Способен высказать суждение по
- обоснованию актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования
- способен
- выполнить исследовательский поиск
- общаться на межличностном, командном уровнях, учитывая индивидуальные особенности личности
5. Постреквизиты:биостатистика, эпидемиология
6. Краткое содержание дисциплиныОрганизация научной работы в ВУЗе: Значение и сущность науки, научного поиска, научных исследований. Основные научные понятия, термины, методы, технологии, процедуры, теоретические положения научных исследований. Наука и научное исследование: развитие науки в различных странах мира. Ресурсные показатели научных исследований, показатели затрат и эффективности научных исследований. Методология научных исследований: научное исследование, его сущность и особенности. Методологический замысел исследования и его основные этапы. Подготовительный этап научно-исследовательской работы: проблема научного исследования, тема, объект и предмет исследования. Цель и ранжирование задач исследования. Формулировка гипотезы, виды гипотез, основные требования к научной гипотезе. Сбор научной информации. Написание и оформление научных работ.
7. Тематический план занятий
Тематический план лекций
№ | Наименование тем лекций | Краткое содержание лекции | К-во часов |
Организация научно-исследовательской работы | Цели, предмет, метод и задачи, обзор тем курса. Основные научные понятия, термины, методы, технологии, процедуры, теоретические положения научных исследований | ||
Наука и научное исследование | Развитие науки в различных странах мира. Методические основы определения уровня науки в различных странах мира. Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира. Ресурсные показатели научных исследований, показатели затрат и эффективности научных исследований | ||
Методология научных исследований | Научное исследование, его сущность и особенности. Научное знание, его сущность, особенности и необходимость приобретения. Виды и формы науки, ее роль и особенности. Методологический замысел исследования и его основные этапы | ||
Понятийный аппарат научного исследования | Проблема, противоречие, актуальность, объект и предмет исследования, гипотеза, цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования | ||
Культура и мастерство исследователя | Основные понятия: профессионально-значимые качества исследователя, научная школа, новаторство, этика исследователя, культура исследователя, правила цитирования, педагогический такт, научный руководитель | ||
Всего |
Тематический план практических занятий
№ | Наименование тем занятий | Краткое содержание занятий | К-во часов |
Значение науки и научных исследований | Наука и общество. Определения понятий: «факт», «наука», «научный метод», «исследование», «научное исследование», «научная работа». Многозначность понятия «исследование». Основные характеристики исследования. Ограниченность возможностей науки. Применение научного метода в исследовании. Главная цель научного исследования. | ||
Исследовательское поведение | Определение понятия «исследовательское поведение». Особенности исследовательского поведения. Функции исследовательского поведения. Мотивация исследовательского поведения | ||
Исследовательский метод обучения | Исследовательский поиск как неотъемлемая часть любой профессии, его основные составляющие. Творческий поиск. Творчество как наиболее яркое проявление исследовательского поведения | ||
Исследовательская деятельность в высшей школе | Непрерывное образование. Определения понятий: «исследовательское обучение», «исследовательский метод обучения». Исследовательский метод обучения как главный инструмент развития исследовательского поведения. Научно-ориентированное обучение студентов как перспективное направление развития системы образования. Уровни исследовательского метода обучения | ||
Понятие исследовательской деятельности | Определения понятий: «исследовательская деятельность», «исследовательская деятельность студентов». Исследовательская деятельность как устойчивая форма образовательного процесса. Главная цель исследовательской деятельности в сфере образования. | ||
Методология научного исследования | Методология научного познания. Принципы, формы и способы научно-исследовательской деятельности. Понятие «метод исследования». Общие (общенаучные) и специальные (частные) методы научного исследования. Взаимосвязь общенаучных (общих) и специальных (частных) методов научного исследования. | ||
Общая схема последовательности проведения исследований | Постановка проблемы; определение сферы исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; изучение теории, посвященной данной проблематике; выбор методов исследования и практическое овладение ими | ||
Определение последовательности проведения исследования; сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов; экспертный анализ; оценка и доработка; собственные выводы; подготовка отчета; защита; обсуждение итогов работы | |||
Общенаучные методы исследования | методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др.) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) | ||
Доказательство | Состав и структур доказательства. Опровержение и его структура. Логические ошибки | ||
Всего |
Тематический план самостоятельной работы обучающегося
под руководством преподавателя (СРОП)
Наименование тем занятий | К-во часов | График консультаций СРОП | |
Виды исследовательской деятельности обучающегося: учебно-исследовательская и научно-исследовательская | по графику | ||
Обзор основных направлений развития научных исследований в Казахстане и за рубежом. | по графику | ||
Типы и уровни научных исследований | по графику | ||
Выбор методов исследования. Методологическая основа научной деятельности: объективность, соответствие истине и исторической правде, моральные критерии. | по графику | ||
Фальсифицируемость как критерий научности | по графику | ||
Патентное право. Понятие и признак изобретения. Составление и подача заявки на предполагаемое изобретение. Экспертиза заявки и выдача патента. | по графику | ||
Логика устного сообщения. Требования к стилю и языку | по графику | ||
Подготовка и публикация научной статьи:определение темы статьи, подбор источников, группировка авторов. Правила цитирования, аннотация, ключевые слова, оценка актуальности, новизна, выводы | по графику | ||
Внедрение и эффективность научных исследований | по графику | ||
Особенности и перспективы развития молодежной науки в вузе | по графику | ||
Всего |
Тематический план, график выполнения и сдачи заданий
самостоятельной работы обучающегося (СРО)
№ | Тема СРС | Задания/формы проведения СРО | Формы контроля СРО | К-во часов | График выполнения и сдачи СРО |
Методологические источники исследования | Устный доклад | устное обсуждение вопросов темы | практическое занятие №2 | ||
Методы научного исследования в документоведении | презентация | Ответы на вопросы по работе | практическое занятие №3 | ||
Патентные и литературные источники | Реферат либо презентация | Умение обосновать | Практическое занятие№4 | ||
Анализ научной и практической значимости проводимых исследований | Презентация, таблица | Доказательное изложение материала | практическое занятие №4 | ||
Технология подготовки реферата: структура, правила оформления текста реферата | Презентация или устный доклад | Публичная защита работы по заданной теме | Практическое занятие №5 | ||
Технология подготовки научной статьи: требования к оформлению содержания, структуре. | Реферат с практической демонстрацией технологии | Контроль соответствия требованиям | практическое занятие №6 | ||
Технология подготовки рецензии | Собственный образец | Проверка правильности составления рецензии | Практическое занятие №7 | ||
Составление обзоров и отчетов | презентация | Проверка умения делать обзор, отчет | практическое занятие №8 | ||
Критерии оценки научной работы | Составление критериев | Проверка правильности составления критериев | Практическое занятие №9 | ||
Виды ответственности за нарушение прав автора и патентообладателя | Таблица, презентация | совместное обсуждение | практическое занятие №10 | ||
Всего |
Литература основная
Основная
1. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие. - М.: Форум, 2010. - 208 с.
2. Баскаков, А. Я., Методология научного исследования. / Н. В. Туленков –М.: МАУП, 2005. – 216с.
Дополнительная:
1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 460 с.
2. Чекалева Н.В., Чуркина Н.И. Рабочая тетрадь по курсу «Методология и методы научного исследования». Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013.
3. Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы V международной научно-практической конференции. - Самара, 26 декабря 2014 г. – Самара: Изд-во "Инсома-пресс", 2014. – 124 с.
4. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций. – М.: Информпресс, 2006. – 182с.
5. Поппер, К. Логика научного исследования. — М.: Республика. 2004. — 447с.
6. Кожухар, В. М. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В. М. Кожухар. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 216с.
7. Рузавин, Г. И. Методология научного познания [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г. И. Рузавин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 288с.
8. Пивоев, В. М. Философия и методология науки [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. М. Пивоев. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 321с.
9. Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие/Н.А.Виноградова, Л.В.Борикова. – 8-ое изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 96с.
10. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 460 с.
10. Методы обучения и преподавания:малые группы, ситуационные задачи, работа в парах, презентации т.д.
11. Критерии и правила оценки знаний:Контроль и оценка результатов обучения проводится согласно унифицированной методике рейтинга, принятой в ЗКГМУ имени М. Оспанова и включает текущий, рубежный и итоговый контроль.
Текущий контроль проводится ежедневно в ходе каждого занятия с занесением оценки в учебный журнал соответственно дням расписания предусмотренным, для изучения кредита.
Рубежный контроль предусмотрен на 5 –ом и 10-м занятии в виде устного экзамена или бланочного тестирования по изученным темам. Также оценивается самостоятельная работа студента (СРСП, СРС), предусмотренная рабочей программой, с указанием литературы по темам.
Итоговый контроль проводится в виде тестирования в Центре тестирования по изученным темам после полного изучения кредита. Экзаменационная оценка по дисциплине определяется как максимальный показатель успеваемости – и составляет 40% итоговой оценки, а промежуточные аттестации (текущие и рубежные) – 60%, что составляет 100%. Итоговая оценка определяется по формуле:
И= Р1 + Р 2 / 2 * 0,6 + Э * 0,4
Где: Р1 – оценка первого рейтинга; Р2 – оценка второго рейтинга; Э – экзаменационная оценка.
Поэтому для корректности подсчета итоговой оценки необходимо оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене в процентах от 0 до 100 %, по международной многобалльной буквенной системе оценки знаний.