, работа над техникой речи, выработка навыков составления плана, самообладания перед аудиторией, умение самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно говорить, отвечать на вопросы.
Перед каждым человеком, готовящимся выступить, встает ряд вопросов, связанных с целью выступления (что говорить, зачем и кому?), с местом и временем выступления (где, когда и как долго?), с эффективностью речи (как нужно говорить, чтобы достичь поставленной цели?).
Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется.
3.4. Рекомендации по созданию и использованию тематических учебных мультимедиа презентаций.
Презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов – то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы)
Составные части презентации.
Введение. Определить тему, цели, основные разделы, общие сведения.
Основная часть. Содержание материала, иллюстрации, схемы, диаграммы, таблицы.
Заключение. Результат работы, тесты, анализ проделанной работы.
Элементы, дополняющие содержание презентации.
Иллюстративный ряд: Иллюстрации типа: картинка, фотоиллюстрации, диаграммы. Они призваны иллюстрировать и дополнять смысл.
Звуковой ряд: Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.
Анимационный ряд. Картинки с движением, фигурки, оживающие схемы и растущие диаграммы.
Цветовая гамма: Общий тон и цветные заставки, иллюстрации.
Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смысловому содержанию презентации.
3.5. Методические рекомендации по подготовке сообщения-доклада.
Для того чтобы написать доклад, нужно сначала понять, для чего вообще пишут этот самый доклад. Доклад – это одна из разновидностей самостоятельной работы студента, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса. В среднем объем доклада составляет не более 5 страниц. Поэтому всегда старайтесь придерживаться именно такого объема, чтобы ваш труд не перерос в реферат или не был слишком поверхностным.
В докладе вы должны разобрать ту или иную тему в тезисной форме. Что это значит? Это значит, что перед вами стоит задача отобрать только такой материал, который бы отражал самые важные моменты темы вашего доклада. Поэтому старайтесь не приводить много примеров в докладе, ибо это приводит к существенному увеличению его объема, что не есть хорошо. Поверьте, всегда их, у вас все равно работа будет вполне объемной.
4. Задания для самостоятельной работы.
Вариант 1.
1.Прочтите и письменно переведите на русский язык весь текст.
«Атайым балта оҫтаһы»
Ғаиләбеҙҙә биш кеше: атайым, әсәйем, өләсәйем, һеңлем һәм мин йәшәйбеҙ.Минең исемем Гөлназ, миңә 12 йәш.
Беҙ яңы ҙур ағас өйҙә көн күрәбеҙ.Был йортто атайым үҙ ҡулдары менән төҙөнө. Уға ағайҙарым һәм бабайҙарым да ярҙам итте.
Атайым Валерий Борис улына 42 йәш. Ул ағастан матур итеп биҙәкләп өҫтәл, ултырғыс, карауат һәм башҡа әйберҙәр яһай. Кешеләргә ул умарта эшләй, өйҙәр,мунсалар һала.
Беҙ бал ҡорттары ла тотабыҙ, ете умартабыҙ бар. Баҡсабыҙҙа емеш – еләк, йәшелсә үҫтерәбеҙ. Виноград, декоратив пальмаларыбыҙ ҙа бар.Һеңлем менән икәүләп атай – әсәйемә һәр эштә ярҙам итәбеҙ.
2. Найдите из текста ответы на следующие вопросы.
1) Гөлназ кемдәр менән йәшәй ?
2) Гөлназдың атаhына нисә йәш ?
3) Атаhы нимәләр эшләй ?
4) Улар нимә үҫтерәләр ?
3. В каких словах вместо точек нужно написать букву – ө. Произнесите эти слова правильно и напишите их.
тупр…ҡ ғал…м төҙөл…ш байр…м
к…н бол…т нәҙ...к к…рәш
Напишите цифры словами.
444 206 85
107 310 99
18 555 841
Вариант 2.
Напишите цифры словами.
405 306 146
93 204 66
545 58 25
Вариант 3.
Напишите цифры словами.
547 508 88
74 32 79
13 222 874
Вариант 4
Напишите цифры словами.
243 501 66
65 86 49
17 777 673
Вариант 5
Напишите цифры словами.
358 306 55
37 74 63
19 444 791
Вариант 6
Напишите цифры словами.
137 204 44
58 93 25
11 333 548
Вариант 7
«Яратҡан яҙыусыларым»
Мин китап уҡырға яратам. Ғәҙәттә, мин китапты китапхананан алып уҡыйым.
Минең өйҙә лә китаптарым күп кенә. Миңә илебеҙ тарихы, күренекле шәхестәр тураһында һәм детектив уҡыу оҡшай. Мин сит ил әҙәбиәтен дә, рус һәм башҡорт әҙәбиәтен яратып уҡыйым.
Рус яҙыусыларынан Иван Сергеевич Тургенев әҫәрҙәренә өҫтөнлөк бирәм. Ул минең өсөн ысын мәғәнәһендәге аристократ, ысын интеллигент, әҙәбиәтте, музыканы һәм сәнғәтте яҡшы аңлаған шәхес. Тургенев үҙенең әҫәрҙәрендә рус ҡатын – ҡыҙҙарының милли характерын асыуға өлгәшә.
Сит ил яҙыусыларынан О Генри оҡшай. Бәләкәй саҡта уҡыған “Һуңғы япраҡ” хикәйәһе көслө тәьҫорат ҡалдырған. Дауалап булмаған сир менән интегеүсе йәш ҡыҙ образы, уға төрлөсә ярҙам итергә, йәшәргә өмөт уятырға тырышҡан дуҫтары һаман онотолмай.
Башҡорт яҙыусыларынан Зәйнәб Биишеваның трилогияһы, Мостай Кәримдең шиғырҙары оҡшай.
2. Найдите из текста ответы на следующие вопросы.
1. Һин китап уҡырға яратаһыңмы? Ни өсөн?
2. Ниндәй китаптар уҡырға яратаһың?
3. Рус яҙыусыларынан кемдәр оҡшай?
4. Башҡорт яҙыусыларынан кемдәр оҡшай?
3. В каких словах вместо точек нужно написать букву - ҫ . Произнесите слова правильно и напишите их.
ҡо…ш ба..ыу и...ен кәбе...тә
һабан...уй һандуға... дөрө... ө...тәл
Напишите цифры словами.
20 17 79
63 85 88
306 107 32
Вариант 9.
Напишите цифры словами.
145 95 91
580 56 306
55 22 20
Вариант 10
Напишите цифры словами.
35 26 555
100 39 680
99 41 888
Вариант 11
Напишите цифры словами.
243 501 66
6386 49
17 777 673
Вариант 12
Напишите цифры словами.
547 508 88
74 32 79
13 222 874
Выберите подходящий глагол.
Табип яҡшы…
1) йырлай
2) дауалай
3) яһай
Вариант 13
Напишите цифры словами.
358 306 55
37 74 63
19 444 791
Выберите подходящий глагол.
Беҙҙең баҡсала һандуғас …
1) тегә
2) уҡый
3) һайрай
Вариант 14.
Напишите цифры словами.
137 204 44
58 93 25
11 333 548
Вариант 15.
Напишите цифры словами.
545 204 146
66 405 25
306 93 58
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета башкирского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- методическая литература, творческие работы преподавателя и студентов.
- раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- экран;
- телевизор, аудиомагнитофон, DVD, CD.
По специальностям
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых/Геофизические методы исследования скважин