Профориентационная игра «Спящий город»

Цель: обучение участников аргументировать свои предложения по разработке программ развития города с точки зрения разных профессий.

Инструкция

Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: «В некотором городе (если игра проходится в каком-то конкретном городе, то лучше сказать: «примерно в таком городе, как ...») некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, каждая команда должна в течение 10 минут разработать такие предложения по программе развития следующих направлений и презентовать их:

1 – порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлении и правонарушений (юридические аспекты);

2 – более совершенное управление городом (мэрская власть, управление);

3 – счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты);

4 – здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина).

Сейчас мы объединимся в команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».

2. Далее педагог-тренер рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В течение 10-15 минут каждая группа должна определить 5 основных дел для реализации своей программы и записать их на листочке. Сначала можно выписать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же как в вашем городе на данный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые программы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так называемые экономические и политические «лидеры». После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит от имени данной группы (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры».

3. Участники приступают к работе. Некоторое время педагог не вмешивается в обсуждения и лишь отмечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), которые представили бы свой проект программы.

4. Докладчики от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы данный этап проходил интереснее, педагог также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если обучающиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. Поэтому педагогу предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что обучающиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. К примеру, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров...»

5. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу. Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся...».

Упражнение «Подарок»

Цель: обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.

Инструкция

Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут.

Педагог-тренер: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу.

При этом важно выполнить три условия:

1 - подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия);

2 - подарок должен быть «с изюминкой», т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное);

3 - подарок должен быть доступным Вам по цене.

Вместе с группой педагог определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно, - какая у него (у нее) профессия».

Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом педагог (или любой участник) могут задавать уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные эле­менты данного профессионального труда.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Заметим, что и сам педагог может назвать свой подарок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.

Данное упражнения при всей своей юмористической направленности (и даже «несерьезности») воспринимается участниками с интересом и позволяет рассматривать особенности профессий в неожиданных ракурсах, а, следовательно, лучше осознавать эти особенности.

Упражнение «Кроссворд»

Цель: систематизация знаний участников.

Инструкция

Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.

1. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями.

2. Цели труда, заключающиеся в сравнении, проверке, оценке, сортировке.

3. Осмысленный порядок вещей.

4. Вещественные средства труда, используемые в работе плотника, хирурга, скульптора.

5. Ученый, автор самой известной в нашей стране классификации профессий.

6. Важнейшее условие правильного выбора профессии.

7. Цели труда, направленные на изменение предметов, материалов, процессов.

8. Влечение, интерес к какому-либо занятию.

9. Предмет труда в профессиях, связанных с текстами, формулами, расчетами, чертежами.

10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов и механизмов.

Профориентационная игра «Спящий город» - student2.ru

Упражнение «Внимание! Объявления»

Цель: формировать ответственное отношение к трудоустройству.

Инструкция

Участники объединяются в четыре подгруппы, каждая получает объявление о приеме на работу (см. Приложение).

Задание: прочитать объявления и обсудить вопросы к нему. Время выполнения 5 мин.

Желательно подобрать сомнительные и правильно оформленные объявления.

Вопросы для обсуждения:

■ какие выводы можно сделать для себя?

Продолжительность упражнения 15 минут.

Приложение

Объявление №1 Международная компания «INKO» приглашает на работу молодых девушек до 25 лет, рост не менее 170 см. Образование, стаж работы значения не имеет. Фирма организует обучение претендентов. Возможна работа за рубежом. Звоните 333458. Количество мест ограничено. ■ что импонирует вам в этом объявлении? ■ что настораживает?
Объявление № 2 Мы обеспечим вас работой. Гарантированный доход 1000 у.е. в месяц. Предпочтение отдается претендентам со знанием языка. Контактный телефон 222-345. ■ что импонирует вам в этом объявлении? ■ что настораживает?
Объявление № 3 Фирма «Сервис» ищет офис-менеджер. Требования: мужчина до 35 лет, образование высшее, желательно знание английского языка, владение компьютером, развитые коммуникативные способности, опыт работы с людьми не менее 2 лет. Резюме направляйте по факсу 777 451. ■ что импонирует валу в этом объявлении? ■ что настораживает?
Объявление № 4 Если вы хотите гарантированную работу за границей, то обращайтесь к нам. Контактный телефон 332111. ■ что импонирует валу в этом объявлении? ■ что настораживает?

Наши рекомендации