В профессиональном тестировании
Обязанности педагогических работников установлены статьёй 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273) и не содержат участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Конкретные же должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (часть 6 статьи 47 Закона № 273), а основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических работников, по-прежнему служат квалификационные характеристики (пункт 3 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (с учётом изменений) (далее – раздел ЕКС)). При этом в перечне возможных должностных обязанностей учителей, содержащемся в квалификационной характеристике этой должности, в том числе должности «учитель» (подраздел III раздела ЕКС), также отсутствует обязанность по участию в профессиональном тестировании в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Следовательно, правовые основания для включения данного вида деятельности в прямые должностные обязанности учителей отсутствуют.
Обязательное участие учителей и других педагогических работников в тестировании допускается законодательством Российской Федерации лишь в следующих случаях:
– в ходе проверки знаний и навыков в области охраны труда, так как на основании пункта 10 части 1 статьи 48 Закона № 273 педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, не исключает возможность проверки знаний требований охраны труда в форме тестирования;
– в рамках освоения дополнительных профессиональных программ, поскольку частью 5 статьи 12 Закона № 273 установлено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом № 273 не установлено иное, а согласно пункту 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, структура дополнительной профессиональной программы включает, в частности, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
В части, касающейся тестирования учителей при проведении их аттестации в целях установления квалификационной категории, необходимо иметь в виду, что порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Закона № 273). В связи с этим был издан приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации), являющийся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Исчерпывающий перечень оснований для установления педагогическим работникам (включая учителей) первой и высшей квалификационных категорий содержится в пунктах 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации и не предполагает какое-либо тестирование.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и (или) аттестационные комиссии не вправе устанавливать иные дополнительные правила проведения аттестации (например, обязанность участия в тестировании), а также отказывать в приёме заявления о её проведении и (или) в установлении квалификационной категории, если педагогический работник не предъявил документ об итогах тестирования, так как на основании части 5 статьи 111 Закона № 273 со дня вступления в силу Закона № 273 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 273 или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации (в данном случае – Порядку аттестации). Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают только квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию[10].
Таким образом, участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, может осуществляться учителями исключительно на добровольных началах и не является в настоящее время основанием для их аттестации в целях установления квалификационной категории.
О приоритетных мероприятиях Общероссийского Профсоюза образования по охране труда и здоровья членов Профсоюза
В рамках осуществления общественного контроля за соблюдением в образовательных организациях законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда профсоюзные организации особое внимание уделяют реализации приоритетных мероприятий по охране труда.
Следует отметить, что динамично развивается одно из актуальных направлений в сфере охраны труда – создание и функционирование системы управления охраной труда (далее - СУОТ). За последние два года по инициативе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза во многих субъектах РФ разработаны нормативные акты (Положения, Отраслевые стандарты, Рекомендации и другие документы), регламентирующие СУОТ в сфере образования.
В целях оказания практической помощи образовательным организациям и форсирования работы в данном направлении проводятся обучающие семинары-совещания, конференции, круглые столы, издаются методические рекомендации, информационные сборники, бюллетени, посвященные данной тематике.
Выполняя решение Совета по охране труда и здоровья при ЦС Профсоюза (далее - Совет) от 13 декабря 2016 г., специалисты отдела охраны труда и здоровья аппарата ЦС Профсоюза подготовили примерные положения о СУОТ в различных типах образовательных организаций, которые планируется рассмотреть на очередном заседании Совета.
Не менее значимой является проблема, связанная с финансовым обеспечением охраны труда.
К сожалению, до настоящего времени остается нерешенным вопрос финансирования мероприятий по охране труда в образовательных организациях как федерального, так и регионального и муниципального подчинений.
Отсутствует нормативный принцип финансирования мероприятий по охране труда для образовательных организаций.
Не утвержден правовой акт, определяющий порядок планирования затрат для финансирования конкретных мероприятий по охране труда посредством их включения в состав нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания по оказанию образовательных услуг, а при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения этих услуг не учитываются требования и нормы приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. №1040, в части «иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием этих услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно».
В течение многих лет не решается вопрос о внесении в бюджетную классификацию отдельной статьи расходов на охрану труда (как это сделано для финансового обеспечения мероприятий по пожарной безопасности).
Все эти застарелые проблемы в бюджетной сфере, в том числе в сфере образования, не позволяют реализовать в полном объеме мероприятия по обеспечению безопасности образовательного процесса.
С целью улучшения работы по планированию финансовых затрат на мероприятия по охране труда и осуществления перехода на нормативный принцип финансирования ЦС Профсоюза образования подготовил проект расчета базовых нормативов затрат на мероприятия по охране труда в системе образования в год на одного работающего.
Согласно проведенным расчетам данный норматив затрат составляет 6683рубля на одного работающего в год (при средней штатной численности работников образовательной организации – 48 человек).
Вместе с тем, данные сводного отчета технической инспекции труда Профсоюза по форме 19-ТИ и результаты мониторинга по травматизму и финансовому обеспечению мероприятий по охране труда, проводимого ежегодно Минобрнауки России, свидетельствуют, что на охрану труда в 2016 году израсходовано 12,19 мрд. рублей, что составило всего 3230 рублей на одного работающего.
К сведению. ЦС Профсоюза предполагает при обсуждении на отраслевой рабочей группе проекта Отраслевого соглашения на 2018-2020 годы выйти с предложением о (включении в раздел Охраны труда и здоровья предложения об установлении норматива расходов в образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, на охрану труда на 1 работника образования в год не ниже МРОТ, установленного федеральным законодательством) рассмотрении вопроса об изменении в подходах финансового обеспечения мероприятий по охране труда в образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, с учетом выделения средств на эти цели не ниже минимального размера оплаты труда на одного работника образования в год, установленного федеральным законодательством.
Профсоюзным организациям совместно с работодателями необходимо более детально прорабатывать предложения в части финансового обеспечения мероприятий по безопасности образовательных организаций, улучшения условий, охраны труда и здоровья работников и обучающихся еще до утверждения бюджета на муниципальном и региональном уровнях, с учетом права самой организации за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществлять расходы по проведению мероприятий по охране труда, а также с учетом соблюдения процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Наряду с реализацией приоритетных направлений деятельности в области охраны труда, связанных с разработкой и внедрением системы управления охраной труда, финансированием мероприятий по охране труда, проведением специальной оценки условий труда, профсоюзные организации занимались решением не менее сложных вопросов, обусловленных различным толкованием норм права в области охраны труда.
Так, обострившаяся в последнее время ситуация, связанная с неоднозначным толкованием вопроса обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи, привела в конечном итоге, к репрессивным мерам по отношению к работодателям (руководителям образовательных организаций) в части наложения представителями органов государственного контроля и надзора административных штрафов за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Объясняется это, прежде всего, тем, что в ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в прошлом году в законодательном порядке внесено дополнение в части обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Установлены случаи необоснованных, на взгляд ЦС Профсоюза, негативных мер со стороны органов государственного надзора в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге, Саратовской, Свердловской, Мурманской областях, Приморском крае и других субъектах РФ по данному вопросу.
В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования в оперативном порядке направил в Минтруд России официальное обращение по порядку, форме и оформлению результатов проведения обучения по оказанию первой помощи, в том числе для категории педагогических работников, в котором была изложена точка зрения ЦС Профсоюза по данному вопросу, разительно отличающаяся от толкования последнего Рострудинспекцией.
На соответствующий запрос ЦС Профсоюза получено разъяснение из Минтруда России, фактически подтверждающее позицию Профсоюза, со ссылкой на Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
Согласно данному действующему нормативному акту работодатель обязан обеспечить обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве всех работников организации. В этой связи обучение проводится 1 раз в год для работников рабочих профессий (вновь принимаемые на работу проходят обучение в сроки, установленные работодателем или уполномоченным им лицом, но не позднее одного месяца после приема на работу) и 1 раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда, проводимого обучающими организациями.
В ответе подчеркивалось, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, а порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяется работодателем.
В целях оказания практической помощи по данному вопросу ЦС Профсоюза в апреле 2017 года направил соответствующее обращение в адрес председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.
Полагаем, что такой подход в решении острой проблемы, возникшей с проведением обучения работников образовательных организаций, поможет снять напряженность при проведении образовательного процесса и соблюдении норм трудового законодательства в части обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Аналогичная проблема касается и вопроса прохождения работниками образования обязательных психиатрических освидетельствований.
Статья 213 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование (далее – освидетельствование) не реже одного раза в пять лет.
Соответствующие виды деятельности и условия повышенной опасности работников, подлежащих прохождению освидетельствованию, установлены Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
1. В Перечне указано, что освидетельствованию подлежат работники, в том числе образовательных учреждений, осуществляющие отдельные виды профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, а именно: работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах.
К сведению. В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к учебно-воспитательным учреждениям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).
Данное определение учебно-воспитательного учреждения послужило основанием для вынесения в марте 2016 года решения районного суда г. Пензы в пользу образовательной организации дополнительного образования (ДО) и отмене постановления Государственной инспекции труда в Пензенской области о привлечении образовательной организации к административной ответственности (штрафа) в размере 120 тыс. рублей за допуск работника без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Тем самым, фактически создан судебный прецедент, предоставляющий возможность другим типам образовательных организаций, не включенных в Перечень, отстаивать правомерность своих действий.
2. Кроме того, Перечнем предусмотрено прохождение освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, в том числе: машинисты (кочегары), операторы котельной, персонал, обслуживающий электроустановки напряжением 127 В и выше, водители автотранспортных средств, работники, осуществляющие работы на токарных, фрезерных и других станках, работники предприятий общественного питания, имеющие контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации.
Отнесение работников к категории работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с воздействием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающих в условиях повышенной опасности, осуществляется по результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).
Таким образом, работники образования, подвергающиеся воздействию опасных и вредных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, воздействие электромагнитных полей, повышенная (пониженная) температура воздуха, а также напряжение голосового аппарата и другие неблагоприятные производственные факторы), подтвержденные результатами СОУТ, также подлежат прохождению обязательного психиатрического освидетельствования.
3. В последнее время при проверках образовательных организаций территориальными органами Федеральной инспекции труда участились случаи привлечения к административной ответственности как юридических лиц, так и должностных лиц образовательных организаций за допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования (далее - освидетельствование).
Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации данное нарушение влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 тыс. до 130 тыс. рублей.
Более того, представители Государственной инспекции труда имеют право суммировать штрафы за каждое однотипное нарушение в отношении работников, не прошедших психиатрическое освидетельствование, в результате чего на работодателя могут быть наложены огромные по размеру штрафы.
К сведению.
1.Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится врачебной комиссией с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности.
2. Согласно ст.6 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Перечень периодически подлежит пересмотру (не реже одного раза в пять лет). Однако с 2000 года данный Перечень не пересматривался.
Учитывая остроту ситуации, связанную с прохождением обязательных психиатрических освидетельствований, ЦС Профсоюза направил обращение в Минтруд России и Минздрав России с предложением инициировать рассмотрение вопроса внесения в Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» изменений, предусматривающих прохождение работниками обязательного психиатрического освидетельствования как с учетом отдельных видов профессиональной деятельности, так и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (по результатам специальной оценки условий труда), а также приведения наименований образовательных организаций в соответствие с действующим законодательством.
Согласно ответу, поступившему из Минтруда России в апреле 2017 г., предложения ЦС Профсоюза приняты к рассмотрению и будут проработаны на предмет необходимости внесения соответствующих изменений в рамках работы по актуализации данного Перечня.
Острота назревших в системе образования проблем в области охраны труда вызвала необходимость рассмотрения вопроса о состоянии условий, охраны труда и здоровья на очередном заседании Центрального Совета Профсоюза в декабре 2017 года и принятия эффективного решения задач по защите прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда.
[1] В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), вступившей в силу с 1 июля 2016 г., если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В свою очередь, с учётом изменений в ТК РФ были внесены изменения и в правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (далее – Правила). Если согласно подпункту «а» пункта 25 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, профессиональные стандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления, то с 1 июля 2016 г. указанное положение признано утратившим силу (подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 406).
[2] Так, раздел «Требования к образованию и обучению» пункта 3.1 профессионального стандарта содержит, в частности, следующие требования: 1) среднее профессиональное образование (далее – СПО) или высшее образование (далее – ВО) – бакалавриат; 2) профессиональная переподготовка (на базе СПО или ВО – бакалавриата). Получается, что, к примеру, лицо, имеющее ВО – специалитет, формально не соответствует требованиям профессионального стандарта. При этом наличие СПО или ВО – бакалавриата, направленность которого соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождает от необходимости профессиональной переподготовки.
[3] По информации, представленной Минобрнауки России в сентябре 2016 г., 61 субъект Российской Федерации не выполнил к тому времени требование о включении в состав нормативных затрат даже тех из них, которые необходимы для реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, предусмотренного пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (см. слайд 4 мультимедийной презентации к докладу директора Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования Минобрнауки России М.Ю. Алашкевича «Об особенностях применения субъектами Российской Федерации механизмов нормативно-подушевого финансирования в сфере образования» на Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования (г. Сочи, 27 сентября 2016 г.)).
[4] Подпункт «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. (протокол от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС).
[5] Приказ Минобрнауки России от 11 июля 2017 г. № 646 «О Межведомственной комиссии по формированию и введению национальной системы учительского роста».
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
[7] Статьи 49 и 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[8] В соответствии с пунктом 22 «дорожной карты» предусмотрено закрепление в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018–2020 годы:
– возможности принятия аттестационными комиссиями решения об установлении квалификационной категории учителям, прошедшим тестирование на основе ЕФОМ, в случае добровольного предъявления ими сертификатов о его результатах;
– рекомендации закреплять аналогичные особенности аттестации педагогических работников в отраслевых соглашениях на региональном уровне;
– приложения о необходимом количестве баллов (по итогам тестирования на основе ЕФОМ) для установления первой и высшей квалификационных категорий.
[9] На основе критериев, установленных пунктами 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.
[10] В ходе селекторного совещания 22 декабря 2015 г. с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросам оптимизации правоприменения Порядка аттестации Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России отметил как нарушение Порядка аттестации требование к педагогическим работникам об указании непосредственно в заявлении о проведении аттестации информации, не предусмотренной Порядком аттестации, а также о представлении обязательных приложений к заявлению (см. письмо Общероссийского Профсоюза образования (Куприянова Т.В.) от 29 декабря 2015 г. № 572). Кроме того, в пункте 5 раздела IX («Прохождение аттестации») дополнительных разъяснений по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей (Куприянова Т.В., письмо Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 г. № 323, направленное в адрес руководителей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, было рекомендовано отменить сбор «портфолио», включая представление, в частности, копий документов и справок, видеозаписей уроков, а также иных документов и материалов. В свою очередь, в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (Мануйлова И.В.) от 21 марта 2017 г. № 08-554, направленном в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, указано на то, что «данные дополнительные разъяснения могут быть использованы в регионах на всех уровнях управления в сфере образования».