Ролевая игра «Ярмарка вакансий»
Цель: отработать навыки представления себя при трудоустройстве, научить составлять резюме.
Инструкция
Педагог-тренер предлагает участникам представить, что все они сейчас находятся на «ярмарке вакансий». Для успешного приема на работу каждому из вас желательно иметь портфолио. В портфолио входит и резюме.
Резюме - это краткое изложение фактов личной и профессиональной биографии, профессиональных возможностей, опыта работы, показывает потенциал, возможности претендента занять определенную должность.
Педагог-тренер раздает участникам формы резюме (см. Приложение 1) и просит в течение 5 мин. заполнить их. По завершении участники по желанию зачитывают свои резюме. Обратите внимание участников на то, что информация, которую они подают в резюме должна быть четкой, лаконичной, грамотной.
На следующем этапе педагог-тренер говорит о том, что на ярмарке можно будет получить и предлагает выйти четырем добровольцам. Им предлагается выступить в роли руководителей предприятий, организаций, которым требуются работники на определенные должности. Каждый получает карточку с описанием «роли». Кроме того, «руководители» организаций должны составить перечень вопросов к претендентам на рабочие места.
Далее предлагается выйти еще восьми добровольцам. Это те, кто желает получить работу. Каждому из них тоже дается карточка с описанием «роли». Те участники, которые получили роли, действуют согласно инструкциям (см. Приложение 2).
Все остальные участники – наблюдатели. Они анализируют происходящее и заполняют «диагностическую карту наблюдателя» (см. Приложение 3). «Наблюдателям» предлагается присоединиться к одному из четырех «руководителей» таким образом, чтобы каждый имел по одному - два наблюдателя.
На подготовку ролей дается 2 мин. «Руководители» за это время готовят место для разговора с претендентами на рабочие места; те, кто желает получить работу, готовятся к собеседованию; наблюдатели знакомятся с диагностической картой.
По сигналу педагога-тренера «ярмарка» начинает работать. «Уважаемые дамы и господа! Сегодня в нашем городе проходит «ярмарка вакансий». Все, кто ищет работу - имеет шанс трудоустроиться, а вы, уважаемые работодатели – принять на работу самых достойных».
Упражнение проводится по методике «аквариум». Все участники сидят в кругу и наблюдают за тем, что демонстрирует каждая «ролевая подгруппа».
Вопросы для обсуждения:
■ как чувствовали себя «руководители-работодатели»?
■ как чувствовали себя те, кто пришел получить работу?
■ что повлияло на выбор именно этих претендентов?
■ комментарии у наблюдателей;
■ какие выводы можно сделать для себя?
Продолжительность упражнения 30 минут.
Приложение 1
Резюме
Фамилия Имя Отчество______________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Адрес ______________________________________________________
Телефон, е-mail _____________________________________________
Образование:
Дата поступления/окончания образовательной организации | Образовательная организация |
Дополнительное образование:
Дата поступления/ окончания образовательной организации | Образовательная организация |
Трудовая деятельность:
Период работы | Место работы | Должность |
Специальные навыки:
Дополнительная информация:
Приложение 2
Вы - директор нового магазина «Ашан», который будет открываться в вашем городе. Вам необходимо принять человека для раздачи рекламных проспектов в городе. Проведите собеседования с двумя претендентами. Выберите одну кандидатуру. |
Вы - заведующий парикмахерской. Вам нужен администратор. Проведите собеседование и выберите из двух кандидатур одну. |
Вы - главный редактор газеты «Вперед». В издательстве не хватает курьеров. Проведите собеседование с двумя претендентами и выберите одного. |
Вы - директор магазина мобильных телефонов. Вам нужен охранник. Проведите собеседование и выберите одного из претендентов. |
№1 | Вы закончили 10 класс, у вас каникулы, и вы решили устроиться на работу курьером. Газета «Вперед» ищет на временную работу курьера. Возьмите свое резюме и представьте себя так, чтобы вас приняли на работу. |
№2 | Вы закончили 10 класс, у вас каникулы, и вы решили устроиться на работу курьером. Газета «Вперед» ищет на временную работу курьера. Возьмите свое резюме и представьте себя так, чтобы вас не приняли. |
№3 | Вы закончили школу. Вам нужны деньги, и вы решили устроиться на работу, а именно администратором в парикмахерскую. Общайтесь так, чтобы вас приняли. |
№4 | Вы закончили школу. Вам нужны деньги, и вы решили найти работу. Вы хотите идти администратором в парикмахерскую. Ваш внешний вид не совсем соответствует имиджу администратора. Сделайте все, чтобы администратор сначала хотел вас принять, а потом, все же, отказал. |
№5 | Вы физически здоровый молодой человек. Хотите идти на работу в охрану. Во время собеседования убедите руководителя, только вы лучшая кандидатура. Обращайтесь дерзко, нагло, свысока. |
№6 | Вы физически здоровый молодой человек. Хотите идти на работу охранником. Во время собеседования убедите руководителя, только вы - лучшая кандидатура. |
№7 | Вы на каникулах. Хотите заработать денег. На ярмарке вакансий вам предложили временную работу - раздавать рекламные проспекты магазина «Ашан». Ваша внешность устраивает. Но во время собеседования вы не ответили почти ни на один вопрос. |
№8 | Вы на каникулах. Хотите заработать денег. На ярмарке вакансий вам предложили временную работу - раздавать рекламные проспекты магазина «Ашан». Ваша внешность устраивает. Во время собеседования удивите руководителя своим знанием дела. |
Приложение 3