Мин) Введение карточек-«светофор».
– А если и нам с помощью сигналов светофора регулировать движение нашего урока? Но для этого нужен специальный, школьный светофор (учитель показывает карточку-«светофор» и дети тоже должны приготовить свои «светофоры»).
***
– Когда на уроке вы со всем согласны, не имеете никаких возражений и замечаний, то есть говорите «Да», – на ваших карточках-«светофорах» горит зеленый свет. Договорились? Да? Ответьте мне «светофором».
***
– Если вы не согласны, имеете возражения и замечания; считаете, что нужно остановиться, разобраться, то есть говорите «Нет» или «Стоп», – это красный цвет на ваших карточках. А можно ли двигаться на красный свет? Ответ «светофором».
***
– Сейчас я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы согласны с ними – показываете зеленый цвет «светофора». Если не согласны, имеете возражения – красный цвет. (Все «неправильные» высказывания должны по ходу исправляться.)
– Днем светло.
– В небе летают грузовики.
– Снег зеленый.
– Моя мама старше меня.
– Мамонта можно увидеть в зоопарке.
– Два плюс три равно пять.
– Когда снег растает, получится лед.
– Ученики нашего класса были на Луне.
– По утрам полезно делать exercises.
Возникает проблемная ситуация: так как смысл последнего высказывания непонятен, его невозможно оценить «светофором». Дети вынуждены спросить, что значит незнакомое слово. После объяснения учителя показывается соответствующий цвет «светофора».
Учитель может предложить в ситуациях непонимания поднимать одновременно две руки: жест «Хочу говорить» и красный цвет светофора. Учитель призывает детей быть внимательными и, наряду с правильными и ошибочными, включает в дальнейшую игру и те высказывания, смысл которых детям непонятен.
– Мороженое делают из ваты.
– У львов есть хвосты.
– Птеродактиль умеет летать.
– Когда молоко закипит, получится каша.
– Растения питаются комарами.
– Миниатюры часто встречаются в старинных книгах.
– Все слова в разговоре начинаются со звука «И».
– Сейчас светит солнце.
– Вы устали? Покажите «светофором».
***
– А теперь скажите хором.
– …
4. (7 мин) Игра «Внимательный водитель».
– Правила дорожного движения должны соблюдать пешеходы и водители. Что такое быть пешеходом – вы хорошо знаете. А сейчас каждый из вас попробует быть водителем. Для этого прежде всего нужна дорога. Каждый из вас в тетради должен изобразить как можно более извилистую, полную крутых и опасных поворотов, дорогу (учитель на доске может изобразить участок дороги).
– А теперь нам нужен автомобиль. Это будет ваша ручка, которую вы поведете по дороге в тетради.
Перед началом движения – несколько слов. Вам предстоит проехать по трудной и опасной дороге. Водитель должен быть внимательным и сосредоточенным. Нужно стараться двигаться посередине дороги, не подъезжая близко к обочине. Но при этом не нужно двигаться слишком медленно, иначе вас обгонит любой пешеход, или слишком быстро, чтобы не слететь в кювет.
На старт! Приготовились! Начали! Счастливого пути!
– Поздравляю всех с прибытием! А сейчас проверьте правильность прохождения маршрута. Если вы справились с управлением, не допустили ошибок, поднимите зеленый цвет. Если были ошибки, покажите красный цвет на «светофоре».
Учитель благодарит детей за работу и выражает уверенность в том, что они в дальнейшем будут справляться с работой так, чтобы не было ошибок и на их «светофорах» всегда был только зеленый свет.
Мин) Подведение итогов.
Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что нового сегодня узнали на уроке?», «Что было самое интересное?», «Ответьте «светофором»: «Вам понравился урок?».
УРОК 2
ТЕМА: Противоречие «Люблю – не люблю».
ЦЕЛИ:
– обсудить, что любят и не любят дети;
– познакомить с понятием «Противоречие»;
– прививать терпимость к чужому мнению;
– развивать речь, внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: ученики: сигнальная карточка « Светофор».
ХОД УРОКА
1. (5 мин) Чтение сказки «Лиса и журавль».
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать к себе в гости:
– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и приговаривает:
– Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
– Не обессудь, куманек! Больше угощать нечем. Журавль ей отвечает:
– Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
– Кушай, кумушка! Право, больше ничего нету.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока всё не съел.
– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
– Почему лиса с журавлем перестали ходить друг другу в гости?
– …
– Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?
– А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится из тарелки есть, а лиса из кувшина?
– …
– Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть.
Мин) Беседа «Что я люблю?».
– В первый день вы знакомились между собой, узнали о семье, увлечениях; о том, как провели лето... А сегодня мы с вами узнаем, кто что любит.
Учитель называет темы, а дети в парах друг другу говорят, что они любят из названного. Примерные темы: сладости, еда, напитки, игрушки, игры, телепередачи, певцы, времена года, сказки, цветы, животные, что делать, где быть и т.п. В конце учитель делает вывод, что, узнав о предпочтениях друг друга, дети постараются это учитывать.