Способен высказать суждение по

- обоснованию актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования

- способен

- выполнить исследовательский поиск

- общаться на межличностном, командном уровнях, учитывая индивидуальные особенности личности

5. Постреквизиты:биостатистика, эпидемиология

6. Краткое содержание дисциплиныОрганизация научной работы в ВУЗе: Значение и сущность науки, научного поиска, научных исследований. Основные научные понятия, термины, методы, технологии, процедуры, теоретические положения научных исследований. Наука и научное исследование: развитие науки в различных странах мира. Ресурсные показатели научных исследований, показатели затрат и эффективности научных исследований. Методология научных исследований: научное исследование, его сущность и особенности. Методологический замысел исследования и его основные этапы. Подготовительный этап научно-исследовательской работы: проблема научного исследования, тема, объект и предмет исследования. Цель и ранжирование задач исследования. Формулировка гипотезы, виды гипотез, основные требования к научной гипотезе. Сбор научной информации. Написание и оформление научных работ.

7. Тематический план занятий

Тематический план лекций

Наименование тем лекций Краткое содержание лекции К-во часов
Организация научно-исследовательской работы Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса. Основные научные понятия, термины, методы, технологии, процедуры, теоретические положения научных исследований
Наука и научное исследование Развитие науки в различных странах мира. Методические основы определения уровня науки в различных странах мира. Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира. Ресурсные показатели научных исследований, показатели затрат и эффективности научных исследований
Методология научных исследований Научное исследование, его сущность и особенности. Научное знание, его сущность, особенности и необходимость приобретения. Виды и формы науки, ее роль и особенности. Методологический замысел исследования и его основные этапы
Понятийный аппарат научного исследования Проблема, противоречие, актуальность, объект и предмет исследования, гипотеза, цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Культура и мастерство исследователя Основные понятия: профессионально-значимые качества исследователя, научная школа, новаторство, этика исследователя, культура исследователя, правила цитирования, педагогический такт, научный руководитель
  Всего  


Тематический план практических занятий

Наименование тем занятий Краткое содержание занятий К-во часов
Значение науки и научных исследований Наука и общество. Определения понятий: «факт», «наука», «научный метод», «исследование», «научное исследование», «научная работа». Многозначность понятия «исследование». Основные характеристики исследования. Ограниченность возможностей науки. Применение научного метода в исследовании. Главная цель научного исследования.
Исследовательское поведение Определение понятия «исследовательское поведение». Особенности исследовательского поведения. Функции исследовательского поведения. Мотивация исследовательского поведения
Исследовательский метод обучения Исследовательский поиск как неотъемлемая часть любой профессии, его основные составляющие. Творческий поиск. Творчество как наиболее яркое проявление исследовательского поведения
Исследовательская деятельность в высшей школе Непрерывное образование. Определения понятий: «исследовательское обучение», «исследовательский метод обучения». Исследовательский метод обучения как главный инструмент развития исследовательского поведения. Научно-ориентированное обучение студентов как перспективное направление развития системы образования. Уровни исследовательского метода обучения
Понятие исследовательской деятельности Определения понятий: «исследовательская деятельность», «исследовательская деятельность студентов». Исследовательская деятельность как устойчивая форма образовательного процесса. Главная цель исследовательской деятельности в сфере образования.
Методология научного исследования Методология научного познания. Принципы, формы и способы научно-исследовательской деятельности. Понятие «метод исследования». Общие (общенаучные) и специальные (частные) методы научного исследования. Взаимосвязь общенаучных (общих) и специальных (частных) методов научного исследования.
  Общая схема последовательности проведения исследований Постановка проблемы; определение сферы исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; изучение теории, посвященной данной проблематике; выбор методов исследования и практическое овладение ими
Определение последовательности проведения исследования; сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов; экспертный анализ; оценка и доработка; собственные выводы; подготовка отчета; защита; обсуждение итогов работы
Общенаучные методы исследования методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др.) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.)
  Доказательство Состав и структур доказательства. Опровержение и его структура. Логические ошибки  
  Всего  


Тематический план самостоятельной работы обучающегося

под руководством преподавателя (СРОП)

  Наименование тем занятий К-во часов График консультаций СРОП
Виды исследовательской деятельности обучающегося: учебно-исследовательская и научно-исследовательская по графику
Обзор основных направлений развития научных исследований в Казахстане и за рубежом. по графику
Типы и уровни научных исследований по графику
Выбор методов исследования. Методологическая основа научной деятельности: объективность, соответствие истине и исторической правде, моральные критерии. по графику
Фальсифицируемость как критерий научности по графику
Патентное право. Понятие и признак изобретения. Составление и подача заявки на предполагаемое изобретение. Экспертиза заявки и выдача патента. по графику
Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку по графику
Подготовка и публикация научной статьи:определение темы статьи, подбор источников, группировка авторов. Правила цитирования, аннотация, ключевые слова, оценка актуальности, новизна, выводы по графику
Внедрение и эффективность научных исследований по графику
Особенности и перспективы развития молодежной науки в вузе по графику
  Всего  

Тематический план, график выполнения и сдачи заданий

самостоятельной работы обучающегося (СРО)

№   Тема СРС Задания/формы проведения СРО Формы контроля СРО К-во часов График выполнения и сдачи СРО
Методологические источники исследования Устный доклад устное обсуждение вопросов темы практическое занятие №2
Методы научного исследования в документоведении презентация Ответы на вопросы по работе практическое занятие №3
Патентные и литературные источники Реферат либо презентация Умение обосновать   Практическое занятие№4
Анализ научной и практической значимости проводимых исследований Презентация, таблица Доказательное изложение материала практическое занятие №4
Технология подготовки реферата: структура, правила оформления текста реферата Презентация или устный доклад Публичная защита работы по заданной теме Практическое занятие №5
Технология подготовки научной статьи: требования к оформлению содержания, структуре. Реферат с практической демонстрацией технологии Контроль соответствия требованиям практическое занятие №6
Технология подготовки рецензии Собственный образец Проверка правильности составления рецензии Практическое занятие №7
Составление обзоров и отчетов презентация Проверка умения делать обзор, отчет практическое занятие №8
Критерии оценки научной работы Составление критериев Проверка правильности составления критериев Практическое занятие №9
Виды ответственности за нарушение прав автора и патентообладателя Таблица, презентация совместное обсуждение практическое занятие №10
  Всего  

Литература основная

Основная

1. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. - М.: Форум, 2010. - 208 с.

2. Баскаков, А. Я., Методология научного исследования. / Н. В. Туленков –М.: МАУП, 2005. – 216с.

Дополнительная:

1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 460 с.

2. Чекалева Н.В., Чуркина Н.И. Рабочая тетрадь по курсу «Методология и методы научного исследования». Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013.

3. Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы V международной научно-практической конференции. - Самара, 26 декабря 2014 г. – Самара: Изд-во "Инсома-пресс", 2014. – 124 с.

4. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций. – М.: Информпресс, 2006. – 182с.

5. Поппер, К. Логика научного исследования. — М.: Республика. 2004. — 447с.

6. Кожухар, В. М. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. М. Кожухар. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 216с.

7. Рузавин, Г. И. Методология научного познания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г. И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 288с.

8. Пивоев, В. М. Философия и методология науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. М. Пивоев. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 321с.

9. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие/Н.А.Виноградова, Л.В.Борикова. – 8-ое изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 96с.

10. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 460 с.

10. Методы обучения и преподавания:малые группы, ситуационные задачи, работа в парах, презентации т.д.

11. Критерии и правила оценки знаний:Контроль и оценка результатов обучения проводится согласно унифицированной методике рейтинга, принятой в ЗКГМУ имени М. Оспанова и включает текущий, рубежный и итоговый контроль.

Текущий контроль проводится ежедневно в ходе каждого занятия с занесением оценки в учебный журнал соответственно дням расписания предусмотренным, для изучения кредита.

Рубежный контроль предусмотрен на 5 –ом и 10-м занятии в виде устного экзамена или бланочного тестирования по изученным темам. Также оценивается самостоятельная работа студента (СРСП, СРС), предусмотренная рабочей программой, с указанием литературы по темам.

Итоговый контроль проводится в виде тестирования в Центре тестирования по изученным темам после полного изучения кредита. Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как максимальный показатель успеваемости – и составляет 40% итоговой оценки, а промежуточные аттестации (текущие и рубежные) – 60%, что составляет 100%. Итоговая оценка определяется по формуле:

И= Р1 + Р 2 / 2 * 0,6 + Э * 0,4

Где: Р1 – оценка первого рейтинга; Р2 – оценка второго рейтинга; Э – экзаменационная оценка.

Поэтому для корректности подсчета итоговой оценки необходимо оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене в процентах от 0 до 100 %, по международной многобалльной буквенной системе оценки знаний.

Наши рекомендации