Духовная сфера общественной жизни

Восприятие

Этап чувственного познания, который передаёт целостный образ предмета передают.

Гениальность

Наивысший уровень развития способностей.

Гипотеза (в науке)

Форма научного знания. Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Групповая деятельность

Например, создание учебника.

Дружба

Глубокое, интимное межличностное отношение, предполагающее не только совместную деятельность, взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки в трудную минуту, друг может разделить радость и воспринимает её как свою.

Духовная деятельность

Например, создание книги, картины и т.п.

Духовная сфера общественной жизни

Наука, образование, искусство, религия, мораль и т.п. Как сфера общественной жизни.

Духовные потребности

Потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты. Религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

естественные (биологические, материальные) потребности

Потребности в воздухе, воде, пище, одежде и жилище, продолжении рода и т.п.

Естественные науки

Науки о природе (биология, физика, химия, астрономия, геология и до.)

Житейское (обыденное) знание

Знание, которое человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко имеет поверхностный характер.

Задатки

Присущие каждому от рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы. Они составляют природную основу развития способностей.

Знакомство

Межличностные отношения, в которых личные чувства не имеют существенного значения. Можно считать человека своим знакомым, но не относить его к числу приятелей, товарищей.

Знание

Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости о каком-либо объекте. Также: познавательно значимая информация и особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности.

избегание (конфликта)

Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её. Не уступая своего. Но и не настаивая на своём.

Измерение

Эмпирический метод. Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

Индивидуальная деятельность

Например, преподавание в школе.

Иррациональное знание

Вид знания, предметом которого являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

Классификация

Эмпирический метод. Группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.

Коллектив

Люди, объединённые общими идеями, интересами, потребностями.

Компромисс

Решение проблемы через взаимные уступки.

Конфликт

Столкновение противоположных интересов.

Малая группа

Объединение людей, от двух-трёх (например, семья, круг ближайших друзей) до 20—30 человек (например, школьный класс, спортивная команда), занятых каким-либо общим делом и находящихся в непосредственных отношениях друг с другом.

Материальная (практическая) деятельность

Деятельность, которая связана с созданием материальных ценностей.

Материально-производственная деятельность

Деятельность по преобразованию природы. Например, земледелие, производство различных товаров.

Межличностные отношения

Эмоционально окрашенные взаимоотношения между людьми. Они проявляются в особенностях взаимных влияний, которые люди оказывают друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Миф (мифология)

Форма познания, повествование, в котором в яркой образной форме зафиксированы представления людей о мире, человеке, сверхъестественных силах.

Мотив

То, на что направлена деятельность. Предметы, явления и процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом.

Мышление (в широком смысле)

Способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.) Объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.

Наблюдение

Эмпирический метод. Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира.

Наука

Форма познания, которую отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть. Её отличает наличие специального языка и методов исследования, проверяемость и доказуемость выводов, логичность, стремление к получению истинных знаний.

Научная проблема

Форма научного знания. Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Научное знание

Важнейший вид знания, упорядоченная система понятий, из которых складываются теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.

Научное познание

Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научный факт

Форма научного знания, отражение объективного факта в сознании, т.е. Описание посредством определённой системы знаков, символов.

Общение

Вид человеческой деятельности. Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, мыслями, чувствами.

Общество (как человечество)

Всё человечество в прошлом, настоящем и перспективе. Всё население Земли (мировое сообщество)

Общество (как этап)

Определённый этап исторического развития (например, феодальное общество)

объект деятельности

Человек, социальные группы, общество в целом.

Объективный

Не зависящий от воли и сознания конкретного человека.

Одарённость

Такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.

Описание

Эмпирический метод. Перечисление основных признаков объекта.

Ощущение

Этап чувственного познания, который передаёт отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание)

паранаука (околонаука)

Форма познания, которая противоречит науке, но содержит ее элементы.

Политическая деятельность

Например, выборы в парламент.

Понятие

Этап рационального познания, при котором общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируются в понятиях.

Потребность

Осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

Представление

Этап чувственного познания, образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий.

Прикладные науки

Науки, которые ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни общества.

Приспособление

Сглаживание противоречий, в том числе в ущерб своим интересам.

Приятельство

Межличностные отношения, которые возникают на основе взаимных симпатий людей, их стремления к контакту, общению, общих интересов и взглядов.

Прогресс

Усовершенствование отдельных институтов общества.

Рациональное знание

Вид знания, отражение реальности в логических понятиях и категориях.

Регресс

Упадок отдельных институтов общества.

Религиозное познание

Форма познания, основным элементом которого является вера в сверхъестественное.

Репродуктивная деятельность

Деятельность по образцу. Например, работа на конвейере.

Речь

Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).

Систематизация

Эмпирический метод. Распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними.

Соперничество

Открытая борьба за свои интересы.

Социализация

Осуществляющийся на протяжении всей жизни человека процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. Процесс усвоения культурного богатства общества, норм и правил поведения.

Социальная деятельность

Взаимоотношения социальных групп как вид деятельности.

Социальное познание

Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

социально-преобразовательная деятельность

Деятельность по преобразованию общества. Например, реформы в области образования, здравоохранения.

Социальные изменения

Различные перемены, происходящие в обществе (экономике, политике, культуре) и отдельных социальных группах в течение некоторого времени.

Социальные потребности

Потребности в общении, труде, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

Социальный институт

Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и общества

Способности

Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям и умениям.

Суждение

Этап рационального познания, высказывание, содержащее определённую мысль. В суждении человек утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств.

Талант

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных.

Теория

Наиболее развитая форма научного знания, представляющая целостное исследование (наблюдение, рассмотрение, отображение закономерных и существенных связей) определённой области действительности.

Технические и точные науки

Математика информатика, робототехника, космонавтика и др. В классификации наук.

Товарищество

Межличностные отношения, которые основаны на общности не только интересов, взглядов, но и целей, результатов совместной деятельности.

Труд

Вид человеческой деятельности. Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения потребностей его и общества

умозаключение

Этап рационального познания, при котором из нескольких логически связанных суждений можно выводится новая мысль.

Учение/познание

Вид человеческой деятельности. Целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности

Фундаментальные науки

Науки, которые изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества; полученные результаты не рассчитаны на практическое применение.

Художественное знание

Вид знания, совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое.

Человек

Биосоциальное существо: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.

Человек (в биологии)

Представитель вида Homo Sapiens (человек разумный).

Чувственное познание

Способ познания, с помощью которого мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др.

Экономическая деятельность

Производство товаров и услуг.

Эксперимент

Эмпирический метод. Активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

Эмпирический закон

Форма научного знания. Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Восприятие

Этап чувственного познания, который передаёт целостный образ предмета передают.

Гениальность

Наивысший уровень развития способностей.

Гипотеза (в науке)

Форма научного знания. Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Групповая деятельность

Например, создание учебника.

Дружба

Глубокое, интимное межличностное отношение, предполагающее не только совместную деятельность, взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки в трудную минуту, друг может разделить радость и воспринимает её как свою.

Духовная деятельность

Например, создание книги, картины и т.п.

духовная сфера общественной жизни

Наука, образование, искусство, религия, мораль и т.п. Как сфера общественной жизни.

Духовные потребности

Потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты. Религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

естественные (биологические, материальные) потребности

Потребности в воздухе, воде, пище, одежде и жилище, продолжении рода и т.п.

Естественные науки

Науки о природе (биология, физика, химия, астрономия, геология и до.)

Наши рекомендации