Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования
ПРОФЕССИОНАЛизация
Как компонент ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Донецк
«Истоки»
Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования
Позитивная социализация
Выпуск 1
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
КАК КОМПОНЕНТ
ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Некрасова Илона Николаевна
Мазуренко Лариса Николаевна
Донецк
Издательство «Истоки»
УДК 159.923.5
ББК 88.8
Н 48, М 13
Рекомендовано к печати ученым советом Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования
(протокол № ___ от _______ 2016 г.)
Рецензенты:
Чернышев Д.А. - д.п.н., профессор кафедры педагогики ДонНУ
Гордеева А.В. - к.псих. н., доцент, заведующая кафедрой
психологии ДонНУ
Галкин С.Г.. – заведующий центром менеджмента и аттестации Донецкого РИДПО
Уманец Г.М. – заведующая центром инклюзивного и специального образования Донецкого РИДПО
Научные консультанты:
Чернышев А.И. - к.п.н., профессор, ректор Донецкого РИДПО
Черникова Л.Г. – доцент, ученый секретарь Донецкого РИДПО
Некрасова И.Н., Мазуренко Л.Н.
Н 48, М 13 Профессионализация как компонент позитивной социализации личности/ И.Н. Некрасова, Л.Н. Мазуренко; Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. - Донецк: Изд-во «Истоки», 2016. - 175 с.
В пособии представлены результаты работы научно-исследовательской лаборатории при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования по теме «Позитивная социализация обучающихся на современном этапе развития региона».
Исследования проводились на базе общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования Донецкой Народной Республики.
Материалы пособия могут быть использованы администрациями, педагогами, психологическими службами общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования при проведении профориентационной работы с детьми.
УДК 159.923.5
ББК 88.8
©Некрасова И.Н., Мазуренко Л.Н., 2016
©Донецкий РИДПО, 2016.
©Изд-во «Истоки», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ. | |
РАЗДЕЛ 1 Профессионализация как стержневой компонент позитивной социализации личности в школьном возрасте. | |
1.1 Социально-психологические особенности профессионализации и профессиональных предпочтений школьников образовательных организаций Донецкой Народной Республики. | |
1.1.1 Профессионализация и социальное развитие подростка. | |
1.1.2 Анализ существующих проблем в сфере профессионализации школьников как возможных дестабилизирующих факторов их позитивной социализации. | |
1.2 Образование на протяжении жизни и его роль в процессе позитивной социализации личности. | |
РАЗДЕЛ 2 Диагностический инструментарий | |
2.1 Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) | |
2.2 Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд) | |
2.3 Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) | |
2.4 Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка | |
2.5 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс) | |
2.6 Методика диагностики степени готовности к риску (Шуберт) | |
2.7 Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман, модификация В.В. Бойко) | |
2.8 Методика «Корректурная таблица» | |
2.9 Методика «Прогноз» | |
2.10 Опросник креативности (Рензулли) | |
2.11 Тест «Профпригодность» | |
2.12 Методика «Готовность обучающихся к выбору профессии» (В.Б. Успенский) | |
РАЗДЕЛ 3 Тренинговые упражнения по подготовке обучающихся к выбору профессии и трудоустройству | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
ГЛОССАРИЙ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по профориентации и профессиональному самоопределению старшеклассников | |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ |
ВСТУПЛЕНИЕ
Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет.
Дж. Голсуорси
Сегодня на фоне современной экономической и политической ситуации в Донецкой Народной Республике приоритетом является стремление населения к профессиональному совершенствованию и профессиональному росту. В Республике существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.
Проблема становления профессионала - это, в первую очередь, проблема личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней и ее представителям требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях[1].
Вопросам профессионализации посвящены труды многих авторов: Климов Е.А., Кон И.С., Зараковский Г.К., Зеер Э.Ф., Пряжников Н.С., Андреева Г.М., Лукин В.В., Столяренко Л.Д., Андреенкова Н.В., Тимонина И.В., Трубников В.Е., Дружинин Н.Е., Черникова Т.В., Резапкина Г.В., Павлова Т.Л., Степанский В.И., Чистякова С.Н. и др.
К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий. Основные факторы, влияющие на выбор профессии, можно объединить в две группы: субъективные и объективные. К субъективным относят интересы, способности, особенности темперамента и характера. К объективным - уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированность о мире профессий. К объективным факторам тесно примыкают социальные характеристики, например такие, как образовательный уровень родителей, социальное окружение[2], принадлежность к той или иной социальной группе, гендерные отличия в профессиональном самоопределении и т.п.
По мнению одного из ведущих специалистов в области психологии труда Е.А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами. Это: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности[3].
Климов Е.А., анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности3. Первичная профессионализация (включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности) личности начинается в детском возрасте, в рамках дошкольной и школьной подготовки. Ее сущность состоит в усвоении общезначимых социальных и профессиональных ценностей, таких как престиж той или иной профессии, ее общественная значимость.
Профессионализация является неотъемлемым компонентом общей социализации личности. Социальный характер профессионализации обусловлен социальным смыслом профессиональной деятельности, возникшей в ходе общественного разделения труда и носящей институциональный характер[4].
Профессиональная социализация - это процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности[5].
В силу своего социального характера, профессионализация личности осуществляется посредством деятельности определенных общественных структур и социальных институтов. Социальными агентами профессионализации являются семья, общие образовательные учреждения, социальные организации и трудовые коллективы, государство в целом.
Необходимо отметить, что в контексте реформирования и модернизации системы образования Донецкой Народной Республики огромное внимание уделяется вопросам позитивной социализации обучающихся средствами общественно-государственного управления в системе образования Республики. Общественно-государственное регулирование образовательного процесса осуществляется непосредственно через социальное партнерство с выходом на формирование государственного заказа в сфере образования.
Поэтому в структуру содержания прогрессивных моделей школьного управления процессом позитивной социализации при осуществлении образовательной организацией направленного влияния на социальную интеграцию ребенка в общество необходимо обязательно привлечь ресурсы ранней дотрудовой профессиональной подготовки детей и подростков.
Результаты теоретических и практических исследований состояния проблемы ранневозрастной профилизации и дотрудовой профессиональной подготовки, приведенные и проанализированные ниже по тексту в данном сборнике, позволяют утверждать, что современной системе общего образования необходима спланированная и выверенная, в соответствии с государственным заказом общества на определенные специальности и профессии, профориентационная и просветительская работа.
Представляется, что наиболее качественно решить данную задачу можно посредством использования интегрированных блоков предметного обучения, в рамках которых педагоги-предметники выстраивают систему разветвленных межпредметных свзяей в масштабах профессионально-ориентированных предметных кластеров. Предметные кластеры позволяют эффективно разрешить проблемные вопросы ранней дотрудовой профессионализации через просвещение, агитацию и профессиональную ориентацию обучающихся.
Данное пособие содержит методические рекомендации относительно правил формирования профессионально-ориентированных кластеров.
Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.
Вопросами профессионализации личности как компонента ее позитивной социализации занималась научно-исследовательская лаборатория «Позитивная социализация обучающихся на современном этапе развития региона» при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования. Руководитель лаборатории - к.психол.н., доцент кафедры менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО Некрасова И.Н., научный консультант - ученый секретарь РИДПО, доцент Черникова Л.Г., проектные менеджеры лаборатории - старшие преподаватели кафедры менеджмента образования и психологии: методист центра воспитания и развития творческой личности Донецкого РИДПО Мазуренко Л.Н., методист центра менеджмента и аттестации Донецкого РИДПО Коваль Н.Н.
В данном пособии представлены результаты работы лаборатории.
Исследования проводились на базе общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования Донецкой Народной Республики - базовых образовательных организаций лаборатории:
§ Донецкая гимназия информационных технологий № 61;
§ Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 86;
§ Комсомольская общеобразовательная школа I-III ступеней № 1 управления образования администрации Старобешевского района;
§ Филиал «Фортуна» Центра дополнительного образования детей и юношества Кировского района г. Донецка.
Материалы пособия могут быть использованы педагогами Республики, администрациями и психологическими службами образовательных организаций в рамках мероприятий по позитивной социализации детей и подростков при проведении профориентационной работы с ними.