Программа «Детский сад – Дом радости»

Автор: Крылова Н.М.

Ваш малыш идет в детский сад. Какими будут его дошкольные годы, насколько комфортно и тепло почувствует он себя в доме, куда каждое утро будет приводить его мама, как он будет учиться в школе и как сложится его дальнейшая судьба? Все это зависит от того, в какой детский сад пойдет малыш, и какую программу воспитания выберут ему родители.

Как же выбрать среди большого количества современных программ именно ту, которая понравится Вам и подойдет Вашему малышу; ту, которая будет учитывать индивидуальные особенности именно Вашего ребенка. Как найти группу, где малыш будет испытывать ощущение удовольствия и удовлетворения от выполнения разнообразных видов деятельности, радуясь каждому прожитому дню в группе, где его будут любить и с нетерпением ждать каждое утро.

Детство, окрашенное радостью, оценивается психологами как защитный слой, необходимый каждому стремящемуся к звездам, проявляющему свою индивидуальность, защищающему ее, ибо путь к ним всегда пролегает через тернии.

Если родители хотят стать непосредственными полноправными участниками в процессе развития, воспитания и обучения своего ребенка, обогащаясь как творческие личности, программа «Детский сад – дом радости» открывает для них свои двери. Создана эта программа Натальей Михайловной Крыловой, доцентом Пермского государственного университета и Валентиной Тарасовной Ивановой, педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственного университета. За плечами программы богатый опыт внедрения в разных регионах нашей страны и бывшего СНГ. В 1990 году программа была награждена золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.

Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад – дом радости» является Типовая программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова. Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Ее задачами является:

· забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка;

· содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала;

· содействие овладению основами духовной культуры.

Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.

Что же это такое – Дом радости?

Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом го возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.

«Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат.

Таким образом, жить в «Доме радости» - значит, находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости.

Для педагога воспитывать в «Доме радости» - это значит содействовать обогащению и развитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка. Ребенок принимается воспитателем как система, имеющая право на сохранение своей автономности, самобытности и уникальности.

Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья – самостоятельность, четвертая – творчество. И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития.

Но высокий уровень выполнения деятельности не появляется сразу. С чего же начинается работа в «Доме радости»?

Для повышения активности детей в течение дня авторами программы построен новый режим организации деятельности детей и воспитателей:

с 7.00. до 7.30 индивидуальное обучение;

с 7.30 до 7.45 – подгрупповое обучение;

с 7.45 до 8.05 фронтальная игровая деятельность, помогающая детям ощутить радость совместного общения;

8.05 – 8.15 – мотивация предстоящей фронтальной деятельности после завтрака, которую все дети уже усвоили, и задача для них – самоутвердиться в своих возможностях;

в 8.15 – зарядка, создающая эмоционально радостное ощущение жизни и включающая игры, танцы, имитационные движения;

в 8.25 – умывание, сопровождающееся играми, решением проблемных ситуаций, сообщением интересной информации. После умывания – опробование – процесс исследования продуктов с использованием органов чувств (осязание, обоняние, зрение и т.д.). Это расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, познания, а к подготовительной группе – накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений;

8.40 – завтрак. После завершения еды каждый ребенок выбирает игру и занимается ею до начала фронтальной деятельности, которая начинается с хороводной игры и незаметно переводится воспитателем на тот вид деятельности, о котором говорилось утром.

11.30 на смену выходит второй воспитатель. Содержанием его работы являются индивидуальное обучение детей разным видам деятельности, которое включает в себя и диагностику, и совместный анализ результатов деятельности.

* Особенностью программы является тесное взаимодействие обоих воспитателей.

Ритуал обеда в нашей системе максимально приближен к семейной обстановке. Во время приема пищи идет спокойная беседа воспитателя с детьми о еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о людях разных профессий. Организация приема пищи такова, что уже во втором полугодии младшей группы дети пользуются всеми столовыми приборами, включая нож.

После обеда каждый играет, а потом все вместе идут в спальню. В это время второй воспитатель продолжает индивидуально работать с детьми, а первый ведет непринужденный разговор с другими, а когда все дети лягут, читает красивое поэтическое произведение, приучая ребенка уже с трех лет слышать гармонию родного языка.

Режим предполагает специально отведенное время, названное «Минутка шалости» и «Минутка тишины». «Минутка шалости» помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с помощью произвольных движений под музыку. «Минутка тишины» помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и формируются поступки.

Аналогичным образом проводится и вторая половина дня, только время занятий заменяется фронтальными видами самостоятельной деятельности детей – играми, трудом, познанием.

Для повышения речевой активности детей во время всех видов деятельности в группе «живет» персонаж Мишка. Это недотепа и глупыш, который ничего не знает, говорит иногда смешные вещи и всегда все путает. А дети с большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали. Эмоциональный контакт с Мишкой дети устанавливают очень легко, т.к. они видят в нем не строгого критика, а недотепу, которому нужно помочь, о котором нужно позаботиться или чему-то научить.

Программа опирается на то, что управление любым видом деятельности может быть представлено в виде модели. Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации деятельности, а в старшей и подготовительной к школе группах модель станет средством познания самого дошкольника.

Первый вариант модели, которую использует воспитатель – это система пальцев руки: мизинец обозначает замысел (цель и мотив) – «Что я хочу сделать, о ком позаботиться». Безымянный – предмет преобразования – «Из чего буду делать». Средний палец – средства – «Чем буду делать» (какими орудиями будет осуществляться преобразование). Указательный – порядок действий – «Как буду делать» (с чего начать, чем закончить). Большой палец, поднятый вверх – результат – продукт деятельности, отношение к нему и к себе, как к создателю, т.е. рефлексия и самооценка.

В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с натуры» и по замыслу.

Особое место авторами программы уделено развитию у детей конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга.

Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».

Специалисты детского сада уделяют много внимания физическому, эстетическому и музыкальному развитию дошкольников. Программа предусматривает еженедельные музыкальные досуги и освоение детьми всех видов театрализованной деятельности.

Перед каждой возрастной группой «Дома радости» ставятся свои задачи и требования, которые разработаны авторами программы в рабочих планах-сценариях. Они являются учебно-методическими пособиями для воспитателей. Тем не менее, каждый воспитатель знает, что младшая группа – группа обихаживания и заботы. Каждый малыш по-разному проходит адаптационный период, и задача педагогов помочь ребенку благополучно пройти это сложное время.

До поступления в детский сад воспитатели встречаются с родителями, рассказывают о программе и дают необходимые советы, которые помогут малышу и родителям комфортно пройти адаптацию к дошкольному учреждению.

Малыш очень нуждается в ощущении защищенности. Ведь неизбежно каждый малыш остро переживает расставание с мамой. Эти трудности ребенку легче будет пережить, если ежедневно внушать мысль, что его очень ждут в детском саду, хотят с ним поиграть, поговорить. А перед первым своим посещением детского сада ребенок получит красивую пригласительную открытку. Именно ожидание чуда и становится главным мотивом собственного решения малыша прийти в детский сад. Конечно, в течение дня кто-то и соскучится по маме, но занятие интересной деятельностью возвращает малышу хорошее настроение.

Средняя группа в программе «детский сад – дом радости» - это «группа качества». Те навыки и умения, которые малыш получил в младшей группе, требуют от него уже не снисходительного, а качественного выполнения во всех видах деятельности, таким образом, поднимая его на более высокую ступень личностного и познавательного развития.

В старшей группе накопленный на предыдущих ступенях опыт подвергается обобщению, потому что дети на наглядном уровне уже открыли существенные закономерности адекватным научным понятиям. Это касается, прежде всего, знаний о предметном мире, о труде как общественном явлении, о живой и неживой природе, математических отношениях.

Таким образом, к началу подготовительной группы у детей заложен фундамент научных представлений об окружающем мире, и сформирована система способов открытия новых знаний. Поэтому подготовительная группа в системе «Детский сад – дом радости» - это группа всестороннего энциклопедического развития каждого ребенка, раскрытие в каждом из них творческих способностей в разных видах деятельности, радости от волевого усилия в преодолении преград и трудолюбия, необходимых для открытия и совершенствования в себе таланта.

Следует помнить, что одаренность и способности ребенка не являются биологически заданными явлениями, а формируются при определенных условиях в процессе деятельности ребенка, направляемой педагогом.

Дети открывают для себя более 30 имен соотечественников, прославивших нашу Родину: Ломоносов, Жуковский, Крылов, Пушкин, Толстой, Кипренский, Даль, Суворов, Нахимов, Кутузов, Глинка, Чайковский, Айвазовский, Репин, Левитан, Росси, Саврасов, Тимирязев, Павлов, Менделеев, Циолковский, Королев, Вавилов, Гагарин, Грабарь, Петров-Водкин, Маршак, Чуковский, Бианки, Бажов, Римский-Корсаков и т.д. Ребята не просто узнают имена великих граждан России, но и знакомятся с их открытиями и подвигами. Знакомство с творениями зодчих, живописцев, резчиков, кузнецов, литейщиков, ювелиров, мастеров народных промыслов позволяет перейти от искусства к истории. Тогда и история становится наглядной, конкретной, трогает сердце и слова «любовь к Родине» наполняются смыслом и содержанием.

Конечно, современных родителей волнуют вопрос, насколько их ребенок будет готов к школе. Можно с полной уверенностью сказать, что систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимых для поступления в первый класс.

Успех создания «Детского сада – дома радости» определяется еще одним условием – пониманием, что семья в жизни человека – это паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее.

Школы, куда пришли выпускники групп «Детский сад – дом радости», дали высокую оценку готовности детей к обучению в любом, даже самом престижном учебном заведении. Это свидетельствует об эффективности данной программы.

Программа «Кроха»

Авторский коллектив: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеев, Н.П. Кочетова и др.

(Нижегородского института развития образования)

"Кроха" - программа воспитания ребёнка от рождения до трёх лет, в которой раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и даны рекомендации для полноценного развития малыша.

Цель программы — комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до трёх лет.

Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку. В основе программы лежат принципы, признающие за ребёнком право быть личностью. Именно развитие личностных качеств, таких, как самостоятельность, любознательность, инициативность, занимает центральное место в программе. В качестве главных принципов выступают уважительное отношение к ребёнку, внимание к его потребностям, желаниям и интересам, развитие у него чувства собственного достоинства, самостоятельности.

Создание программы продиктовано современным состоянием воспитания детей раннего возраста. С одной стороны, до сих пор большинство родителей ориентируются на устаревшие представления о развитии детей первых лет жизни как о физиологическом созревании и во главу угла ставят обеспечение условий для физического развития ребёнка. Аспекты личностного развития, как правило, не осознаются и игнорируются. Вследствие этого огромные резервы психики маленьких детей остаются невостребованными. С другой стороны, некоторые родители и педагоги стремятся как можно раньше начать обучение чтению, математике и другим ненужным в раннем возрасте вещам и, не понимая закономерностей развития ребёнка, используют неадекватные методы, подходящие только для более старших детей.

Программа «Кроха» рассчитана на тех родителей и воспитателей, которые хотят получить углублённые знания в этой сфере.

Программа состоит из нескольких разделов, охватывающих наиболее важные стороны развития детей младенческого и раннего возраста. Многие из этих разделов для отечественных программ являются традиционными: физическое воспитание, охрана и укрепление здоровья, развитие движений, навыки самообслуживания, речевое развитие. Другие разделы отражают новые разработки в области педагогики (например, раздел, посвящённый экологическому воспитанию детей раннего возраста).

Впервые в рамках программы воспитания достаточно полно представлен раздел о психологической подготовке родителей к рождению ребёнка. Помимо традиционных медицинских советов, в интересной и доступной форме рассказывается об этапах внутриутробного развития ребёнка, делается акцент на том, как важно общаться с малышом ещё до его рождения.

Программа «Кроха» — программа нового поколения, несомненно, нужная и полезная родителям и воспитателям.

Этап. Анализ работы

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что нового Вы узнали на занятии?

2. Что Вам не понятно в изученном материале?

3. Что Вам уже известно?

4. Современны ли предложенные образовательные программы до сих пор? Почему?

Наши рекомендации