Деятельностный подход к управлению.

Формирование и развитие системы управления образованием можно рассматривать и с позиции деятельностного подхода. Деятельность в управлении образованием рассматривается как мотивационная, обладающая определенной целью, направленная на конкретный объект или субъект, осуществляемая совокупностью определенных способов (методов), средств и воздействий, приводящих к определенному запланированному результату.

Категория деятельности занимает видное место в разработках многих исследований как методологическая основа (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Ю.А. Конаржевский, Н.П. Кузьмина, Т.Н. Шамова, В.В. Давыдов и др.). Эта категория выдвигается в качестве исходной в исследованиях и по управленческой проблематике. Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена еще в ранних работах Л.С. Выготского. Он выделял два главных взаимосвязанных момента - это орудийная («инструментальная») структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми. Орудие определяет деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. «...Высшие специфические человеческие психические процессы, - писал Л.С. Выготский, - могут родиться только во взаимодействии человека с человеком... и лишь затем начинают выполняться индивидом самостоятельно». Им же были введены понятия орудия, орудийных операций, понятие цели, мотива.

В связи с развитием демократических, гуманистических процессов в педагогических системах, основу которых, прежде всего, составляют люди (учащиеся, учителя, родители и т.д.), актуализируется задача реализации человеческого фактора. А это означает перевод всего стиля взаимоотношений между руководителем и подчиненным, учителем и учеником на основу равноправного сотрудничества, партнерства, развитие этих отношений. Трансформация деятельности заключается в том, что субъектно-объектные отношения переходят в субъектно-субъектные. В новых условиях актуализация знаний, открытых исследованиями Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, особенно важна как для развития теории, так и практики управления образовательными учреждениями.

Ситуационный подход к управлению.

Быстро меняющиеся особенности управленческой деятельности вызвали необходимость раскрытия еще одного методологического подхода - ситуационного. Понятие «ситуация» означает положение, сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Ситуационный подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией, и самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации. В зарубежных разработках ситуационной теории представлены конкретные характеристики, описывающие ситуацию и организационную структуру, ее формы и технологические связи (Т. Бернс, Г. Сталкер, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Ф. Фидлер, Т. Питерс, Р. Уотермен). Последние два исследователя являются авторами теории «7-С», согласно которой существует 7 взаимосвязанных компонентов организации, изменения в которых должны быть согласованы, чтобы обеспечить эффективность организации. В эти 7 компонентов входят: стратегия, структура, система, персонал, квалификация, принятые ценности, стиль руководства. Эффективное развитие организации возможно, если руководству удается в различных условиях (ситуациях) обеспечить гармонию между этими 7 компонентами.

Возможности ситуационного подхода в отечественной педагогической науке освещены в трудах Кухарева Н.В., Поташника М.М., Решетько В.С., Савельева Г.В., Третьякова П.И. и других. Реализация ситуационного подхода в управлении образованием предполагает:

1. Анализ образовательной ситуации с целью выделения значимых проблем.

2. Определение ценности полученных результатов в различных педагогических ситуациях.

3. Прогноз развития педагогических систем на основе конкретных образовательных ситуаций.

Инструментарием определения образовательных ситуаций является диагностика педагогического исследования.

Наши рекомендации