Память, ее общая характеристика.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
С физиологической точки зрения ассоциации представляют собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: по смежности и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные по времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое.
Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Запоминание — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.
Виды памяти. Непроизвольная память, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, когда информация следует целенаправленно с помощь специальных приёмов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания, от приёмов запоминания, от приёмов заучивания.
Структура памяти. Существует несколько уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти. Её систему удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1—0,5 сек. Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга, она будет храниться ещё около 20 сек без повторения или повторного воспроизведения сигнала, — то это второй уровень: кратковременная память. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности, необходимой для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и информации, накопленной за прошедший день, переводя её в долговечную память.
Для долговременной памяти свойственна закономерность забывания: забывается всё не нужное, второстепенное, а также определённый процент и нужной информации. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них - время. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после неё. Важным фактором забывания является степень активности использования имеющейся информации.
Виды памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. Генетически первичной считают двигательную память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (печать на машинке, пользоваться инструментами и т.п.), затем формируется образная память, т.е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесная) память. С её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий.
Расстройства памяти. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять и воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше. Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего сохраняется манера держаться, походка и т.п.
Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать её продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объём, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам относятся: характер материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.
Мышление и интеллект.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества. Последовательные ступени интеллектуального развития: — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. Далее мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.
Виды мышления. Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это понятие законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.
Интеллект(от лат. Intellectus-понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.