Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учебник для вузов / В.А. Михеев.
8. Об образовании в Российской Федерации (2012): федеральный закон Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (свободный) (дата обращения 01.10.2016).
9. Понятие социального партнерства. Принципы, система и формы социального партнерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5185371/page:12// (свободный) (дата обращения - 05.09.17). – Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда.
10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н [Текст]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (свободный) (дата обращения 07.09.2016). – С.7; 12.
11. Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения: Материалы международной научно-практической конференции 26-28 ноября 2003 г. / Отв.ред. Р.М. Куличенко. – Тамбов, 2003. – 192 с.
12. Социальная политика: учебник / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. – М., 2013. – 424 с. - С.188-220.
13. Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodecs-rf.ru/trudovoj_kodeks_rf/chast_2/razdel_2/glava_3/stat_ya_23/ (свободный) (дата обращения - 05.09.17).
14. Степихова М.В. Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования детей: методические рекомендации / М.В. Степихова [Электронный текст]. – Санкт-Петербург, 2015. – 24 с. Режим доступа: http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/sozialnoe-partnerstvo.pdf (свободный) (дата обращения 23.08.17). – С.10.
15. Трудовой кодекс Российской Федерации 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) [Электронный текст]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения – 26.10.16).
16. Яцукова И.Л. Технология развития социального партнерства образовательной организации – необходимый элемент реализации ФГОС / И.Л. Яцукова // Приоритетные направления развития современного образования: сборник статей I Межрегиональной научно-практической конференции, 10 мая 2017 г., Астрахань / сост. Е.В. Метельская. – Астрахань, 2017. – 148 с. - С.33-37.
Тема 2. «Профессиональный стандарт «Педагог» – нормативный документ новейшего времени» - об умении управлять социальным партнерством (семинарское занятие, 2 часа)
1. Общая характеристика и структура документа Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (2013).
2. Требования к педагогу-воспитателю. Описание трудовых функций и действий, знаний, умений, навыков, уровня подготовки.
3. Требования Профессионального стандарта к педагогу-воспитателю по организации социального партнерства в воспитательно-образовательной среде, партнерского взаимодействия.
Основные понятия и категории: профессиональный стандарт, педагог-воспитатель.
Задание для Письменной Работы:
Составьте схему или таблицу: Схожесть и отличие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного Министерством образования и науки РФ, и Профессионального стандарта, утвержденного Министерством труда и социальной защиты РФ, в которых описаны Требования к деятельности педагогических работников дошкольных образовательных.
Рекомендуемая литература
1. Детский сад теория и практика. – 2016. - № 11. – Тема номера «Профессиональный стандарт педагога: подготовка к применению». – Режим доступа: https://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2016-god-detsad/317-detsad-11-2016 (свободный) (дата обращения - 05.09.17).
2. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика [Текст]: полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2016. - 817 с.
3. Митрофанова В.В. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах / В.В. Митрофанова // Секретарь-референт. – 2015. - №4 [Электронный текст]. – Режим доступа: URL: http://www.profiz.ru/sr/4_2015/profstandarti/ (дата обращения – 26.10.16).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. N 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог: (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный текст]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70873252/#block_1#ixzz4OCHsCGm8 (дата обращения – 26.10.16).
5. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (18.10.2013 №544н) [Текст] // Научно-методический журнал «Образование в современной школе». - 2013. - №8. (Тема номера «Обсуждаем профессиональный стандарт педагога»). – С.4-22.
6. Профессиональный стандарт педагога: обзор документа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz4JZo41wYs (дата обращения - 07.09.16).
7. Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://sovetnik.consultant.ru/profstandarty/professionalnyj_standart_pedagogavospitatelya_doshkolnogo_obrazovaniya/ (дата обращения - 07.09.16).
8. Трудовой кодекс Российской Федерации 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) [Электронный текст]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения – 26.10.16).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный текст]. – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения – 26.10.16).
10. Чалдышкина Н.Н. Профессиональный стандарт «Педагог»: нормативный документ новейшего времени в системе образования / Н.Н. Чалдышкина // Социальная сфера, экономика и управление: актуальные проблемы и перспективы: сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. – 160 с. – С. 73-76.
Решите тестовые задания
- В каком году приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации был утверждён Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»?
А) в 2001 году
Б) в 2012 году
В) в 1995 году
Г) в 2013 году
- Умение педагога сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач отражено в документе:
А) Трудовой кодекс Российской Федерации
Б) Профессиональный стандарт «Педагог»
В) Федеральный государственный образовательный стандарт
Г) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
- С каким документом напрямую и логически связано содержание Профессионального стандарта «Педагог» в отношении требования к деятельности педагогических работников дошкольных образовательных организаций?
А) Трудовой кодекс Российской Федерации
Б) Семейный кодекс РФ
В) Федеральный государственный образовательный стандарт
Г) Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Тема 3. «Профессиональное выгорание педагога-воспитателя при организации и управлении социальным партнерством» (семинарское занятие, 2 часа)
1. Понятие выгорания, его структура и компоненты.
2. Общая характеристика проблемы профессионального выгорания.
3. Факторы, влияющие на формирование выгорания.
4. Причины профессионального выгорания педагога-воспитателя. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов с разным социометрическим статусом в коллективе.
5. Основные подходы к управлению состоянием человека. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Основные категории и понятия: профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания
Задание для Устного Опроса:
Какие основные факторы, на ваш взгляд, приводят к профессиональному выгоранию педагога-воспитателя? Перечислите, приведите примеры.
Задание для самостоятельной работы:
Разработайте и оформите в папку упражнения для саморегуляции педагога-воспитателя.
Рекомендуемая литература:
1. Губанихина Е.В. Здоровьесберегающий аспект профессиональной деятельности воспитателя детского сада / Е.В. Губанихина // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №11. – С.91-97 (Тема номера «Воспитатель детского сада: слагаемые профессионального успеха»).
2. Детский сад теория и практика. – 2014. - № 11. Тема номера «Воспитатель детского сада: слагаемые профессионального успеха» https://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2014-god-detsad/182-detsad-11-2014 (дата обращения 06.09.17).
3. Гущина Н.А. Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребенком / Н.А. Гущина // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №11. – С.26-32 (Тема номера «Воспитатель детского сада: слагаемые профессионального успеха»).
4. Корепанова М.В. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие / М.В. Корепанова, О.В. Гончарова, И.А. Лавринец. – М., 2010.
5. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика [Текст]: полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - 6-е изд., перераб. и доп. – М., 2016. - 817 с.
6. Чалдышкина Н.Н. Профилактика и коррекция эмоционального выгорания специалистов социально-педагогической сферы / Н.Н. Чалдышкина, М.В. Лебедева // Социально-педагогическое сопровождение личности в социуме: история, теория и практика: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 28 февраля 2013 г.) / Под ред. Н.С. Моровой, Н.Н.Чалдышкиной – Йошкар-Ола: МарГУ, 2013. - 522 с. - С.261-263.
7. Яруллина Е.Х. Слагаемые профессионального успеха / Е.Х. Яруллина // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №11. – С.42-52 (Тема номера «Воспитатель детского сада: слагаемые профессионального успеха»).
Тема 4. «Характеристика социальных институтов – субъектов социального партнерства в воспитательно-образовательной среде» (семинарское занятие, 2 часа)
- История термина «социальный институт».
- Виды социальных институтов и сферы жизнедеятельности общества.
- Институционализация, этапы процесса институционализации.