Пунктуация в простом неосложнённом предложении (знаки препинания в конце предложения, тире между членами предложения)
Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например: -Сегодня я поеду к бабушке. -В дверь стучат. -Что за красота!
Знаки препинания в конце предложения:
-точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);
Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.
-вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?);
-восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!);
-многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания (Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.). Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения при перерыве речи. (Не хочу я... вот так.)
Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?
Когда подлежащее и сказуемое выражены:
-двумя существительными: Книга – источник знаний.
-двумя числительными: Пятью восемь – сорок.
-двумя инфинитивами: Жить – Родине служить.
-существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.
Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:
-личным местоимением и существительным: Он скептик.
-любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание "не" или слова "как", "точно", "как будто": Бедность не порок. Пруд как сталь.
Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого: Сталь закаляется в огне, а человек-в труде.
Упражнение 103. Перепишите предложения в таком порядке: а) повествовательные; б) вопросительные, в) побудительные. Объясните знаки препинания в конце предложения. Произведите синтаксический разбор 3 предложений (по 1 из каждой группы).
1. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию. 2. – Давайте работать, – повторил Лопатин. 3. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам. 4. Мишка строго взглянул на комбата: «Ты гляди, не обмани меня!» – «Ну что ты? Как можно!» 5. – Пойдем, внучек, во двор. 6. – Настя не приходила? – спрашивал Олексий. 7. Листопад смотрел на мать и думал: откуда у нее эта энергия, этот новый живой огонь? 8. К истории сына Порфирий Владимирыч отнесся довольно загадочно. 9. Сорок лет назад пароходы плавали медленно. 10. – Весь пожар видел, сначала? Бабушка-то как, а? 11. Все на восток, все на восток... Хоть бы одна машина на запад! 12. В эти часы дотла сгорела жизнь Федора Воганова. Но немецкие танки не прошли! 13. Чудесны облака в арктическом небе. 14. Радист включил репродуктор, оттуда рванулась веселая буря оркестра. Москва? Хабаровск? Новосибирск? Все равно – родина.
Упражнение 104. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните употребление тире.
1. Доктора те же адвокаты, с тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и убивают. 2. Чайка, когда она птица, а не символ, злющее существо: клюет на лету собратьев по профессии, вырывает у них добычу. 3. Красивая штука море, особенно если ты едешь лодырем в плавучем отеле и нет качки! 4. Что Сибирь страна холодов, это знают многие. Но многие не знают, что Сибирь страна солнца. 5. Грузоподъемность автомобиля семь тонн. 6. Я ж сказал, что я не гордый, я согласен на медаль. 7. Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. 8. Я и жуликов уважаю. По-моему, ни одна блоха не плоха. 9. Идем молча. Я ведущий, а куда веду? 10. Рыба для партизан еда редкая. А свежий зеркальный карп, хорошо поджаренный на подсолнечном масле, и в мирное время первоклассная закуска. 11. Полковник объявил перед строем, что мы партизанский отряд. 12. Она была насмешлива, горда, а гордость – добродетель, господа! 13. И в ночь, как съехать со двора, с конем был разговор, что все равно не ждать добра, что без коня не двор, что вместе жили столько лет, что восемь бед один ответ. 14. Наталья Степановна отличная хозяйка. 15. Ведь в супружестве, вы сами знаете, главная вещь солидный характер! 16. У жителей города с детства привычка названия улиц читать на табличках. 17. Кареты и кучера не последняя достопримечательность города и тотчас бросятся в глаза.
Упражнение 105. Спишите предложения, поставив, где необходимо, тире. Установите, какой член предложения опущен.
Образец: Днем – ростепель, капели, греет солнце (опущ. сказ.).
1. Над глубокими снегами синее, огромное и удивительное нежное небо. 2. Далеко впереди парят два старых беркута. В их полете спокойствие владык, в размерах крыльев могущество. 3. Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другой кран самовара. 4. От ученого набирайся ума, а от мастера – сноровки. 5.Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные вто- рую. 6. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ, судак ночью. 7. Золото добывают из земли, а знания из книги. 8. Ночь была облачная, река черная.
Упражнение 106. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире. Произведите синтаксический разбор 2-х предложений (на выбор, но одно из них должно быть неполное).
1. Короче сказать, в это время Невский проспект педагогический Невский проспект. 2. Вообрази, что это вокруг все пальмы, Юлечка кроткая лань, ты лев, я тигр. 3. Одесса город музыкальный. Но Одесса еще и город литературный. 4. Потерт сыромятный его тулуп, ушастая шапка его как склеп. 5. Самое лучшее для памяти моего отца это если вы оставите о ней заботу. 6. Скажите, пожалуйста, что вы за благодетель такой! Ведь помогать другим отнимать у себя. Что вас побуждает? 7. Покоя нет и быть не может. Окно как раненая грудь. 8. Он находил, что коммерция есть риск и отвечает за риск только коммерсант. 9. Звезда похожа на слезу, а кипарисы там, внизу, как две зеленые свечи в сандалом пахнущей ночи. 10. По-русски проститься значит попросить прощенья. 11. Уста без слов любить никто не мог, взор без огня без запаха цветок! 12. Потянулись улицы, сначала безмолвные, малолюдные, за ними шумные, с рокотом пролеток, лязгом трамваев, потом снова покойные и молчаливые. 13. Он подсел к Извековой и выдохнул, отдуваясь: «Просили подождать. Подождать это вежливость чиновников». 14. Они покосились друг на друга, и оба улыбнулись, Цветухин с беглым оттенком растерянности. 15. Пастухов вот это действительно общественное мнение! Надо просить Пастухова! 16. Бульвар как бы терраса города. За ним обрыв к морю.
Упражнение 107. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемое. При необходимости обратитесь к справочникам по пунктуации.
1. Лес как сад, как парк царя или вельможи. 2. У меня врожденная страсть противоречить... 3. Маленькие вагоны точно игрушки тянулись по профилю дороги. 4. Мудрость не в красоте, а в голове; сила не в пестром халате, а в мышцах. 5. Ну, что там конь! Конь огонь! 6. Ваш «Охотничий сборник» блистательная и, я надеюсь, выгодная в денежном отношении мысль. 7. У этой небольшой и скромной книжки свое обаяние, обаяние подлинности. 8. Федор Орлов моя партийная подпольная кличка. 9. Я, знаете ли, согласна... пусть! Почему же? Наука вещь хорошая, без литературы нельзя. 10. Я тебя понимаю. Но то и это вещи разные. 11. И счастлив тем, что я не чудо особой избранной судьбы.12. Я закричал: – Вы кто такие? – Мы листья, листья, листья! 13. У ночи мрак, у листьев шум, у ветра свист, у капли дробность, а у людей пытливый ум и жить упорная способность. 14. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха.