Сетевой проект для семейных команд

Сетевой проект для семейных команд

Создание коллективного читательского дневника

ОО по-разному видят реализацию указанных выше программ в реальной образовательной деятельности. Кто-то включает межпредметные курсы в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательного процесса), кто-то использует их во внеурочной деятельности. Существует возможность выхода на метапредметные образовательные результаты, зафиксированные в обеих программах, через ведение коллективного читательского дневника, подготовленного в рамках сетевого проекта для семейных команд «Моя семья попала в сеть», который создается педагогами и обучающимися с помощью облачных технологий в форме презентации.

Опыт проведения данного проекта показывает, что интерес учащихся к нему очень высок, он действительно позволяет существенно повысить не только мотивацию к чтению, но и значительно улучшает качество читательской и ИКТ-грамотности. Значит, деятельность учащихся в проекте можно использовать как процедуру оценки соответствующих метапредметных результатов освоения ООП. Однако в этом случае нужно иметь надежный валидный инструмент оценки сформированности этой группы результатов в рамках создания коллективного читательского дневника.

Задание проекта представляет собой учебную ситуацию: обучающимся предлагается выбрать одну книгу, рекомендованную учителем для чтения, прочитать ее и оформить страницу-анонс в совместной презентации (в проекте это была «PR-акция»). Для создания оценочных измерителей требуется доработать задание проекта таким образом, чтобы его компоненты в перспективе совпадали с объектами оценивания. Поэтому возникает необходимость разделить некоторые предлагаемые способы деятельности на отдельные действия и присвоить коды (номера) каждому заданию (приложение 1).

Таким образом, многокомпонентное задание-ситуация стало контрольно-измерительным материалом для выявления достижения учащимися результатов освоения межпредметных программ «Смысловое чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Лист самооценки для обучающегося

Следующим шагом стало осознание того, что инструментов оценки должно быть два. ФГОС общего образования реализуется на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает максимальное повышение субъектности учащегося в процессе обучения, поэтому был разработан «Лист самооценки обучающегося „Мой навигатор“»(приложение 2). А для внешней оценки качества выполнения задания был разработан второй инструмент — «Оценочный лист педагога».

Условием, определяющим качество инструмента оценки, является однозначное соответствие между оцениваемым результатом деятельности и его индикатором. Именно поэтому объекты оценивания заложены в строгом соответствии с содержанием и кодом каждого компонента учебного задания. Затем была разработана необходимая шкала оценивания. Рассматривались варианты использования числовой десяти-, пяти-, трехбалльной шкалы, дихотомической вербальной или пиктографической оценки (да/нет, зачет/незачет, +/-). В итоге решили, что она будет числовой трехбалльной, т. е. будет соответствовать трем индикаторам.

Формулировкам показателей выполнения задания и вербальным индикаторам оценки в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» придали позитивный, утверждающий (модальный), а значит, мотивирующий характер, побуждающий к действию и понятный для данной возрастной категории обучающихся. Само название оценочного листа («Мой навигатор») тоже способствует повышению самооценки обучающегося, а это очень важный личностный результат.

Оценочный лист педагога

Для создания «Оценочного листа педагога» (приложение 3) предстояло, во-первых, конкретизировать, какие метапредметные образовательные результаты формируются благодаря структурированным в задание компонентам (способам деятельности) на каждом из этапов работы. Сложилась своего рода карта-матрица УУД, получаемых в итоге выполнения задания. Во-вторых, сохранив числовую трехбалльную шкалу, разработать под каждый формируемый метапредметный способ деятельности три аутентичных индикатора. В-третьих, создать систему-«переводчик» набранных обучающимися баллов, конвертирующую их в принятую в ОО пятибалльную отметку для выставления в журнал.

Естественно, количество объектов оценивания (результатов выполнения проекта) в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» и «Оценочном листе педагога» абсолютно одинаково. При этом они точно соответствуют компонентам задания по ведению коллективного читательского дневника.

Для создания системы-«переводчика», призванной конвертировать набранные обучающимися баллы в принятую в ОО пятибалльную отметку, предлагаем использовать шкалу оценивания, разработанную в данном сетевом проекте (табл. 1).

Таблица 1

Таблица 2

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ педагога

Формируемые у обучающегося УУД Результат деятельности обучающегося Критерии оценки и шкала оценивания 0 баллов 1 балл 2 балла
Познавательные УУД  
Умеет использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое); выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Умеет понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Придумывает оригинальный заголовок слайда, обеспечивающий интерес у читателей к этому произведению Заголовок не вызывает интерес у читателей Заголовок соответствует содержанию текста, но ординарен Заголовок отличается оригинальностью и вызывает интерес читателей  
Умеет делить тексты на смысловые части, составлять план текста; выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последовательность описываемых событий Определяет и формулирует тезис, выражающий основную идею произведения Тезис не отражает основную идею произведения Тезис частично отражает основную идею произведения Тезис полностью отображает основную идею произведения  
Умеет составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном Структурирует текстовую информацию, логически связывает отдельные фрагменты текста Информация на слайде не структурирована, отсутствуют логические связки между различными фрагментами текста Информация на слайде структурирована слабо, логические связки между различными фрагментами текста присутствуют не всегда Информация на слайде структурирована, фрагменты связаны между собой  
Умеет на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного; обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов Критически осмысливает и выводит заключение о позиции автора, поступках героев, событиях, приводит аргументы для обоснования их позиции Представленный на слайде текст не содержит анализа авторской позиции В тексте слайда формулируется вывод о позиции автора, поступках героев В тексте слайда формулируется вывод о позиции автора, поступках героев и подтверждаются аргументами  
Умеет высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения Выражает личное отношение к прочитанному произведению Представленный на слайде текст не содержит личностное отношение ученика к прочитанному произведению Представленный на слайде текст содержит только указание на согласие (или несогласие) ученика с позицией автора произведения В тексте на слайде сформулировано личное отношение ученика к прочитанному произведению  
Умеет развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках В ходе чтения книги уточняет незнакомые ему понятия, факты, сведения, обращается к дополнительным источникам информации Дополнительная деятельность по поиску источников не инициируется Работа с дополнительными источниками ведется редко Активно и постоянно ведется работа с дополнительными источниками  
Умеет понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения поставленных задач При оформлении страницы использует элементы дизайна и внетекстовые компоненты (например, графические объекты), усиливающие эмоциональное воздействие текстовой информации На слайде отсутствуют внетекстовые компоненты Графические объекты носят иллюстративный характер Элементы дизайна не только иллюстрируют представленный текст, но и оказывают эмоциональное воздействие  
Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии Использует различные сервисы для иллюстрации событий (например, поисково-информационный картографический сервис) или обеспечения интерактивности (пазлы, кроссворды, викторины и т. п.) Не используются дополнительные ИКТ-сервисы Созданные дополнительные продукты носят иллюстративный характер Созданные продукты носят интерактивный характер  
Коммуникативные УУД  
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей Осознает и аргументирует изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, осмысления прочитанного Отсутствует описание собственного эмоционального состояния Описано эмоциональное состояние ученика Аргументированно описано эмоциональное состояние ученика  
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей С помощью выразительных средств (афоризмов, крылатых фраз, риторических вопросов и т. п.) выражает личное отношение к книге и побуждает у одноклассников интерес к прочтению данной книги В тексте отсутствуют выразительные средства Выразительные средства присутствуют, но не оказывают эмоционального воздействия на читателя Выразительные средства выражают личное отношение и побуждают к прочтению данной книги  
Владеет письменной речью, монологической контекстной речью. Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Описание книги оптимально по объему На основе текста составлено избыточное по объему монологическое высказывание, главная мысль теряется На основе текста составлено избыточное по объему монологическое высказывание, но главная мысль сохранена На основе текста составлено оптимальное по объему монологическое высказывание и главная мысль сохранена  
Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Владеет основами коммуникативной рефлексии Осознает личную ответственность за совместный продукт, соблюдает требования к оформлению слайда (название книги, автор и т. п.) Требования к оформлению слайда не соблюдены Требования к оформлению слайда соблюдены частично Выполнены все требования к оформлению слайда  
Регулятивные УУД  
Умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных требований. Умеет адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации Соотносит результаты оформления своей страницы с общими требованиями к оформлению читательского дневника Оформление страницы не соответствует требованиям Требования соблюдает выборочно Соблюдены все требования по оформлению страницы  
Умеет самостоятельно контролировать свое время и управлять им Соблюдает сроки, установленные для класса (группы) в целом Задание не выполнено в срок Срок выполнения задания превышен незначительно Задание выполнено вовремя  
Владеет основами самоконтроля и самооценки Объективно проводит самооценку в соответствии с предложенным «Листом самооценки „Мой навигатор“» Оценивание необъективно по большинству критериев Оценивание объективно по большинству критериев Оценивание полностью объективно  


Сетевой проект для семейных команд

Наши рекомендации