Главы 4. Школа как педагогическая система
Образовательная учреждению, как любой социальной организации, присущи общие социально-педагогические принципы управления.
ОУ есть целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система, которое входит в более широкие образовательные системы, будучи составной единицей муниципального, регионального или федерального комплекса. В то же время она является частью всей социальной системы.
На протяжении многих лет, и особенно в недавнем прошлом, много размышлений было посвящено тому, как спроектировать «единую» или точнее «всестороннюю» модель среднего образования. Суть проблемы заключалась не только в том, как улучшить образование (проблема дифференциации), но и в установлении некоторого консенсуса между различными мнениями, точками зрения и концепциями развития образования.
Сейчас существует широкий спектр положений, на основе которых планируется дифференциация в образовании. Часто дифференциация основывается на принципах и ценностных ориентациях, которые идут от различных концептуальных взглядов на человека и его места в обществе, различных жизненных философий, различных взглядов на связь школы и общества и собственно различных концепций образования.
Именно поэтому, в разных национальных и даже местных условиях, наверняка существует жесткая связь между жизненной философией, образовательными целями и превалирующими моделями образовательной дифференциации.
Часто дифференциация находит явное выражение только в распределении учеников по различным группам. Однако, существует другой взгляд на дифференциацию, более широкий. В этом случае сюда включается содержание курса обучения, организация учебного процесса, различные модели группирования учащихся и учителей, вопросы, связанные с управлением учащимися, формы тестирования и информирования, оценка процесса обучения.
Образовательная модель – термин, включающий в себя весь спектр этих подтерминов. Термин «дифференциация» - это более «узкий» термин и относится он в основном к распределению учащихся с различными способностями по различным «категориям» для достижения определенных образовательных целей.
Образовательная модель зависит от ряда факторов, определяющих развитие школы. Развитие школы – процесс, в котором задействованы многие факторы. Основные факторы следующие:
1. «Люди школы» (кадры, ученики с их взглядами, возможностями, желаниями, стремлениями).
2. Школьная образовательная система или образовательная программа: цели, учебные планы, методы, ресурсы, модели группировки учащихся, ученический совет и т.д.
3. Организационная система группировки учителей, существующая культура организации, соответствующая позиция персонала, структура управления, распределение обязанностей.
4. Окружающая среда, влияющая на школу – национальная система образования; путь, по которому идет организация образования (например, финансирование и законодательное регулирование); социальная и конкретная окружающая среда (экономическая ситуация, политические отношения, соседние школы, родители и т.д.).
Обратимся к схема №1. Эти факторы связаны в единое целое и находятся в тесном взаимодействии. Изменение в одном из аспектов вызывает обязательное изменение в других. Они влияют друг на друга. Предполагается, что фактор окружающей среды оказывает наибольшее влияние на остальные. Это значит, что природа окружающей среды ограничивает возможности изменения других факторов. Несомненно и школа может оказывать определенное воздействие на окружающую среду.
Схема №1
Может оказаться также, что необходимо изменить организационную структуру, чтобы обеспечить внутреннюю «перестройку» учителей и обеспечить существование групповой работы в различных классах (организационно-структурный фактор). Родители, в свою очередь, могут отреагировать на это изменение с одобрением или неодобрением (фактор окружающей среды). Их реакция может относиться:
- к модифицированной модели как таковой (групповая работа);
- к организационной структуре (неясно положение учителя);
- к позиции ученика (большая независимость, но и ответственность).
Некоторые соседние начальные школы могут посоветовать родителям не отдавать своих детей в данную школу, так как, по их мнению, групповая работа не способствует достижению высоких индивидуальных результатов.
Это процесс, развивающийся из-за «неодобрения» окружающей среды (жалобы, плохие оценки на итоговых экзаменах и т.д.), может иметь результатом другое изменение в системе образования (сокращение или упразднение групповой работы) или изменение организационной структуры (например, лучшее информирование родителей).
Но новая организационная структура, в свою очередь, может сделать невозможным для учителей приобретение некоторого опыта в работе с группами или привести к разочарованию со стороны определенной части начальных школ, которые принимают эту инновацию и рассматривают ее как реальное продолжение собственного подхода к образованию.