Проверка конституционности федеральных законов.

Конституционный Суд РФ неоднократно принимал решения по делам о конституционности отдельных положений федеральных законов в сфере местного самоуправления. Так, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ становились нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «О муниципальной службе» и т.д.

Анализируя правовые позиции Конституционного Суда РФ, А.Н. Костюков и К.В. Маслов указывают, в частности, что за период с 2009 по 2014 годы Конституционным Судом РФ принято более тридцати решений, содержащих правовые позиции по вопросам местного самоуправления. При этом рассматривались вопросы прекращения полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц, соотношения правового статуса должностных лиц, прекращающих свои полномочия и вновь избираемых, вопросы проведения муниципальных выборов, вопросы закрепления системы органов местного самоуправления, взаимодействия органов местного самоуправления с иными органами публичной власти, непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, экономической основы местного самоуправления[226].

В качестве примера решения Конституционного Суда РФ как средства судебной защиты местного самоуправления можно привести Постановление от 27 июня 2013 г. № 15-П[227]. Было признано неконституционным проведение досрочных выборов главы муниципального образования до разрешения судом вопроса о законности удаления в отставку предшествующего главы муниципального образования. При этом Конституционный Суд РФ указал, что институт удаления главы муниципального образования в отставку как мера ответственности перед представительным органом, а в конечном счете – и перед населением, не является отступлением от Конституции РФ, поскольку предполагает, в частности, возможность судебной проверки законности решения об удалении в отставку. Установленный законом срок проведения досрочных выборов не может применяться вне связи с процессом судебной защиты прав удаленного в отставку с должности главы муниципального образования лица, а досрочные выборы не должны создавать препятствия для реализации соответствующих судебных гарантий его прав. На основании данного Постановления Конституционного Суда РФ в Закон об общих принципах организации местного самоуправления были внесены соответствующие дополнения.

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ ряд авторов рассматривает как систему конституционной юстиции.[228].

В настоящее время конституционные (уставные) суды действуют лишь в 17 субъектах Российской Федерации. Их деятельность по защите права осуществления местного самоуправления в основном носит схожий характер с практикой Конституционного Суда РФ. Как правило, судами рассматриваются споры, касающиеся ущемления организационной самостоятельности местного самоуправления.

Так, Конституционный суд Республики Дагестан своим решением от 25 ноября 1998 г. обеспечил защиту конституционного права на осуществление местного самоуправления. Им были признаны неконституционными положения республиканского закона «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Дагестан», которые препятствовали формированию органов местного самоуправления тем, что устанавливали дополнительные цензовые требования для участников местного самоуправления. В частности, депутатами не могли быть лица, осужденные за особо тяжкие или умышленные тяжкие преступления[229].

Организационные основы местного самоуправления являлись объектом защиты и в практике деятельности Конституционного Суда Республики Карелия. Постановлением от 2 марта 2000 г. этот судебный орган конституционного контроля признал неконституционными положения устава одного из муниципальных образований, которые предусматривали возможность избрания главы муниципального образования представительным органом в случае его неизбрания населением непосредственно[230].

В Республике Адыгея Конституционная Палата, представляющая собой судебный орган конституционного контроля, также осуществляла защиту права на местное самоуправление. В качестве примера можно привести постановление от 16 января 1998 г. по делу о признании неконституционным указа Президента республики, предусматривающего возможность назначения должностными лицами исполнительной власти глав местного самоуправления сельского (поселкового) округа и микрорайонов в городах[231].

В Республике Бурятия Закон «О местном самоуправлении» предусматривал единственный вариант избрания главы местного самоуправления, а также в безальтернативной форме закреплял руководство главы местного самоуправления представительным органом. Тем самым нарушалось право на местное самоуправление в части возможности населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Постановлением от 6 марта 1997 г. Конституционный Суд Республики Бурятия признал неконституционными и утратившими юридическую силу положения названного закона[232].

В ходе проведения муниципальной правовой реформы региональные судебные органы конституционного контроля также разрешали возникающие споры. Так, Уставный Суд Свердовской области признал не соответствующим Уставу Свердловской области норму Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Артинского городского округа и муниципальные должности муниципальной службы Артинского городского округа, утвержденного решением Думы Артинского городского округа от 31 июля 2008 г., в той мере, в которой нормативное содержание и практика его применения допускают возможность лишения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы до момента вступления в силу закона Свердловской области от 3 апреля 1996 г. № 17-ОЗ «О муниципальной службе в Свердловской области»[233].

Таким образом, обзор практики конституционных (уставных) судов субъектов РФ по защите конституционного права на осуществление местного самоуправления свидетельствует о несомненной пользе института регионального конституционного правосудия в сфере защиты данного конституционного права.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте систему гарантий права населения на осуществление местного самоуправления.

2. Какова роль судов общей юрисдикции в системе гарантий права на осуществление местного самоуправления?

3. Назовите виды экономических гарантий местного самоуправления.

4. Какие меры вправе применить орган местного самоуправления для защиты права на осуществление местного самоуправления в случае его нарушения правовым актом органа государственной власти?

5. Какие полномочия судебных органов конституционного контроля предназначены для защиты права на осуществление местного самоуправления?

Наши рекомендации