Сетевой проект для семейных команд
Сетевой проект для семейных команд
Создание коллективного читательского дневника
ОО по-разному видят реализацию указанных выше программ в реальной образовательной деятельности. Кто-то включает межпредметные курсы в учебный план (в часть, формируемую участниками образовательного процесса), кто-то использует их во внеурочной деятельности. Существует возможность выхода на метапредметные образовательные результаты, зафиксированные в обеих программах, через ведение коллективного читательского дневника, подготовленного в рамках сетевого проекта для семейных команд «Моя семья попала в сеть», который создается педагогами и обучающимися с помощью облачных технологий в форме презентации.
Опыт проведения данного проекта показывает, что интерес учащихся к нему очень высок, он действительно позволяет существенно повысить не только мотивацию к чтению, но и значительно улучшает качество читательской и ИКТ-грамотности. Значит, деятельность учащихся в проекте можно использовать как процедуру оценки соответствующих метапредметных результатов освоения ООП. Однако в этом случае нужно иметь надежный валидный инструмент оценки сформированности этой группы результатов в рамках создания коллективного читательского дневника.
Задание проекта представляет собой учебную ситуацию: обучающимся предлагается выбрать одну книгу, рекомендованную учителем для чтения, прочитать ее и оформить страницу-анонс в совместной презентации (в проекте это была «PR-акция»). Для создания оценочных измерителей требуется доработать задание проекта таким образом, чтобы его компоненты в перспективе совпадали с объектами оценивания. Поэтому возникает необходимость разделить некоторые предлагаемые способы деятельности на отдельные действия и присвоить коды (номера) каждому заданию (приложение 1).
Таким образом, многокомпонентное задание-ситуация стало контрольно-измерительным материалом для выявления достижения учащимися результатов освоения межпредметных программ «Смысловое чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Лист самооценки для обучающегося
Следующим шагом стало осознание того, что инструментов оценки должно быть два. ФГОС общего образования реализуется на основе системно-деятельностного подхода, что предполагает максимальное повышение субъектности учащегося в процессе обучения, поэтому был разработан «Лист самооценки обучающегося „Мой навигатор“»(приложение 2). А для внешней оценки качества выполнения задания был разработан второй инструмент — «Оценочный лист педагога».
Условием, определяющим качество инструмента оценки, является однозначное соответствие между оцениваемым результатом деятельности и его индикатором. Именно поэтому объекты оценивания заложены в строгом соответствии с содержанием и кодом каждого компонента учебного задания. Затем была разработана необходимая шкала оценивания. Рассматривались варианты использования числовой десяти-, пяти-, трехбалльной шкалы, дихотомической вербальной или пиктографической оценки (да/нет, зачет/незачет, +/-). В итоге решили, что она будет числовой трехбалльной, т. е. будет соответствовать трем индикаторам.
Формулировкам показателей выполнения задания и вербальным индикаторам оценки в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» придали позитивный, утверждающий (модальный), а значит, мотивирующий характер, побуждающий к действию и понятный для данной возрастной категории обучающихся. Само название оценочного листа («Мой навигатор») тоже способствует повышению самооценки обучающегося, а это очень важный личностный результат.
Оценочный лист педагога
Для создания «Оценочного листа педагога» (приложение 3) предстояло, во-первых, конкретизировать, какие метапредметные образовательные результаты формируются благодаря структурированным в задание компонентам (способам деятельности) на каждом из этапов работы. Сложилась своего рода карта-матрица УУД, получаемых в итоге выполнения задания. Во-вторых, сохранив числовую трехбалльную шкалу, разработать под каждый формируемый метапредметный способ деятельности три аутентичных индикатора. В-третьих, создать систему-«переводчик» набранных обучающимися баллов, конвертирующую их в принятую в ОО пятибалльную отметку для выставления в журнал.
Естественно, количество объектов оценивания (результатов выполнения проекта) в «Листе самооценки обучающегося „Мой навигатор“» и «Оценочном листе педагога» абсолютно одинаково. При этом они точно соответствуют компонентам задания по ведению коллективного читательского дневника.
Для создания системы-«переводчика», призванной конвертировать набранные обучающимися баллы в принятую в ОО пятибалльную отметку, предлагаем использовать шкалу оценивания, разработанную в данном сетевом проекте (табл. 1).
Таблица 1
Таблица 2
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ педагога
Формируемые у обучающегося УУД | Результат деятельности обучающегося | Критерии оценки и шкала оценивания | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
Познавательные УУД | |||||
Умеет использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое); выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. Умеет понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | Придумывает оригинальный заголовок слайда, обеспечивающий интерес у читателей к этому произведению | Заголовок не вызывает интерес у читателей | Заголовок соответствует содержанию текста, но ординарен | Заголовок отличается оригинальностью и вызывает интерес читателей | |
Умеет делить тексты на смысловые части, составлять план текста; выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последовательность описываемых событий | Определяет и формулирует тезис, выражающий основную идею произведения | Тезис не отражает основную идею произведения | Тезис частично отражает основную идею произведения | Тезис полностью отображает основную идею произведения | |
Умеет составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | Структурирует текстовую информацию, логически связывает отдельные фрагменты текста | Информация на слайде не структурирована, отсутствуют логические связки между различными фрагментами текста | Информация на слайде структурирована слабо, логические связки между различными фрагментами текста присутствуют не всегда | Информация на слайде структурирована, фрагменты связаны между собой | |
Умеет на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного; обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | Критически осмысливает и выводит заключение о позиции автора, поступках героев, событиях, приводит аргументы для обоснования их позиции | Представленный на слайде текст не содержит анализа авторской позиции | В тексте слайда формулируется вывод о позиции автора, поступках героев | В тексте слайда формулируется вывод о позиции автора, поступках героев и подтверждаются аргументами | |
Умеет высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | Выражает личное отношение к прочитанному произведению | Представленный на слайде текст не содержит личностное отношение ученика к прочитанному произведению | Представленный на слайде текст содержит только указание на согласие (или несогласие) ученика с позицией автора произведения | В тексте на слайде сформулировано личное отношение ученика к прочитанному произведению | |
Умеет развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | В ходе чтения книги уточняет незнакомые ему понятия, факты, сведения, обращается к дополнительным источникам информации | Дополнительная деятельность по поиску источников не инициируется | Работа с дополнительными источниками ведется редко | Активно и постоянно ведется работа с дополнительными источниками | |
Умеет понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения поставленных задач | При оформлении страницы использует элементы дизайна и внетекстовые компоненты (например, графические объекты), усиливающие эмоциональное воздействие текстовой информации | На слайде отсутствуют внетекстовые компоненты | Графические объекты носят иллюстративный характер | Элементы дизайна не только иллюстрируют представленный текст, но и оказывают эмоциональное воздействие | |
Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии | Использует различные сервисы для иллюстрации событий (например, поисково-информационный картографический сервис) или обеспечения интерактивности (пазлы, кроссворды, викторины и т. п.) | Не используются дополнительные ИКТ-сервисы | Созданные дополнительные продукты носят иллюстративный характер | Созданные продукты носят интерактивный характер | |
Коммуникативные УУД | |||||
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей | Осознает и аргументирует изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, осмысления прочитанного | Отсутствует описание собственного эмоционального состояния | Описано эмоциональное состояние ученика | Аргументированно описано эмоциональное состояние ученика | |
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей | С помощью выразительных средств (афоризмов, крылатых фраз, риторических вопросов и т. п.) выражает личное отношение к книге и побуждает у одноклассников интерес к прочтению данной книги | В тексте отсутствуют выразительные средства | Выразительные средства присутствуют, но не оказывают эмоционального воздействия на читателя | Выразительные средства выражают личное отношение и побуждают к прочтению данной книги | |
Владеет письменной речью, монологической контекстной речью. Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Описание книги оптимально по объему | На основе текста составлено избыточное по объему монологическое высказывание, главная мысль теряется | На основе текста составлено избыточное по объему монологическое высказывание, но главная мысль сохранена | На основе текста составлено оптимальное по объему монологическое высказывание и главная мысль сохранена | |
Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Владеет основами коммуникативной рефлексии | Осознает личную ответственность за совместный продукт, соблюдает требования к оформлению слайда (название книги, автор и т. п.) | Требования к оформлению слайда не соблюдены | Требования к оформлению слайда соблюдены частично | Выполнены все требования к оформлению слайда | |
Регулятивные УУД | |||||
Умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных требований. Умеет адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Соотносит результаты оформления своей страницы с общими требованиями к оформлению читательского дневника | Оформление страницы не соответствует требованиям | Требования соблюдает выборочно | Соблюдены все требования по оформлению страницы | |
Умеет самостоятельно контролировать свое время и управлять им | Соблюдает сроки, установленные для класса (группы) в целом | Задание не выполнено в срок | Срок выполнения задания превышен незначительно | Задание выполнено вовремя | |
Владеет основами самоконтроля и самооценки | Объективно проводит самооценку в соответствии с предложенным «Листом самооценки „Мой навигатор“» | Оценивание необъективно по большинству критериев | Оценивание объективно по большинству критериев | Оценивание полностью объективно |
Сетевой проект для семейных команд