Тема 2.1. Теоретические основы обучения и воспитания
Цель: освоение студентами теоретических основ обучения и воспитания дошкольников в результате решения педагогических ситуаций
Задачи:
1) формирование положительной мотивации учебно-практической деятельности при изучении курса;
2) развитие аналитических способностей, познавательного интереса к профессии;
3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, объяснять и доказывать собственные умозаключения, работать в сменном коллективе, пользоваться различными источниками информации;
4) формирование научных знаний о критериях и показателях оценки деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.
Проверяемые умения
- анализировать результаты деятельности воспитателя детей дошкольного возраста
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения
Внимательно прочитайте инструкцию.
При выполнении практической работы вам предстоит в течение 30 минут работать в подгруппе (5 человек), состав которой определяет преподаватель.
До начала работы (в течение 5-7 минут) ознакомьтесь с содержанием практической работы, которое представлено на индивидуальном листе.
Определите для себя вопросы, которые требуют разъяснений, запишите их в нижней части листа с заданием для того, чтобы уточнить их у преподавателя. В ходе непосредственного выполнения практической работы в подгруппе вопросы преподавателю задавать запрещается.
Результаты работы подгруппы фиксируйте на листе ватмана в форме таблицы.
По окончании работы в подгруппе (по истечении 30 минут) приготовьтесь представить результаты и отвечать на возникающие вопросы. Пояснения к ответу должны быть сформулированы в ходе работы подгруппы на отдельных листах и использованы в защите.
Результаты практической работы подгруппы будут оценены по предложенным критериям.
В процессе выполнения практической работы можно использовать записи в тетради по изучаемой теме
1.2.Задания практической работы
1. Методы и приемы воспитания – анализ методов и приемов воспитания, используемых воспитателем в работе- подготовка расширенного сообщения по изучению, анализу опыта работы воспитателей;
2. Составление конспекта этической беседы;
3. Решение педагогических ситуаций;
Ситуация 1.
У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей “поискать”. Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.
Вопрос: “Может, часы подбросил настоящий вор? Как быть?”
Ситуация 2.
Во время организованной образовательной деятельности по рисованию девочка не чего не хочет делать. Воспитатель внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: “Я выйду замуж за богатого. У меня будет прислуга. Ничего мне тогда делать не придется.
Вопрос: “Что ответить девочке?”
Ситуация 3.
Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует новое зеркальце.
Вопрос: “Как разрядить обстановку?”
Ситуация 4.
Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала куклу Барби. Увидев рисунок соседки, мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: “Барби – гадость”. “От гадости и слышу”, - огрызнулось девочка, поднимая рисунок с пола.
Вопрос: “Как вы поступите?”
Ситуация 5.
В группе готовятся к празднику. Распределены все роли. Машу назначили лисичкой. А утром Таня устроила истерику, заявив, что хочет быть лисичкой. Никакие уговоры родителей, музыкального руководителя не помогают.
Как поступить воспитателю?
Ситуация 6.
Дежурный поливал цветы и нечаянно пролил воду на пол. Младший воспитатель накричала на ребенка, обвиняя его в неумении. Ребенок заплакал и заявил с обидой, что никогда не будет поливать цветы. Как поступить воспитателю?
Ситуация 7.
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Как поступить воспитателю.
Ситуация 8.
Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Ваши действия?
Ситуация 9.
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у нее минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?
Ситуация 10.
Дети играли в игру «Волк и семеро козлят». Волк бегал за всеми. Рычал, а козлята прятались. Самый маленький, Эдик, спрятаться не успел. Он растерянно оглядывался, собирался заплакать. Тогда из своего укрытия выбежала Наташа: «Ты не бойся, я тебя загорожу, и волк не съест», — сказала она.
Вопросы: Как вы думаете, что испытывали Эдик и Наташа
Дайте оценку действиям «волка».
Какой должна быть реакция воспитателя, наблюдавшего данную ситуацию?
1.3.Вопросы и задания для самопроверки
- цели и задачи деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по развитию навыков общения в группе детского сада;
- общие и профессиональные компетенции воспитателя детей дошкольного возраста
1.4.Оформление результатов в форме таблицы
Критерий | Показатель |
Результативность | |
Деятельность |
2. Основной этап- проведение практической работы (выполнение заданий)
2.1. Воспроизведение алгоритма выполнения практической работы и выявление проблемных зон:
1) изучение инструкции,
2) изучение содержания раздаточного материала,
3) уточнение порядка работы,
4) принятие совместного решения и его обоснование при поиске ответа на поставленные вопросы,
5) оформление решения на листе ватмана (в соответствии с критериями), пояснений – на отдельных листах,
6) подготовка к устному ответу/защите своего решения (в соответствии с критериями),
7) защита, обсуждение результатов,
8) выставление оценок за практическую работу.
2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.
3. Рефлексия достигнутых результатов.
Обсуждение полученных результатов, допущенных ошибок, сравнение с примерным образцом, самооценка результатов деятельности.
4. Критерии оценивания
4.1. Критерии оценивания результатов практической работы
- участие в работе по подготовке защиты всего состава подгруппы (оценивается по наблюдениям преподавателя)
мах – 5 баллов
мин – 3 баллов
- активность всего состава подгруппы в течение всего периода выполнения практической работы (оценивается по наблюдениям преподавателя)
мах – 5 баллов
мин – 3 баллов
- оформление письменных результатов (по 1 баллу за каждый показатель): четкость, краткость ответа, орфографическая грамотность ответа, правильность и точность ответа, разборчивость письма
мах – 5 баллов
мин – 3 баллов
- устный ответ (по 1 баллу за каждый показатель): полнота, логика, правильность ответа, правильность и обоснованность сделанных выводов
мах – 5 баллов
мин – 3 баллов
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА