Кафедра Таможенного дела и логистики

УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Факультет «ИМБИП»

Кафедра Таможенного дела и логистики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

для студентов по направлению подготовки 38.05.02 «таможенное дело»

Доцента каф. Таможенного дела и логистики

К.фил. н. Антипова А.А.

Рекомендовано решением УМК факультета

от __ __ 2017 г.

Санкт-Петербург

Оглавление

I. Понятие и структура самостоятельной работы обучающегося в вузе.............. 3

II. Цель, задачи и основные виды самостоятельной работы в курсе «Основы научных исследований»...................................................................................................................................................................... 7

III. Подготовка к семинарским занятиям: методические рекомендации......... 10

III.1 Общие положения............................................................................................................................................. 10

III.2 Подготовка теоретической части семинарских занятий...................................... 10

III.2.1 Работа с литературой.......................................................................................................................................... 10

III.2.2 Подготовка презентаций................................................................................................................................ 13

III.3 Подготовка к практической части семинарских занятий..................................... 15

IV. Подготовка эссе......................................................................................................................................................... 18

IV.1 Общие положения................................................................................................................................................. 18

V. Подготовка реферата............................................................................................................................................. 21

V.1 Общие положения.................................................................................................................................................. 21

V.2 Этапы работы над рефератом................................................................................................................... 21

V.2.1 Выбор темы и подбор литературы по теме....................................................................................... 21

V.2.2 Составление плана................................................................................................................................................. 23

V.2.3 Написание реферата.............................................................................................................................................. 23

V.2.4 Оформление реферата.......................................................................................................................................... 24

V.2.5 Подготовка к защите реферата................................................................................................................... 26

VII. Подготовка к зачету............................................................................................................................................. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................................................................................................... 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................................................................................................................................... 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.......................................................................................................................................................................... 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.......................................................................................................................................................................... 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.......................................................................................................................................................................... 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.......................................................................................................................................................................... 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.......................................................................................................................................................................... 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.......................................................................................................................................................................... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.......................................................................................................................................................................... 43

I. Понятие и структура самостоятельной работы обучающегося в вузе

Самостоятельная работа - это самая значительная часть вузовской подготовки студентов, включающая в себя планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу, которые выполняются в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и в соответствии с методическим руководством преподавателя. О того, насколько самостоятельная работа студента будет эффективной и целенаправленной, зависит успешность освоения обучающимся образовательной программы.

Формы самостоятельной работы студентов включают в себя:

· изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

· изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем;

· подготовку по вопросам семинарских занятий, тренингов, эссе, докладов и рефератов, написание курсовых и выпускной квалификационной работы;

· участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю образовательной программы, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

без участия преподавателя:

· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

· написание рефератов, эссе;

· подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;

· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний;

· подготовка рецензий на статью, пособие;

· выполнение микроисследований;

· подготовка практических разработок;

· выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;

с участием преподавателя:

· выполнение курсовых работ (проектов);

· компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;

· выполнение выпускной квалификационной работы.

При этом участие/неучастие преподавателя в том или ином виде самостоятельной работы не является нормированным, и студент может получать консультации в ходе выполнения любого из видов самостоятельной работы.

Выполняя самостоятельную, работу студент должен:

· освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС ВО, ОС Университета и РПД по читаемой дисциплине.

· планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

· самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.

· выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

· студент может:

· сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС ВО, ОС Университета и РПД по читаемой дисциплине;

· самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

· предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

· в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;

· предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

· использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

· использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

II. Цель, задачи и основные виды самостоятельной работы в курсе «Основы научных исследований»

Самостоятельная работа является важнейшей частью процесса усвоения содержания дисциплины «Основы научных исследований» будущим специалистам по направлению подготовки 38.05.02 «Таможенное дело».

Целью дисциплины является овладение культурой научного мышления, методологией и техникой научной работы. Названная цель достигается посредством достижения следующих результатов образования:

· понимание существенных отличий научного знания среди других форм познания мира, основных принципов научного исследования и содержания научной методологии;

· знание теоретических и практических основ научного знания, важнейших принципов и методов научного познания, знание методологии и методам научных исследований в экономике и таможенном деле;

· владение методам логического и латерального мышления, рационального подбора, чтения и конспектирования научной литературы, публичного выступления.

Важно отметить, что главным результатом курса должно стать овладение учащимися основами научного мышления и научной работы.Среди умений подчеркнем: умение писать рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы, готовить научные доклады, отчеты, статьи; рецензировать все виды научных работ; уметь применять полученные знания на практике: грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи в области экономики и таможенного дела; применять на практике полученные знания (с опорой на знания методологии научного поиска). В качестве навыков отметим: использование всех доступных источников информации; рациональный подбор и чтение научной литературы (Интернет-сообщение); составление картотек, аннотаций, конспектов прочитанного; применение на практике методов индивидуальной и коллективной генерации идей; проведение наблюдений, опросов, анкетирований, тестирований, анализ результатов; постановка научных экспериментов; подготовка отчетов по работе, тезисов, научных докладов, статей; выступление с научным сообщением, докладом, ведение полемики, оппонирование и пропонирование; подготовка и защита курсовых проектов и выпускных квалификационных работ.

Самостоятельная работа способствует овладению следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки:

Общепрофессиональных (ОПК):

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

- способность владеть методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ОПК-3);

- способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ОПК-6).

Самостоятельная работа по дисциплине «Основы научных исследований» включает следующие основные виды самостоятельной работы:

· Подготовка к практическим семинарским занятиям.

· подготовка к тестированию;

· Подготовка эссе.

· Подготовка рефератов.

· Подготовка к зачету.

Все перечисленные виды работы взаимодополняют друг друга, являются неотъемлемой частью учебного процесса, а результаты ее выполнения - определяющими критериями аттестации студента по данной дисциплине.

III. Подготовка к семинарским занятиям: методические рекомендации

III.1 Общие положения

Практические семинарские занятия по дисциплине «Основы научных исследований» включают в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть включает в себя подготовку к рассмотрению вопросов, вынесенных на обсуждение, в том числе подбор, чтение и конспектирование учебной и научной литературы, подготовку презентаций и др.

Практическая часть семинарских занятий - это отработка навыков чтения, анализа и рецензирования научного текста, оформления библиографических записей, демонстрации, оппонирования и пропонирования.

III.2 Подготовка теоретической части семинарских занятий

III.2.2 Подготовка презентаций

Наиболее оптимальной формой ответа на семинарском занятии является электронная презентация.

Электронная презентация – электронный документ, представляющий набор слайдов, предназначенный для демонстрации проделанной работы. Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Задачи презентации:

· привлечение внимания аудитории;

· предоставление необходимой информации, достаточной для восприятия

результатов проделанной работы без пояснений;

· предоставление информации в максимально комфортном виде;

· акцентирование внимания на наиболее существенных информационных

разделах.

Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая правила поведения при публичном выступлении, а также уделить внимание оформлению слайдов.

Наиболее распространенная структура презентации:

· Титульный слайд: Презентация начинается со слайда, содержащего название работы (доклада) и имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип учреждения, от лица которого делается презентация. В качестве фона или изображения первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации

· Введение (план презентации): очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Во введении определяется актуальность темы, дается характеристика направления исследования. Можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации). Объем – не более одного слайда.

· Основная часть: формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней– рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик.

· Заключение (выводы): в заключении кратко, в 3 — 5 тезисах, излагаются основные результаты представленной работы.

· Список использованных источников: список использованной литературы является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения. Содержит библиографическую информацию об основных рассматриваемых или рекомендуемых документах.

Общие требования к оформлению слайдов:

· Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не более двух- трех минут.

· Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние 3⁄4 площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна.

· Дизайн должен быть простым и лаконичным. Каждый слайд должен иметь заголовок.

· Слайды могут быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации.

· Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе.

Общее время презентации вне зависимости от емкости вопроса не должно превышать рамки 10-15 минут.

Пример содержательного наполнения слайдов по теме реферата «Роль науки в современном обществе» приведен в Приложении 2.

III.3 Подготовка к практической части семинарских занятий

Цельюпрактической части семинарских занятий по дисциплине «Основы научных исследований»является выработка навыков работы с научным текстом: как читателя, критика и создателя.

Как читатель студент должен овладеть навыками определения объекта, предмета, актуальности, новизны, практической значимости исследования, а также знанием ГОСТов библиографического оформления.

Реализации данной задачи способствует выполнение таких заданий, как, например:

· «включите предмет в объект»: необходимо в общем списке понятий найти пару и соотнести как объект и предмет;

· «соберите библиографическую запись»: из разрозненной информации необходимо создать соответствующую ГОСТу библиографическую запись;

· «обоснуйте актуальность и новизну»: учащиеся предварительно находят наиболее известные научные исследования современности и в процессе группового обсуждения определяют, какие из них наиболее актуальны и потенциально содержат новизну.

Пример заданий «Включите предмет в объект» и «Соберите библиографическую запись» приведен в Приложении 3.

Как критик учащийся должен научиться анализировать научные работы, выявлять степень их научной релевантности. Этому способствует задание «Анализ статьи»: учащийся самостоятельно выбирает актуальную по времени статью, близкую профилю подготовки и анализирует ее с точки зрения структуры, актуальности, новизны и практической значимости. Пример краткого схематичного анализа структуры и содержания научной статьи приведен в Приложении 4.

Как создатель, оппонент и пропонент учащийся должен научиться демонстрировать, отстаивать свои идеи, взгляды и обоснованно критиковать взгляды других. Этому способствуют такие задания, как:

· «интересная наука»: учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и заранее готовят презентации по малоизвестной науке (флебология, геронтология и т.п.). Задача команды - заинтересовать слушателей и оказать действительную значимость защищаемой науки. Задача аудитории - выявить объективные недостатки как самой демонстрации (аргументации), так и релевантности представляемой науки;

· «подбери аргументы»: преподаватель делит учащихся на команды (например, по рядам) и предлагает утверждения, связанные с наукой и местом человека в мире. Одна команда должна найти как можно больше аргументов в защиту утверждения, вторая - в опровержение, третья - оценивает, чьи аргументы были весомее. После каждого аргумента роли команд меняются. Аргументы могут быть следующие: «Знание - сила», «Мужчины рациональнее женщин», «Человек - животное самое дикое и жестокое», «НТП ведет к бездуховности» и т.п. Необходимо акцентировать внимание на том, что аргументы должны быть фактологическими, взятыми из действительности. Пример положительной и отрицательной аргументации по утверждение «Знание - сила» приведен в Приложении 3.

IV. Подготовка эссе

IV.1 Общие положения

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальную позицию пишущего.

Некоторые признаки эссе:

· наличие конкретной темы или вопроса;

· небольшой объем;

· свободная композиция;

· эссе выражает индивидуальное мнение по конкретному вопросу;

· непринужденность повествования;

· внутреннее смысловое единство;

· ориентация на разговорную речь

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

В рамках курса «Основы научных исследований» данный вид работы позволяет выработать навыки самостоятельного продуцирования текста, аргументации, свободного выражения в письменной форме отношения к насущным проблемам, связанным с НТП.

V. Подготовка реферата

V.1 Общие положения

Реферат (лат.refero — доношу, сообщаю, излагаю) — краткое изложение содержания научной работы или её части, оформленное в виде письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов, литературы по теме и т.п.).

Написание реферата преследует целый ряд важных учебно- методических целей, присущих и научной работе:

· обдуманный выбор темы,

· библиографический поиск,

· отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора реферата,

· составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста.

Работая над рефератом, студент получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.

При написании реферата важно уделять внимание планированию времени. Как правило на написание реферата выделяется 8 недель. Таблица примерного планирования времени написания реферата представлена в Приложении 6.

V.2.3 Написание реферата

Реферат должен удовлетворять следующим требованиям: информативность, высокая смысловая емкость, точное отражение содержания документа, основных фактических сведений и выводов; лаконичность, четкость, убедительность формулировок, отсутствие второстепенной информации; отсутствие дублирования в тексте реферата сведений, содержащихся в библиографическом описании реферируемого документа. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Характерные для публицистики эмоциональность и пристрастность при написании реферата недопустимы. Позиция автора должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения — объяснять значение терминов в скобках или сноске. Не следует употреблять иностранные термины, если имеются равнозначные русские. В научных исследованиях и рефератах приняты косвенные формулировки авторской позиции: «Как представляется...», «На наш взгляд...». Не принято изложение от первого лица. Например, вместо «Я уверен, что...» лучше применять такие обороты, как «автор считает», «по мнению автора» и т. д.

В заключении необходимо подвести итог всего изложенного материала, сделать выводы по результатам проведенного анализа.

Отдельным требованием к реферату по дисциплине «Основы научных исследований» является наличие практической части: учащийся должен представить анализ статьи.

V.2.4 Оформление реферата

Реферат оформляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Требованиям к ВКР ИТМО» от 15.12.2015, размещенными на сайте Университета ИТМО в разделе «Образование», подразделе «Проектирование образовательных программ», вкладке «Локальные нормативные акты университета ИТМО»

Реферат состоит из титульного листа, содержания, введения, содержательной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Титульный лист является первой страницей реферата и содержит основную информацию, позволяющую идентифицировать работу. На титульном листе приводят следующие сведения:

· наименование вуза; 


· наименование кафедры, которая принимает реферат; 


· название курса, по которому пишется реферат; 


· тема реферата; 


· ФИО и номер группы студента, выполнившего реферат; 


· ФИО и должность преподавателя, принявшего реферат; 


· место и дату написания реферата. 


Содержание должно включать в себя основные структурные компоненты работы: 


· оглавление; 


· введение; 


· содержательную часть; 


· заключение; 


· список использованной литературы; 


· приложения. 


По структуре содержания должна быть понятна полнота изложения рассматриваемой проблемы, видна логика изложения. Введение должно содержать общую постановку проблемы. Также здесь необходимо отметить актуальность вопроса, определить цели и задачи написания данной работы, последовательность дальнейшего изложения материала. В содержательной части (не менее 3⁄4 объема реферата) должна быть полностью раскрыта рассматриваемая тема. Если необходимо, основная часть может быть подразделена на разделы и подразделы. Изложение должно 
 представлять собой аналитический обзор литературы по данной теме. Необходимо не только рассмотреть суть вопроса, но и отразить все возможные аспекты рассматриваемой проблемы – указать положительные и отрицательные моменты, рассмотреть вопрос с разных сторон, привести различные мнения и взгляды на рассматриваемую проблему и т.п. Изложение материала должно быть логически построено и выверено, стиль текста должен быть научным, т. е. ясным, точным, однозначным и последовательным.

В заключении необходимо подвести итог всего изложенного материала, сделать выводы по результатам проведенного анализа.

Список использованной литературы необходимо оформить в соответствии с общепринятыми требованиями. В него должны входить ссылки на всю литературу, использованную при написании данного реферата в порядке упоминания в тексте, алфавитном или систематическом. Список литературы, как правило, состоит не менее чем из 10 источников для реферата по широкой тематике и порядка 15 источников для более узкой темы.

В конце реферата помещается приложение. Оно включает материалы, дополняющие основной текст реферата.

V.2.5 Подготовка к защите реферата

Данный этап включает в себя:

· сдачу и регистрацию реферата на кафедре;

· предварительная проверка и получение допуска от преподавателя дисциплины;

· подготовку презентации по реферату (см. Приложение 2);

· подготовка выступления по реферату (7-10 минут).

На защиту реферата учащемуся предоставляется 10 минут. Защита проходит в виде презентации, которая иллюстрирует то, что излагает докладчик. Содержание доклада не должно дублировать содержание презентации. Доклад должен иметь кольцевую композицию: начинаться с представления темы, цели и задач работы, отражать основные положения работы по главам и завершаться обоснованием достижения цели и решения поставленных задач, а также указанием на возможные перспективы исследования.

Практической частью защиты реферата является представление тренинга.

Для получения высокого балла за реферат учащийся должен ориентироваться на следующие критерии:

· соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам, отсутствие в тексте отступлений от темы;

· постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение;

· логичность и последовательность в изложении материала;

· способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;

· умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию;

· объем исследованной литературы и других источников информации;

· правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);

· соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста);

· способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса;

· владение исследовательскими навыками;

· научность реферативного исследования;

· качество оформления презентации;

· емкость и содержательность презентации;

· владение навыками публичного выступления и межперсональной коммуникации;

· соответствие выводов прославленной цели и задачам;

· владение навыками планирования и управления временем при выполнении работы;

· качество и эффективность тренинга.

Образец титульного листа и шкалы оценивания представлен в Приложении 7.

VI. Подготовка к тестированию

Тестирование является важным критерием рубежной и промежуточной аттестации студента по дисциплине и направлено на выявление ключевых знаний студента по одному, нескольким или всем модулям дисциплины.

При подготовке к тестированию необходимо обращать внимание на информацию, характеризующуюся конкретной информацией: термины, определения, направления, принципы, законы и т.п. Для этого необходимо еще раз тщательно изучить содержание всех пройденных лекционных и практических занятий и составить для себя схематичный планы по принципу «тема - направление - ключевые понятия». Пример данной схемы по теме «Методы эмпирического и теоретического уровней познания» в профессиональной деятельности» представлен в Приложении 8.

В ходе сдачи теста рекомендуется придерживаться следующих правил:

· предварительно изучить структуру теста, оценить объем времени, выделяемого на данный тест, увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

· пропустить те вопросы, в знании которых нет уверенности, чтобы вернуться к ним позже;

· внимательно читать задания до конца;

· использовать метод исключения неправильных вариантов;

· рассчитать время на выполнение теста таким образом, чтобы 1/3-1/4 запланированного времени

VII. Подготовка к зачету

Система оценивания по курсу «Основы научных исследований» выстроена таким образом, что студент имеет возможность получить необходимые баллы для зачета без непосредственной сдачи зачета по вопросам.

Структура формирования итогового балла по модулям и видам работы представлена в Приложении 9.

Если студент не набрал необходимых баллов к промежуточной аттестации по итогам двух модулей, ему необходимо сдавать зачет по вопросам, которые выдаются преподавателем группе в начале семестра.

Подготовка к зачету является индивидуальной и зависит от мнемонический особенностей каждого человека. При этом следует придерживаться общих рекомендаций:

· необходимо структурировать весь материал по вопросам;

· процесс запоминания не может быть механическим и должен быть непосредственно соотнесен с процессом осмысления;

· целесообразно подготовить опорные минипланы ответа по каждому вопросу;

· важно уделять внимание планированию времени: на подготовку к сдаче зачета необходимо не менее 4-х дней. Непрерывное рассмотрение не должно превышать 2-х часов с обязательным отдыхом не менее получаса. При этом количество рассматриваемых вопросов должно быть распределено равномерно. Первую половину последнего дня перед экзаменом необходимо посвятить повторению по заготовленным опроным планам. Вторую половину дня - отдыху.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспективное содержание материала по теме 3.1 «Функции научного знания. Наука и ненаука».

1. Функции науки:

· Познавательная: рационально-теоретическое постижения мира, осуществление прогностической деятельности, производство нового научного знания;

· Мировоззренческая: разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследования рационалистических аспектов отношения человека к миру;

· Производственная, технико-технологическая: внедрение в производство нововведений, инноваций; наука – цех производства, производительная сила общества;

· Культурная, образовательная: наука – фактор культурного развития людей и образования. Особая роль – гуманитарной науки: педагогика.

Наука и ненаука.

Тенью науки являются различные формы ненаучного знания, спекулирующие на науке. Их появление обусловлено целым рядом факторов, среди которых и низкий авторитете науки среди простого населения, и длительный, часто незавершенный характер научных исследований, отсутствие положительный результатов здесь и сейчас, а также смешение науки с другими формами ненаучного познания:

· паранаука – (пара – везде, около, вне) – термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики и методологии (примеры: алхимия, астрология, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений, народная медицина, телекинез); а также: незавершенные теории, положения которых не укладываются в рамки строгой научной рациональности. Это вызов науке. Паранаука может стать наукой – космологий Вернадского, дрейф материков Вегенера.

· лженаука (псевдонаука) – главный враг науки. Это теоретическая конструкция, содержание которой не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован. Некритическое использование непроверенных методов, введение религиозных установок в публикацию и <

Наши рекомендации