Понятие муниципальной службы
Муниципальную службу можно определить в двух значениях: объективном и субъективном[183].
В объективном смысле муниципальная служба представляет собой комплексный правовой институт — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с поступлением на должность муниципальной службы, прохождением, прекращением муниципальной службы и т.д.
Согласно статье 42 Закона об общих принципах организации местного самоуправления правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Правовые нормы, составляющие в своей совокупности институт муниципальной службы, содержатся в федеральном законодательстве (Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г., Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе в РФ) и др.), региональном законодательстве (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.06.2007 № 67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе», Закон Тюменской области от 05.07.2007 № 10 «О муниципальной службе в Тюменской области» и др.), а также в уставах муниципальных образований и иных муниципальных правовых актах.
Комплексный характер института муниципальной службы обусловлен тем, что помимо специальных норм о муниципальной службе данный институт включает нормы трудового, административного, финансового и других отраслей права.
Нормы института муниципальной службы зачастую корреспондируют с нормами о государственной службе. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ закреплена в статье 5 и других положениях Закона о муниципальной службе в РФ. Например, согласно части 1 статьи 25 Закона о муниципальной службе в РФ в стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей государственной гражданской службы. Государственная же служба является комплексным институтом административного права.
В субъективном смысле под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 1 ст. 2 Закона о муниципальной службе в РФ).
Говоря о муниципальной службе как об особом виде деятельности, следует прежде всего отметить, что муниципальная служба представляет собой один из многих видов службы в обществе. Служба как родовое понятие представляет собой вид трудовой социальной деятельности, объектом воздействия которого является человек, личность, его основные социально-биологические качества[184].
По мнению А.В. Гусева, в отличие от производственной деятельности, в результате которой создаются в основном материальные ценности, служба носит нематериальный характер. Служебная трудовая деятельность может осуществляться посредством создания и распространения духовных ценностей, состоять в обучении и воспитании. Труд служащих может заключаться и в подготовке, принятии, реализации и контроле за исполнением различных решений управленческого характера. Такой характер, в частности, носит деятельность муниципальных служащих[185].
Несмотря на наличие у муниципальной службы черт, свойственных всем разновидностям службы, муниципальная служба имеет свои особенности.
1. Главным предназначением муниципальной службы является обеспечение решения населением, органами и должностными лицами местного самоуправления вопросов местного значения. В связи с этим О.Е. Кутафин рассматривал муниципальную службу в качестве формы осуществления публичной власти[186].
2. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе. В силу этого муниципальным служащим может стать не любой гражданин, а лишь тот, который обладает специальными профессиональными навыками. Вполне обоснованными в связи с этим являются требования закона, предъявляемые к претендентам на замещение должности муниципальной службы, а также к муниципальным служащим. Ключевое значение для обеспечения профессионализма играет периодическая аттестация муниципальных служащих.
Профессионализм деятельности муниципальных служащих предполагает и то, что она осуществляется на постоянной и платной основе, а не на общественных началах. Обязанности по должности муниципальной службы исполняются за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10 Закона о муниципальной службе в РФ).
3. Муниципальная служба осуществляется гражданами, обладающими особым правовым статусом, который выражен в специфических правах и обязанностях, гарантиях и проч.
4. Содержание муниципальной службы как разновидности трудовой деятельности предполагает выполнение установленного круга обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Таким образом, муниципальная служба — это деятельность исполнительно-распорядительного характера.
5. Муниципальная служба осуществляется в порядке, урегулированном правовыми нормами, которые регулируют отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
6. Муниципальная служба осуществляется на основе целостной системы правовых принципов (приоритет прав и свобод человека и гражданина; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами и др.).
В целом, муниципальная служба, так же как и государственная служба, является одним из центральных институтов публичного управления в современной России и приобретает качественно новое значение и уровень правовой регламентации[187]. Это обусловливает динамичное развитие муниципальной службы как правового института.