Методика «Готовность обучающихся к выбору профессии» (В.Б. Успенский)
Инструкция
Обучающимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».
1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.
2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
3. В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.
4. Вы выбираете профессиональную образовательную организацию потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.
5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональную образовательную организацию.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранную образовательную организацию.
20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).
22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.
23. Если не удастся поступить в избранную образовательную организацию, то Вы будете пытаться еще раз.
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация результатов
Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:
I: 1. 3. 6. 7. 8. 11. 12. 16. 17. 19. 20. 22. 23.
II: 2. 4. 5. 9. 10. 13. 15. 18. 21. 24.
Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:
0–6 баллов – неготовность;
7–12 баллов – низкая готовность;
13–18 баллов – средняя готовность;
19–24 балла – высокая готовность.
РАЗДЕЛ 3 ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
Счастье не в том, чтобы делать что хочешь, а чтобы всегда хотеть то, что делаешь».
А.Н. Толстой
Упражнение «Да - Нет»
Цель: формирование у участников собственных позиций по отношению к проблемам выбора профессии.
Инструкция
Определяются два противоположных полюса: один называется «согласен», второй - «не согласен», посередине - «сомневаюсь».
Педагог-тренер зачитывает по одному утверждению. Участники переходят на тот полюс, с которым они согласны и обосновывают свою точку зрения. Педагог может задавать уточняющие вопросы, подводит итог после каждого обсуждения. Важно подчеркнуть для участников, что нет правильных и неправильных точек зрения, есть лишь разные мнения.
Утверждения:
1. Школа дает обучающемуся нужные знания и навыки, необходимые для успешного трудоустройства.
2. Профессия выбирается раз и навсегда.
3. Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька.
4. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
5. Профессия предназначена человеку от рождения.
6. По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
10. Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
Вывод, сделанный педагогом-тренером: «Множество мнений, которые вы озвучили и услышали, способствуют формированию личной позиции каждого, обеспечивают большее количество решений, а следовательно, больше возможностей для нахождения вашего профессионального пути».
Упражнение «Моя будущая работа похожа на …»
Цель: развитие креативности, навыков рефлексии; вовлечение участников тренинга в дискуссию о проблеме профессионального выбора, об особенностях будущей профессиональной деятельности.
Инструкция
Все участники сидят в общем кругу. Педагог-тренер передает по кругу пакет с предметами (непрозрачный пакет с предметами по количеству участников тренинга. Например, мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, набор скрепок, и т. д.). Каждый участник должен, не глядя достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его будущая профессия похожа на этот предмет (например, «работа менеджера по продажам похожа на лупу, потому что он должен уметь замечать малейшие детали» и т. д.). Выбор обсуждается всеми участниками.