Сутра 45: господство над бхутами
Sthu̱lasvaru̱pasu̱ksma̱nvaya̱rthavattvasamyama̱d bhu̱tajayah
Sthu̱la ― грубый;
svaru̱pa ― реальная форма;
su̱ksma ― тонкий;
anvaya ― взаимопроникновение;
arthavattva ― служащий цели;
samyama̱t ― самьямой;
bhu̱tajayah ― господство над элементами.
Самьямой на грубых, основополагающих, тонких и взаимопроникающих состояниях, а также на цели бхут достигается господство над ними.
Существует пять состояний пяти элементов, а именно: их грубая форма, реальная форма, тонкая форма, универсальная форма и их цель. Самьяма на этих состояниях элементов дает господство над ними. [Слово] таттва здесь не означает качество; оно означает «таковость». Это компоненты некоего принципа. Они имеют отношение к состоянию существования объекта, его функциям и его природе. В санкхье и йоге существует множество таттв. Хотя они существенно различаются, они происходят от одного высшего принципа. Под пятью таттвами имеются в виду [грубые] элементы, которые называются земля, вода, огонь, воздух и эфир. Они созданы, чтобы служить объектами для самьямы. Но самьяма должна выполняться не только на грубой форме [элементов], но также на их тонкой [форме], основополагающей [природе] и универсальной форме. Основополагающей природой земли является твердость*, воды ― текучесть, огня ― жар [или светимость], воздуха ― подвижность и акаши (эфира) ― протяженность**.
Самьяма практикуется на этих основополагающих качествах. Под их тонкими состояниями имеются в виду их танматры, которые называются запах, вкус***, форма.
[или цвет], касание [или тактильное ощущение] и звук.
В оригинале допущена некоторая путаница между основополагающей природой элементов и их тонкими состояниями ― танматрами. Так в тексте приведены:
* ― запах вместо твердости,
** ― звук вместо протяженности,
*** ― вкус вместо текучести. (Прим. пер.)
Самьяма практикуется также на них. Подобным образом выполняется самьяма на их универсальной форме, которая общая для всех. Цель или функция бхут состоит в том, чтобы затем [в процессе инволюции] медитировать на них. Под функциями бхут имеются в виду двадцать пять таттв санкхьи, а именно: пуруша, пракрити, три внутренних органа, пять органов познания, пять двигательных органов, пять танматр и пять [грубых] элементов. Эти двадцать пять таттв и являются функциями бхут.
Сутра 46: Достижение анимы и т.д.
Tatoanima̱dipra̱durbha̱vah asampattaddharma̱nabhigha̱tashcha
Tatah ― после чего;
anima̱di ― анима и т. д.;
pra̱durbha̱vah ― появление;
ka̱yasampat ― телесно хорошо ;
tat ― тот;
dharma ― функция;
anabhigha̱tah ― отсутствие препятствий;
cha ― и.
От этого (следует) появление анимы (и др. сил), совершенство тела отсутствие препятствий со стороны функций тела.
Обладая господством над пятью элементами, как заявлено в предыдущей сутре, йог развивает психические силы, такие, как анима, лагхима и т.д. Его тело становится ершенным, и он преодолевает все препятствия из-за ограниченности тела и бхут. Таким образом, имеют место три фактора: появление анимы и др. сил, совершенство тела и преодоление всех препятствий.
Существует восемь видов психических сил, которые следуют вместе и называются ашта сиддхами:
1. Анима ―йог может делать свое тело маленьким, как атом.
2. Лагхима ― тело может быть сделано легким.
3. Махима ― тело может быть сделано большим.
4. Гарима ― тело может быть сделано тяжелым.
5. Прапти ― способность достигать любого места.
6. Пракамья ― беспрепятственное исполнение желания.
7. Вашитва ― контроль над объектами, органическими и неорганическими.
8. Ишитва ― способность создавать и разрушать по своей воле.
Эти восемь сиддх появляются как результат полного господства над пятью махабхутами. В дополнение к ним имеет место достижение совершенства тела. Третьим достижением является то, что на йога не влияют препятствия пракрити или [её] элементов.
Сутра 47: Совершенство тела
Ru̱pala̱vanyabalavajrasamhananatva̱ni ka̱yasampat
Ru̱pa ― форма, красота;
la̱vanya ― грация;
bala ― сила, энергия;
vajrasamhananatva̱ni ― крепость ;
ka̱ya ― физический;
sampat ― изобилие.