Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности

Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения — что получится в результате) и проверять их.

Возраст: 12—13 лет.

Учебная дисциплина: математика.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 460): дан квадрат со стороной 5x5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел.

Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для этого необходимо:

1) сравнить между собой время, затраченное каждым учени
ком на выполнение задания;

2) описать способы выстраивания последовательности
(движение по горизонтали, вертикали, наличие системы при
поиске или поиск с опорой на запоминание рядом стоящих
чисел), используемые каждым учеником;

3) найти оптимальную стратегию выстраивания последова
тельности по затрачиваемому времени;

4) проверить эту стратегию на представленных ниже
заданиях;

Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.

Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.

5) сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел по таблице.

Задание «Найти правило»

Цель: формирование умения выделять закономерность в построении серии.

Возраст: 12—13 лет.

Учебные дисциплины: математика.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 673): учащимся предъявляется круг, в полукругах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа. Для организации выполнения задания предлагается ориентироваться на вопросы и задания, приведённые на карточке:

1. В каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полукруге или разных)? (Ответ: находящиеся в разных полукругах, поскольку нужно определить правило размещения чисел в полукругах.)

2. Опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел.

3. Можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач?

Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности - student2.ru

Задание «Работа с метафорами»

(А. Е. Падалко, 1985)

I Цель: формирование умения работать с метафорами (воз-! можность понимать переносный смысл выражений, понимать

и строить обороты речи на основе скрытого уподобления,

образного сближения слов).

95)

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.

Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа — русские.

Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Материал: карточка с пословицами.

Немецкие пословицы Русские пословицы  
1. Не ленись, ясли сами 1. Язык до Киева доведёт.
ко рту не пойдут.    
2. Кто много начинает, 2. Один в поле не воин.
очень мало осуществляет.    
3. Ошибки других — 3. Овёс к лошади не ходит.
хорошие учителя.    
4. Совершённые поступки 4. Семь раз отмерь,
в советах не нуждаются.   один — отрежь.
5. С красноречивым 5. Дело мастера боится.
языком не пропадёшь.    
6. Лицо выдаёт негодяя. 6. Кончил дело, гуляй смело.
7. Один всё равно что 7. С миру по нитке —
никто.   голому рубашка.
8. Тухлое яйцо портит 8. Дуракам закон не писан.
всю кашу.    
9. Сначала подумай, 9. После драки кулаками
потом начинай.   не машут.
10. Сначала ноша, 10. Молчание —
потом отдых.   знак согласия.
11. В беде сотня друзей 11. На голове густо,
весят очень мало.   да в голове пусто.
12. Свежая рыба — 12. Истинные друзья
хорошая рыба.   познаются в беде.



Продолжение

Немецкие пословицы Русские пословицы
13. Дожди образуют реки. 14. Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы. 15. Отсутствие ответа тоже ответ. 16. Любить и петь заставить нельзя. 17. Любовь к делу делает труд лёгким. 18. Глупые руки марают стол и стены. 13. Насильно мил не будешь. 14. На воре шапка горит. 15. Куй железо, пока горячо. 16. Ложка дёгтя в бочке меда. 17. На ошибках учатся. 18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?

Задание «Составление слоп из элементов по правилу»

(А.Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.

Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить

такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.

1. В, Г, Д (выгода).

2. С, К, Р, Т (секрет).

3. Ж, К, Л (ложка).

4. Н, Л, С, К (носилки).

5. Ж, Ц (жнец).

6. Б, Р, Щ (борщ).

Задание «Отсутствующая буква»

{А. Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.

Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач.

Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка.

Задание «Робинюн и Анртоп»

Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

^1

Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.

Материал: текст на карточке.

Текст.

Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.

«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».

Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».

• Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что
Айртон сможет, «работая, переродиться»?

Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все восхищаются.

• Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более
сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и
человеческое достоинство?

Формирование умения проводить эмпирическое исследование

Запамие «Эмпирическое исследование»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: эмпирическое исследование — это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает

99,

не только освоение умений, непосредственно связанных с ис
следованием, но и ориентировку в предметно-специфических
областях, а также развитие регулятивных действий, т. е.
умения организовать совместную работу (распределение
функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е.
умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка,
принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования\

■1. Создание проблемной ситуации, формулирование проб- |
лемы, гипотезы. I

2. Подготовка к проведению исследования:

— выделение материала, который будет использован в исследовании;

— параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные). '

3. Поиск решения проблемы.

4. Проведение исследования.

5. Изложение результатов исследования, их представление.

6. Обсуждение, оценка полученных результатов.

По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.

Задание «Любимые передачи»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).

Возраст: 13—15 лет.

Учебные дисциплины: литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла).

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого учащиеся переходят к подготовительномуэтапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:

— определение функций каждого участника (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);

— решение вопросов о том, как будет осуществляться отбор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;

— формулирование вопросов (содержание и форма), которые будут предложены участникам;

— кто формулирует вопросы, обсуждает их;

— формы представления вопросов (анкета, устное сообщение и др.);

— планирование дальнейших этапов исследования;

—- проведение исследования — сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы.

Задание «Выбор транспорта»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: география (и другие предметы гуманитарного цикла).

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается выбрать транспорт для экскурсионной поездки класса (группы).

Проблема — выбор удобного во всех отношениях транспорта для поездки учащихся на экскурсию в другой город.

Подготовительный этап — организация сбора информации, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки.

Основной этап— сбор информации о разных видах транспорта для путешествия с разных позиций (стоимость, время поездки, расписание — время отъезда, приезда, удобства и др.). Сравнение видов транспорта по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Задание «Жильцы твоего дома»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом.

Возраст: 12—13 лет.

Учебные дисциплины: география.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюдова. «География», учебник для 6 класса): в учебнике рассказывается о том, каковы занятия населения в различных городах и

сельских населённых пунктах. В качестве задания там предлагается, «расспрашивая родителей, используя собственные наблюдения, собрать сведения о своём населённом пункте» (название, географическое положение, когда возник и т. д.).

Подобное задание предлагается учащимся, но оно относится к сбору сведений о жильцах их дома (подъезда). Учащимся следует выяснить, сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей (технические специальности, медицина, образование и др.).

Набор вопросов можно продолжить самостоятельно или использовать вопросы из вышеназванного учебника (предлагаемые для характеристики населённого пункта). Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и других составах.

На подготовительномэтапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования.

На основномэтапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.

Формирование умения проводить теоретическое исследование

Задание «Сказочные герои»

Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование — это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности.

Наши рекомендации