Семинар № 5. Тема «Технологии, стратегии, способы эффективного чтения»
(ОПК-2), (6 часа)
Вопросы для обсуждения:
1.Технология ИНЛОКК И. В. Усачевой;
2.Акмеологического чтения В.А. и С.М. Бородиных;
3.Стратегиальное чтение Н. Н.Сметанниковой,
4.Творческого чтения И.И. Тихомировой и др.
5. Технология быстрого чтения О.А. Андреева, Л. Н. Хромова
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, О. А. Тренируйте память : кн. для учащихся [текст] / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов – М. : Просвещение, 1996. – 102 с.
2.Андреев, О. А. Учись быть внимательным : кн. для учащихся [текст] / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. – М. : Просвещение, 1996. – 134 с.
3.Бородина, В. А. Теория и технологии читательского развития в отечественном библиотековедении [Текст] : в 2 ч. Ч. 1. Научные и методологические основы / В. А. Бородина. – М. : Школ.б-ка, 2006. – 336 с.
4.Галактионова, Т. Г. От чтения к самопознанию / Т. Г. Галактионова. – СПб. : Ин-т спец. педаг. и психол., 1999. – 156 с.
5.Гецов, Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой / Г. Г.Гецов – М.: Книга, 1975. – 111с.
6.Гибкоескорочтение – ваш ШАНС. Путь к творчеству и профессионализму в чтении (с текстами для тренировки) / Н. Л. Мышкина, Л.В. Кушнина. – М. : АСТ : Восток–Запад, 2006. – 190 с.
7.Загашев, И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма / И. Загашев // Библиотека в школе. – 2001. – № 17. – С. 56–59.
8.Зиганов, М. А. Как повысить качество и скорость чтения: Пособие для старшеклассников и студентов / М. А. Зиганов. – Калининград: Янтарный сказ, 1996. – 416 с.
9.Лезер Ф. Рациональное чтение : более быстрое и основательное / Ф. Лезер. – М. : Педагогика, 1980. – 160 с.
10.Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению : междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [Текст] / Н. Н. Сметанникова. – М. : Школ.б-ка. – 512 с.
Семинар № 5. Тема «Чтение как вид речевой коммуникации; связь письма, говорения, слушания и чтения»(ОК-8),(6часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Продуктивное слушание: влияние умения слушать на рациональное чтение.
2.Интеграция процессов чтения, письма, говорения, слушания.
3. Академическое письмо: процесс, продукт, практика
Рекомендуемая литература:
1.Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М.: Инфра. – 2005. – 237 с .
2.Короткина, И. Б. Академическое письмо : процесс, продукт и практика: учеб. пособие для вузов/ И.Б. Короткина. – М.: Издательство Юрай, 2016. – 295с.
3.Посталовский, И. З. Тренировка интенсивного слушания / И.З. Постоловский. – Одесса: Рекламосервис, 1999. – 240 с.
4.Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению : междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [Текст] / Н. Н. Сметанникова. – М. : Школ.б-ка. – 512 с.
Для заочного отделения
Семинар №1. Тема «Современный портрет библиотекаря как читателя»(ОПК-2), (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1.Чтение библиотекарей в XIX в.: особенности, проблемы исследования.
2.Характеристика чтения библиотекарей в XX в.: основные исследовательские подходы.
3.Проблема современных исследований чтения библиотекарей
Рекомендуемая литература:
1.Библиотекаи чтение: проблемы и исследования: Сб. науч. трудов / [сост.: В.Д. Стельмах, Д.К. Равинский, А.И. Рейнблат]; Рос.нац. б-ка, Рос. гос. б-ка. – СПб., 1995. – 26 с.
2.Будущее - за Россией читающей: День школ.библиотекаря в университете / Санкт-Петербург. Гуманит.ун-т профсоюзов. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. – 38 с.
3.Бутенко, И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты / И. А. Бутенко. – М.: Наука, 1997. – 132 с.
4. Грачёв, В.И. Социологические аспекты портретирования библиотекарей [Текст] / В.И. Грачёв // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития : сб. науч. тр. –Спб.,1992.–С.67–75.
5.Дубин, Б.В. Чтение в России-2008: тенденции и проблемы / Б.В. Дубин, Н.А. Зоркая; Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, Аналитический центр Юрия Левады. – М.: Новая элита, 2008. – 80 с.
6.Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет: Хрестоматия / под ред. Н.Л. Карповой, Г.Г. Граник, М.К .Кабардова. – М.: РШБА, 2013.– 432 с.
Задания для практических занятий
Практическая работа № 1. Тема «Организация внимания, мышления, памяти, воображения при эффективном профессиональном чтении» (ПК-11), (2 часа).
Цель работы – закрепление знания по теме: осознание основных понятий и терминов, формирование познавательных процессов средствами эффективного профессионального чтения.
Задание и методика выполнения: а) выписать и освоить основные понятия и термины темы; б) заполнить таблицу, выписывая упражнения на развитие познавательных процессов из разных авторских технологий.
. Авт. тех | Познавательные процессы | ||||
Мышление | Память | Воображение | Внимание | Речь | |
1.Технология быстрого чтения О.А. Андреева, Л. Н. Хромова | |||||
2. |
Практическая работа № 2. Тема «Технологии, стратегии, способы эффективного чтения» (ОПК-2), (6 часа)
Цель работы – закрепление знания по теме: осознание основных понятий и терминов.
Задание и методика выполнения: а) выписать и освоить основные способы, стратегии; б) заполнить таблицу, опираясь на анализ технологий чтения выявить и вписать в таблицу: авторов, название технологий чтения, читательское назначение, цель, формы, методы, приемы формирования эффективного чтения.
А)
Способ чтения | Определение терминов | |
Углубленное чтение | ||
Просмотровое чтение | ||
Чтение- сканирование | ||
Б)
Авторы технол. чтения | Название тех.чтения | Читательское назначение | Цель | Формы | Методы | приемы | |
Практическая работа № 3 Тема «Возможности аналитико-синтетической переработки текста для эффективного профессионального чтения»(ПК-27), (8 часов).
Цель работы – закрепление знания по теме; рационализация поиска информации и повышение продуктивности выборочного чтения, изучение формирования теоретических основ вопроса с использованием кейс-технологии.
Задание и методика выполнения: а) выявить литературу по проблемной теме (до 10 источников), связанной с библиотечной деятельностью;
б) составить кейс по теме. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям: 1. отбор информации должен осуществляться самостоятельно, дополнительно к рекомендованному списку преподавателем. 2.соответствовать четко поставленной цели; 3. иллюстрировать несколько взглядов на проблему; 4. провоцировать дискуссию; 5. иметь несколько решений.
в) сделать библиографическое описание; г) написать аннотации; д) краткий конспект; е) написать реферат.
Практическая работа № 4 Тема«Эффективное профессиональное чтение как речевая коммуникация»(ПК-10), (2 часа)
Цель работы– закрепление знания по теме, отработка на практике процессов эффективного слушания, написания научной статьи, подготовка публичного выступления по выбранной проблеме.
Задание и методика выполнения: 1) выявить литературу по теме: «Эффективное слушание», сделать краткий конспект, применить на лекции;
2) выявить литературу по проблемной теме (до 10 источников), связанной с библиотечной деятельностью; составить кейс по теме.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям: а).отбор информации должен осуществляться самостоятельно, дополнительно к рекомендованному списку преподавателем. б).соответствовать четко поставленной цели; в). иллюстрировать несколько взглядов на проблему; г). провоцировать дискуссию; д). иметь несколько решений;
3) написать научную статью, используя базовую модель академического текста;
4) подготовить публичное выступление с презентацией.
Практическая работа № 5 Тема «Разработка индивидуальной программы и стратегий самосовершенствования эффективного профессионального чтения»(ПК-11), (6 часов)
Цель работы – разработать индивидуальную программу и стратегии самосовершенствования эффективного профессионального чтения.
Задание и методика выполнения: Задание выполняется в три этапа. Первый этап – диагностический: включает: постановку и формулирование цели, задач самосовершенствования профессионального чтения, выявление проблем. Второй этап- планирование, разработка программы, стратегий самосовершенствования профессионального чтения. Третий этап - пилотажный, когда осуществляется доработка программ, стратегий.
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
Мелкогрупповые/индивидуальные занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены.
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ
(контрольного урока)
Контрольная работа в учебном процессе не используется.
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
Тестовые задания в учебном процессе не используются
.
6.3.4.6. Контрольная работа для обучающихся по заочной форме обучения и методические рекомендации по ее выполнению
Контрольная работа в учебном процессе не используется