Таким образом, собственник имеет в отношении своего имущества следующие три права (правомочия): владение; пользование и распоряжение.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно–методический комплекс по дисциплине
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Абакан
Печатается по рекомендации Методического совета и по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Рецензенты: Е.Н. Семенова, кэн, доцент кафедры экономики Института
экономики и управления ФГОУ ВПО Хакасского
государственного университета им. Н.Ф. Катанова;
В.К. Шулбаев, кэн, старший научный сотрудник сектора
экономики и социологии ГБНИУ РХ «ХакНИЯЛИ»
Экономика образования: учебно–методический комплекс по дисциплине: конспект лекций / Сост. А.Е. Тюдишев, Ю.А. Жвирблис – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2013. – 110 с.
Конспект лекций по дисциплине «Экономика образования» представляет часть учебно-методического комплекса и предназначен для организации занятий и самостоятельной работы студентов по изучению основных тем курса.
Предназначен для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям подготовки, специалистов, а также для всех кто интересуется вопросами образования.
© ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет
им. Н.Ф. Катанова, 2013
© А.Е. Тюдишев, Ю. А. Жвирблис, составление, 2013
Оглавление
Предисловие. 4
Тема 1. Введение в экономику образования. 5
Тема 2. Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в РФ.. 15
Тема 3. Система образования. 27
Тема 4.Система управления образовательным учреждением.. 35
Тема 5. Экономический механизм сферы образования. 51
Тема 6. Финансовые ресурсы образовательного учреждения. 61
Тема 7. Трудовые отношения в системе образования. 75
Тема 8. Высшее образование и рынок труда специалистов в РФ.. 84
Заключение. 92
Глоссарий. 93
Библиографический список. 101
Предисловие.
В последние годы проблемы образования стали предметом обсуждения основной части населения РФ. Участвуют в нем политики, работники системы образования и органов управления образованием разных уровней, учащиеся, студенты и их родители и пр. Связано это с тем, что проблемы образования затрагивают интересы большей части россиян и каждый может указать на ряд его недостатков. Критика касается содержания и качества образования, недостаточность финансирования со стороны государства, низкие оклады и высокая интенсивность труда учителей и преподавателей, отставание российского образования от западных стран, низкое материальное обеспечение учебного процесса и ряд других.
Именно эти вопросы лежат в основе учебной дисциплины «Экономика образования». Данный конспект лекций составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и соответствующими программами по педагогическим направлениям подготовки. По каждой теме выделены основные вопросы и после краткого конспекта основных положений темы, предусмотрены контрольные вопросы.
В глоссарии можно найти основные термины каждой темы, которые позволят закрепить полученные знания дисциплины «Экономика образования».
Библиографический список, представленный в конце работы, содержит учебно-методические материалы, которые были использованы при составлении данной работы.
Настоящий конспект лекций предназначен для использования в учебном процессе изучения курса «Экономика образования», студентами очной и заочной форм педагогических специальностей и направлений подготовки. Лекции служат основой для успешной подготовки к лекционным и семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.
Тема 1. Введение в экономику образования.
1. Экономика образования как учебная и научная дисциплина.
2. Образовательная услуга как товар.
1. Экономика образования как учебная и научная дисциплина.
На протяжении многих веков развития человеческого общества образование не было связано с производством и не оказывало на него существенного воздействия. В XIX в. основная часть населения была занята простым физическим трудом, направленным на создание материальных благ. Образование не выделялось как самостоятельная отрасль или деятельность.
Расходы на обучение и подготовку рабочей силы были настолько незначительны, что их не брали во внимание ни предприниматели, ни ученые-экономисты той эпохи. На рубеже XIX-XX вв. положение резко меняется, работники образования начинают решать преимущественно педагогические и культурологические задачи. Начинает появляться экономическая функция образования.
Уже во второй половине XX в. роль образования стала возрастать. Появилась потребность в обученных людях, причем обученных в разной степени, по разным специальностям. Это привело к развитию образовательной сферы и позволило говорить о необходимости соответствия образования потребностям экономики.Истоки зарождения экономики образования как науки просматривается в трудах академика С.Г. Струмилина, посвященных хозяйственному значению образования, его влиянию на эффективность труда и производства. Еще в начале 20-х годов С. Г. Струмилин утверждал, что капитальные затраты казны на школьное обучение «окупаются с лихвой уже в первые 1,5 года, а в течении следующих 35-36 лет государство получает чистые барыши на этот капитал в размере 73% годовых. Рентабельнее такого капитала было бы трудно что-либо придумать…..».[1]
Значительный вклад в экономику образования, как науку внесли В.А. Жамин, С.Л. Костанян в 60-70-е годы. Они определили экономику образования в качестве науки, которая изучает характер проявления и специфику действия экономических законов в образовании. Также полагали, что она исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования в целях удовлетворения потребностей хозяйства, науки и культуры.
Подобная трактовка была по существу важным открытием в экономической науки, прежде всего потому, что экономика образования является неотъемлемой и важной составной частью системы экономических наук.
Возрастающее значение образования, как важнейшего источника экономического роста, социальной стабильности и одного из показателей качества жизни населения вызывает необходимость рассмотрение более детально этого понятия.
Термин «образование» имеет несколько значений: «ценность», «система», «результат». В законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение – общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.[2]
По определению, принятому Генеральной конференцией Юнеско, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.[3]
Во многих источниках предлагается довольно большое разнообразие подходов в рассмотрении данного термина.
Понятие «ценность», применительно к образованию, служит такая категория, как «человеческий капитал», так как образование является главным ее элементом. Сегодня образование - это важнейший фактор национальной безопасности и благополучия страны, также и благополучия каждого отдельного гражданина.
Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что в законе «Об образовании», оно признается приоритетной областью, подсистемой в системе отраслей народного хозяйства. Впервые в истории термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992 г.)
Таким образом, если образование – это целенаправленный процесс обучения, осуществляющийся в интересах личности и государства, то под экономикой образования понимается совокупность экономических отношений, возникающих в рамках образовательных учреждений, которые обеспечивают этот процесс.
Кроме того, согласно международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности образование выделяется как самостоятельная отрасль, вид экономической деятельности с иерархической структурой в соответствием с современным состоянием разделения труда. Данная классификация разработана в рамках ООН и служит базой для анализа статистических данных о фактической деятельности (производстве), факторах роста деятельности и управления отраслевой структурой. Экономика образования как наука представляет собой систему знаний о данной отрасли.
Таким образом, экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования.
Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект - это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.
Предметом изучения экономики образования являются отношения, складывающиеся в этой сфере между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению создаваемых в ней благ.
Экономика образования опирается на специальные методы исследования. Под методом понимается комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. выбор методов осуществляется, с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой. Задачи у исследователей разные, следовательно здесь возможно многообразие.
Как и всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:
- метод научной абстракции;
- анализа и синтеза;
- индукции и дедукции;
- исторический и логический методы.
Все эти методы и инструменты используются в единстве.
Методологическим фундаментом экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Это общетеоретическая основа всех экономических наук, именно она разрабатывает основные понятия и положения, выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.
Экономическая теория включает огромное разнообразие различных экономических наук:
- отраслевые экономические науки (экономика образования, промышленности, транспорта, связи и т.п.);
- функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т.п.);
- межотраслевые (экономическая география, демография, статистика и т.д.);
исторические экономические науки (история экономических учений, история народного хозяйства и т.д.).
Основная задача экономики образования – показать экономические условия, необходимые для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Она исследует движение ресурсов общества, выделяемых на образование с целью воспроизводства рабочей силы; их эффективное использование; соотношение полученных результатов с затратами. Экономика образования должна ответить на такие вопросы, как качество образования и его доступность, финансирование отрасли, содержание и оплата труда работников образования, отношения собственности и др.
Экономика образования как система характеризуется такими чертами, как целенаправленность, многоструктурность, устойчивость, управляемость и способность к развитию. Ее совершенствование, реформирование отражает изменения и потребности экономики страны в настоящем и будущем. Экономика образования – это часть системы образования и ее особенности есть отражение педагогических и других социальных процессов, которые происходят в данной сфере.
Содержание образования – это один из важных факторов экономического роста и социального прогресса общества. Оно обеспечивает воспроизводство квалифицированной рабочей силы и повышение эффективности общественного труда (при условии соответствующих изменений в системе производственных отношений и материально-технической базе экономики).
Итак, экономика образования – это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования.
2. Образовательная услуга как товар.
Экономические категории в области образования проявляются по-особому. Своеобразное выражение в сфере образования получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм, а также законы рыночного хозяйства, например закон спроса и предложения. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда - образовательные услуги с их особой полезностью.
Особенностью образования является именно то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги - особая разновидность экономических благ. Рассмотрим подробнее это понятие.
Услуга вообще это определенная работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо потребностей или нужд. Деятельность в сфере образования представляет собой оказание услуг. Поэтому в результате производства образовательных услуг, формируются экономические отношения в сфере образования. Эти услуги направлены на создание человеческого капитала.
Определения образовательной услуги содержатся в работах В.М. Зуева, Е.Н. Жильцова, Е.Н. Попова, В.В. Чекмарева, С.А. Белякова, известных специалистов в области экономики образования.[4]
Наиболее подробно проблемы содержания образовательной услуги исследованы В.В. Чекмарёвым, утверждающим, что именно по поводу производства услуги складываются все экономические отношения в сфере образования. Образовательная услуга является продуктом образовательного производства.
Образовательные услуги – это система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных потребностей личности в ее интеллектуальном развитии, создают условия для самореализации человека.[5] Эти услуги участвуют в воспроизводстве разнообразных человеческих способностей к труду. Чем больше потребляется образовательных услуг, тем больше знаний, умений и навыков, тем выше качество рабочей силы.
Безусловно, качество рабочей силы во многом зависит от собственного труда обучающегося в период потребления образовательных услуг, которые являются продукцией образовательных учреждений. Поэтому можно выделить комплекс образовательных услуг, предоставленных обучающимся и тем объемом знаний и навыков, которые они приобрели. Образовательные услуги – это продукт труда педагогов и обслуживающего персонала, а приобретенные знания, профессионализм обучающихся является продуктом совместного труда педагогов и обучающихся.
Услуги обладают рядом свойств:
1. Образовательная услуга – это специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и заключается в полезном эффекте живого труда. Образовательные услуги рассматриваемые как труд педагогов и обслуживающего персонала производят определенный продукт в нематериальной форме, который может быть объектом купли продажи, предметом потребления. Поэтому образовательная услуга – это товар.[6]
2. Неотделимость от субъекта, оказывающего услугу. Данная черта является наиболее яркой для различных видов услуг, в т.ч. и для образовательных услуг. Дело в том, что услуга оказывается в процессе деятельности субъекта, который оказывает эту услугу. Если данная деятельность прекращается, то и услуги нет. Потреблять можно оказываемую услугу, прекращение означает окончание потребления этой услуги.
3. Эффект от потребления услуги зависит не только от условий ее производства, но и от условий ее потребления. Так, например уровень подготовки ученика определяется не только квалификацией учителя и временем обучения, но и способностями ученика. Полезный эффект образовательной услуги – это результат совместных усилий ее производителя и потребителя. Это благо, потребляемое с целью формирования способностей человека. При купли-продажи образовательной услуги продается и покупается полезный результат этой услуги. Этот эффект означает рост доходов обучаемого в перспективе и повышение эффективности труда и рост прибыли от применения труда более высокого качества для функционирующей экономической системы.
4. Неэквивалентность услуги и результата ее потребления. Собственник образовательной услуги, опираясь на свои знания, умения, навыки и жизненный опыт передает их потребителю, используя соответствующую методику. Обучаемые воспринимают передаваемые знания в меру своих способностей и особенностей восприятия, формируют индивидуальный образ получаемой информации.
5. Образовательные услуги имеют качественные и количественные параметры. Они могут осуществляться в течении нескольких часов (курсы повышения квалификации) до нескольких лет (получение квалификации, освоение профессии).
Ныне, как показывает опыт наиболее развитых стран мира, вступивших на путь постиндустриального развития получение образования должно быть не только доступно, но и должно оказываться на протяжении всей трудовой жизни индивида. Здесь мы сталкиваемся с таким понятием как человеческий капитал, степень развития которого во многом зависит от уровня развития соответствующих стран мира. Поскольку образовательные услуги направлены на формирование, повышение и сохранение способностей человека, то это требует и соответствующего развития самого общества, возможностей финансирования рассматриваемых процессов. Образовательные услуги - это социально-значимая ценность всего общества. Таковы основные черты образовательных услуг.
Услуги следует разграничить на материальные и нематериальные. Нематериальные – это услуги репетиторов, юристов, актеров, банковских работников. Материальные - это, например ремонт бытовой техники, индивидуальный пошив одежды и т.п. Последние свидетельствуют о взаимопроникновении сфер материального и нематериального производства. На сегодняшний день, сфера услуг в системе общественного производства является своего рода показателем уровня экономического развития страны. Экономика услуг – это производственная база постиндустриального общества.
Образовательные услуги в условиях рыночных отношений, как уже отмечалось, носят товарный характер и связаны с производством общественных благ. Для сферы образовательных услуг также характерно действие законов рынка и проявлений его противоречий. Таких, например, как стремление к монополизации цен, ограничение конкуренции, бюджетных средств, в т.ч. на проведение научных исследований частными учебными заведениями.
Образование, как принято считать обладает чертами как общественного, так и частного блага (наличие частного сектора в сфере образовательных услуг). Это положение предопределяет финансирование как из общественных (бюджетных), так и частных средств. Разграничение уровней финансирования общественного блага образовательные услуги строятся в зависимости от уровня его потребления.
Образовательные услуги, как общественное благо имеют особые черты:
1. Потребление образовательных услуг характеризуется внешними эффектами, которые будут проявляться во времени и могут превышать объем полученных услуг;
2. Предельные издержки предоставления образовательных услуг индивидуальному потребителю равны нулю, поскольку если в систему образования поступит дополнительно еще один обучающийся, то прирост потребности в средствах будет близок к нулю (но не равен ему);
3. Асимметрия информации, т.е. невозможно оценить качество приобретаемой услуги в момент ее потребления (различная характеристика услуги и ее польза, оценка со стороны покупателя и продавца, результат потребления услуги связан с временным лагом, отношения между контрагентами рыночных отношений носят невещественный характер).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое образование? Дайте определение этого многофункционального явления.
2. Назовите функции образования.
3. Как развивалась экономика образования? Когда она стала учебной и научной дисциплиной?
4. Объясните, почему образование рассматривается как отрасль экономики?
5. Какова сущность образовательных услуг и чем они отличаются от материальных благ? Почему эти услуги неотделимы от педагогических работников?
6. Что изучает экономика образования?
7. Назовите предмет, объект и субъекты данной дисциплины.
8. Расскажите о концепции человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода.
Тема 2. Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в РФ.
1. Законодательные основы образования в России.
2. Понятие собственности в системе образования.
3. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.
1.Законодательные основы образования в России.
Образование в Российской Федерации имеет определенные методы государственного регулирования и нормативно-правовую базу.
Преобразования в сфере образования начались еще в 1989 г., когда состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования, на котором были определены основные принципы реформирования образования. К ним относятся открытость инновациям, разнообразие и дифференциация образования, учет национальных особенностей в многонациональной стране, непрерывность обучения, демократизация и др. Эти принципы изменили в целом задачи и методы обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений.
Нормативной базой преобразований в данной сфере стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. №1 и закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.).
Наиболее значимые положения закона состояли в следующем:
Образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов с соответствующим статусом ее работников.
2. Были утверждены автономность образовательных учреждений, закреплены новые формы собственности в сфере образования.
3. Установлен порядок лицензирования и государственной аккредитации его учреждений.
4. Аккредитованные учреждение получили право на бюджетное финансирование, размеры которого устанавливались на основе нормативов в расчете на одного учащегося.
5. Создание негосударственных образовательных учреждений.
В 1996 г. закон «Об образовании» был дополнен, подтвердил гарантии общедоступности получения образования всех ступеней, установил права на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов первой и второй групп при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов.
В настоящее время отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами нескольких десятков федеральных законов, нормативных документов, актов и всевозможных указов. Федеральный закон«Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры - стажировки.
Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.
В Законе выделены отдельные нормы, посвященные:
- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
- сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
- обучению по интегрированным образовательным программам;
- образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.
Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.
Со дня вступления в силу нового Закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу. Для отдельных положений нового Закона установлены иные сроки вступления их в силу.
Одновременно со вступлением в силу нового Закона вступает в силу ряд подзаконных актов, принятых в соответствии с ним.[7]
Одной из основных задач государственной политики в сфере образования является повышение его соответствия потребностям экономики. Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием для экономики страны в 2012-2014 годах, предусматривается поддержка инновационно-активных вузов, реализация развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, привлечения в российские вузы ведущих ученых, развития в них инновационной инфраструктуры, научных проектов, реализуемых совместно с ведущими вузами и ведущими научными организациями.
2. Понятие собственности в системе образования.
Сфера образования характеризуется экономическими отношениями, которые имеют свои особенности. Они проявляются в отношениях собственности, в способах и формах возмещения затрат труда, материальных средств и пр.
Понятие собственности можно представить, как отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. В этих отношениях один из субъектов относится к этому имуществу как к своему; для остальных оно является чужим. Собственность как экономическая категория является вечной.
В соответствии с определением, содержащимся в общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС), под формой собственности понимаются «законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности».[8]Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
Экономическое содержание собственности состоит в отношениях между субъектами, в которые они вступают между собой по поводу владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Можно привести следующие примеры:
· собственник разрешает иному лицо пользоваться объектом для получения дохода;
· собственник запрещает другим субъектам владеть объектом, обязывая тем самым вернуть его;
· собственник продает объект и т. д.
Подобного рода примеров можно привести очень много, но за каждым из них будут находиться три указанные выше права, реализуемые в разной степени, в разных условиях, для различных временны х периодов.
Основные формы собственности в РФ: частная, муниципальная, государственная, собственность общественных и религиозных организаций и смешанная собственность в зависимости от того кто является собственником права.
В сфере образования различаются следующие формы собственности:
1. государственная собственность (государственные вузы, ПТУ, интернатные и специальные учреждения, автономные учреждения);
2. муниципальная собственность (дошкольные и общеобразовательные учреждения);
3. собственность общественных организаций (религиозные и проч. учебные заведения);
4. частная собственность (индивидуальные репетиторы, частные школы и т.д.);
Образовательные программы и стандарты.
3. Типы и виды образовательных учреждений.
4. Структура образовательных организаций.
1.Система образования РФ.
Согласно Закона «Об образовании» система образования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования.[17]
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).
Система образования создает условия для непрерывного образования, предлагает большое разнообразие для выбора основных образовательных программ, дополнительных образовательных программ, предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ. Кроме того, система образования предполагает учет имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
Устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Уровни профессионального образования следующие:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
2.Образовательные программы и стандарты.
Как следует из определения, важное значение придается образовательным программам, которые отражают содержание образования соответствующего уровня и направленности. Основные образовательные программы (ООП) соответствуют государственным образовательным стандартам (ГОС), а имеющиеся дополнительные предусматривают образовательные услуги на платной основе.
В Российской Федерации к основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения
квалификации, программы профессиональной переподготовки.[18]
Структура основных образовательных программ, условия их реализации и результаты освоения закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Кроме того, в них устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального