Стиль изложения курсовой работы
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
Методические рекомендации
для бакалавриата по направлению подготовки:
09.03.03 – Прикладная информатика
Якутск
Утверждены на заседании кафедры информатики
от __________ протокол № ____
Рекомендованы к изданию учебно-методическим советом АГИКИ
от _________ протокол № ___
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ: Методические рекомендации для направления: 09.03.03– «Прикладная информатика» / Сост. Баторов А.Р., Петрова Т.А. – Якутск: Арктический государственный институт культуры и искусств, 2016 – 20 с.
Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика».
Методические рекомендации содержат организационные положения и учебно-методические материалы, в которых отражен порядок написания и защиты курсовых работ по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика».
Предназначены для студентов, преподавателей-руководителей курсовых работ по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика».
Оглавление
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2
2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 3
3 СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 6
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 7
5 ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК И СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.. 10
6 ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 10
Приложение 1. 13
Приложение 2. 14
Приложение 3. 15
Приложение 4. 16
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы по направлению 09.03.03 – «Прикладная информатика» и является обязательным для каждого студента.
1.2 Курсовая работа выполняется студентами в 1,2,4,6,7 семестрах. Главная цель - приобщение студентов к научно-исследовательской работе, активизация самостоятельной работы и более широкое ознакомление с различными аспектами будущей профессиональной деятельности.
1.3 Выполнение курсовых работ, в соответствии с учебным планом направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» предполагает формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
• способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);
• способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);
• способность разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);
• способность проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);
• способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-4);
• способность принимать участие во внедрении, адаптации и настройке ИС (ПК-10);
• способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-20);
• способность анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации ИС (ПК-22);
• способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-23);
• способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-24).
1.4 Лучшие работы могут быть рекомендованы на студенческую научную конференцию и различные конкурсы. Результаты исследования, выполненные по комплексной теме, могут быть включены в научные отчеты кафедры.
1.5 Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
1.6 Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и сдана руководителю. В течение семестра студент обязан ежемесячно отчитываться о ходе выполнения работы перед научным руководителем.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Темы курсовых работ разрабатываются и ежегодно рассматриваются, и утверждаются предметной комиссией кафедры. Темы курсовых работ, разрабатываемых предметной комиссией, связаны с темами научно-исследовательской работы кафедры, состоянием программного обеспечения, наличием литературы по теме.
2.2 Тему курсовой работы студент может выбрать из примерного перечня, утвержденного выпускающей кафедрой. Перечень примерных тем курсовых работ, содержится в рабочих программах дисциплин кафедры, по которым одной из форм контроля является курсовая работа.
Однако по согласованию с научным руководителем, заведующим кафедрой студент может предложить свою тему, не входящую в этот список.
Если студент самостоятельно не выбрал тему до установленного срока, то научный руководитель вправе сам ее определить.
Допускается работа студента над одной темой до выпускного курса при условии усложнения задач (например, от реферативно-аналитической работы на 1 курсе до проекта автоматизированной информационной системы или подсистемы на 4 курсе).
2.3 Содержание курсового проекта должно быть структурировано и должно включать перечисленные ниже обязательные элементы и желательные дополнительные элементы.
Обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть: теоретическая и практическая главы; заключение; список литературы.
Дополнительные элементы:приложения.
Каждая глава состоит из трех и более подразделов. Название главы не должно дублировать название темы, а название подразделов - название глав.
Каждую главу курсовой работы следует начинать с нового листа (страницы). Подразделы начинать с нового листа не нужно. Подразделы, начиная со второго, начинаются через две пустые строки. После названия подраздела в конце страницы обязательно наличие не менее двух строк текста.
2.4 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей курсовой работы и должен содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, тему курсовой работы, сведения о студенте, выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование места и год выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 1.
2.5 ОГЛАВЛЕНИЕ включает перечень элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение.
Оглавление следует формировать автоматически с использованием режима «структура» в Word, что обеспечивает полную идентичность оглавления и структуры курсовой работы.
Образец оглавления приведен в Приложении 2.
2.6 ВВЕДЕНИЕ характеризует:
• актуальность темы исследования: обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы;
• цель и задачи КР - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижение поставленной цели.
2.7 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, как правило, состоит из двух глав.
В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. В теоретической части работы раскрывается содержание основных концепций отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, дается описание современного состояния изучаемой темы, определяются основные понятия, анализируется литература или позиции ученых по проблеме исследования.
Первая глава демонстрирует общий научно-методический уровень подготовки студента, его умение подбирать и изучать литературу, систематизировать знания, делать обобщения и выявлять возможные направления решения проблемы.
Вторая глава имеет:
• аналитическую направленность для курсовой работы в 1 семестре;
• практическую направленность для курсовых работ во 2,4,6,7 семестрах.
В аналитической части работы на основе выработанных теоретических подходов и, опираясь на те теоретические положения, которые были приведены автором в первой главе, рассматриваются фактические материалы по изучаемому вопросу, анализируются существующие практические разработки и средства, формулируются и аргументируются предложения по совершенствованию изучаемой в работе сферы деятельности.
В практической части работы следует описать и обосновать конкретный подход к решению поставленной цели. Данная глава может содержать результаты проектирования и решения конкретных задач из области информатики, программирования: разработанные базы данных и базы знаний по теме исследования, собственные программные средства.
2.8 В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводится обзор наиболее важных и значимых результатов и выводы, характеризующие итоги проделанной работы; раскрывается актуальность рассмотренных вопросов для практики; приводятся предложения и рекомендации.
2.9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – это упорядоченный в алфавитно- хронологической последовательности перечень библиографических описаний документальных источников информации по теме курсовой работы. В списке следует указывать автора, наименование источника, издательство, год издания. Ссылки на информационные ресурсы Интернет, сопровождаются текстом, указывающим на автора, наименование ресурса и дату обращения. Библиографическое описание в списке литературы должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления.
Список должен содержать не менее 15 источников, на каждый должна быть ссылка в тексте курсовой работы!
Образец оформления списка литературы приведен в Приложении 3.
2.10 ПРИЛОЖЕНИЯ помещаются в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами по порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение», после цифры точку не ставят. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы нумерацию страниц. На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. В ПРИЛОЖЕНИИ приводятся входные и выходные формы документов, программные коды и т.д.
Примерами оформления приложений могут служить приложения 1-4.
2.11 Объем курсовой работы:
• 1,2 семестры: 20-25 страниц машинописного текста,
• 4,6,7 семестры: не менее 30 страниц машинописного текста.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
4.1 Текст курсовой работы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2-105-95 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ.
4.2 Курсовая работа должна быть выполнена с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое - 30 мм (ГОСТ 7.32-2002, в ред. изменения № 1 от 01.12.2005, ИУС № 12, 2005).
4.3 Для основного текста рекомендуется использовать один и тот же стиль: гарнитуру шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, выравнивание текста – по ширине, отступ в красной строке (первая строка абзаца) – 1,25 см., межстрочный интервал – полуторный, интервал перед абзацем и после абзаца – отсутствует.
Следует использовать функцию автоматического переноса слов. Для выделения отдельных фрагментов основного текста разрешается использовать полужирный шрифт, курсив и подчеркивание.
4.4 Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами без знака №, положение – снизу по центру. Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами без знака №, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Счет страниц начинается с титульного листа и заканчивается последним листом приложений. На титульном листе номер страницы не ставится.
4.5 Курсовая работа делится на следующие структурные части: ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Заголовки структурных частей курсовой работы, кроме ОГЛАВЛЕНИЯ располагают по левому краю строки с отступом в красной строке – 1,25 см., без точки в конце и печатают ПРОПИСНЫМИ буквами, интервал после заголовка – 6 пунктов, шрифт жирный. Заголовок ОГЛАВЛЕНИЯ располагают по центру.
Главы должны быть пронумерованы (Глава 1, Глава 2 … или 1, 2 …) арабскими цифрами в пределах всей курсовой работы. После номера главы не ставится точка и пишется название главы.
Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), без точки в конце.
ПРИМЕР 1:
Приложение 4
Образец списка сокращений
Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. В тексте письменной работы при ссылке на приложение, пишется, например, «(см. приложение 1)».
4.8 Графики, схемы, диаграммы располагаются в курсовой работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №.
НАПРИМЕР:
… для входа в административную панель CMS Joomla вводим логин и пароль, указанные в процессе установки (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Вход в панель управления
4.9 Таблицы располагаются в курсовой работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) и название таблицы пишется сверху самой таблицы в посередине.
НАПРИМЕР:
… таблица «Сотрудники» имеет следующие типы полей (см. таблицу 1).
Таблица 1 ‑ Сотрудники
Наименование поля | Тип поля |
Фамилия | Текстовый |
Имя | Текстовый |
Аналогично таблицам оформляются схемы и графики. Они также должны иметь ссылки и свою нумерацию (см. схему 1 (график 1)).
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК И СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
5.1 В курсовой работе необходимо делать ссылки на используемую литературу. Ссылка, заключенная в квадратные скобки, ставится в конце предложения, в котором содержится приводимая цитата. Ссылка указывает порядковый номер источника в библиографическом списке литературы и номер страницы, откуда взята эта цитата, например: [5, с. 178]. Ссылка на электронный источник обозначается числом, которое заключается в квадратные скобки, например: [5].
5.2 Ссылка ставится в конце предложения или в конце абзаца. Число соответствует порядковому номеру, под которым этот первоисточник числится в библиографическом списке. Цитирование из литературных источников проводится точно по тексту, а цитата берется в кавычки.
5.3 Список литературы должен быть отсортирован по алфавиту. Сперва располагаются источники на русском языке, затем источники на иностранных языках.
5.4 Список литературы оформляется согласно ГОСТ 7.1-2003 для библиографического описания бумажных источников и ГОСТ 7.82-01 для библиографического описания электронных ресурсов и ресурсов удаленного доступа. В библиографию не включают те источники, на которые нет ссылок в тексте курсовой работе. Количество источников в библиографическом списке – не менее 15.
Примеры библиографического описания приведены в приложении 4.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
6.1 Защита курсовых работ проводится комиссией, утвержденной кафедрой. Присутствие автора курсовой работы обязательно.
6.2 Процедура защиты: краткое сообщение студента, в котором излагаются выбор и обоснование темы, степень разработанности и практической необходимости, основные результаты и выводы. Желательно сопроводить выступление электронной презентацией.
6.3 В системе балльно-рейтингового учета курсовая работа рассматривается как отдельный вид учебной работы и оценивается в сто баллов. Отметку за курсовую работу выставляет комиссия по нормам перерасчета рейтинговой оценки:
Баллы | Оценка | Буквенный эквивалент оценки |
95-100 | 5 (отлично) | А |
85 - 94,9 | 5 (отлично) | В |
75 - 84,9 | 4 (хорошо) | С |
65-74,9 | 4 (хорошо) | D |
55-64,9 | 3 (удовлетворительно) | Е |
25 - 54,9 | 2 (неудовлетворительно) | FX |
0-24,9 | 2 (неудовлетворительно) | F |
Отметка «отлично» выставляется при соблюдении всех требований к курсовой работе и выполнении курсовой работы в установленные сроки.
Отметка «хорошо» выставляется, если при наличии выполненной на высоком уровне реферативной части исследовательская часть и выводы недостаточно убедительны.
Отметка «удовлетворительно» выставляется при частичном соблюдении требований к курсовой работе: суть проблемы раскрыта недостаточно тщательно; отсутствует одна из структурных частей работы; работа неправильно оформлена.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если не соблюдены все основные требования к курсовой работе, в частности: работа списана из одного или нескольких источников (в том числе из сети Интернет), при ее написании использовалось малое количество источников, притом устаревших, основой являлись только учебники или научно-популярная литература; в работе искажены научные положения.
6.4 Критериями для выставления отметки за курсовую работу могут быть:
• соблюдение сроков выполнения и сдачи курсовой работы;
• внешний вид и правильность оформления курсовой работы;
• обоснование актуальности курсовой работы;
• соответствие содержания работы заявленной теме;
• полнота раскрытия темы исследования;
• наличие в тексте сносок и гиперссылок;
• наглядность и правильность оформления иллюстративного материала;
• наличие и качество приложений;
• правильность оформления списка литературы;
• глубина теоретического анализа, умение разобраться в основных проблемах заданной темы, знание и понимание основных точек зрения и дискуссионных проблем;
• связь работы с жизнью, с практической действительностью;
• умение делать выводы;
• качество введения и заключения;
• самостоятельность изложения, творческий подход к рассматриваемой проблеме, умение излагать и аргументировать свою точку зрения;
• логичность и грамотность изложения материала, владение терминологией и стилем научного изложения;
• отсутствие содержательных ошибок принципиального характера;
• теоретическая и практическая ценность работы (при необходимости);
• наличие и полнота описания практической апробации.
6.5 Оценка по защите курсовой работы заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Комиссия имеет право принимать решение о поощрении студента - дальнейшая разработка темы автором, рекомендация на олимпиаду-конкурс "Лучшая студенческая работа", студенческую научную конференцию, подготовить совместную публикацию с научным руководителем.
Приложение 1
Образец титульного листа
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ФГБОУ ВО «АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
База данных «Студенты»
По курсу «Базы данных»
Выполнил: Иванов Сергей Петрович
Студент 2 курса
Направление подготовки: 09.03.03 ‑ Прикладная информатика
Научный руководитель: Петрова Т.А., ст. преподаватель кафедры информатики
Работа сдана на рецензию "____"____________ 2016 г.
Допущена к защите "____"____________ 2016 г.
Защищена с оценкой ____________________________
Якутск
Приложение 2
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...…………. 3
ГЛАВА 1 ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ………………………………………………………….. 8
1.1 Теоретико-правовые основы создания электронных библиотек ………… 8
1.2 Электронная библиотека: цели, задачи, функции, классификация….….. 13
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ …………………………………………………………………... 33
2.1 Классификация электронных ресурсов по культуре и искусству ……… 33
2.2 Фактографические ресурсы и электронные периодические издания …... 35
2.3 Библиографические ресурсы ……………………………….…………...… 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………............... 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………… 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………… 43
Приложение 3
Образец списка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будилов, В.А. PHP 5. Экспресс-курс / В.А. Будилов. [Текст] – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 240 с.: ил.
2. Быков, М. Ю. Обзор современных технологий построения приложений [Электронный ресурс] // Findcomp.ru [Сайт]. – Режим доступа: http://www.findcomp.ru/news8151.php (Дата обращения: 29.11.16)
3. Губанова, С. А. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных [Электронный ресурс] // Тверская областная библиотека им. А. М. Горького [Сайт]. – Тверь, 2003. – Режим доступа: http://www.library.tver.ru/ otdel_lib/ecz/ internet-07_01.htm (Дата обращения: 4.03.09).
4. Создание web-сайтов [Текст]: учебное пособие Кузьмина Н.В., Инькова Н.А. Зайцева Е.А. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 40 с.
5. Фримен, А. ASP.NET MVC 3 Framework с примерами на C# для профессионалов / Фримен Адам, Сандерсон Стивен [Текст] : учеб. Пособие. – изд. «Вильямс», 2012 – 666 стр.
6. Adobe Acrobat [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. –– США, 2016. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Acrobat (Дата обращения: 24.03.2015)
7. Dreamweaver+ [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. –– США, 2016. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Acrobat (Дата обращения: 24.03.2015)
Приложение 4
Примеры библиографического описания
Официальные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ, ред. от 06.12.2006 — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148531. (24.02.2014).
Книга одного автора:
Исагулиев, П. И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания [Текст] / П. И. Исагулиев. — М.: НИИ шк. Технологии, 2009. — 111 с.
Рыжанкова, Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой [Текст] / Е. Н. Рыжанкова. — М.: Сфера, 2010. — 64 с.
Книга двух авторов:
Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волосков. — М.: Владос, 2009. — 287 с.
Жохова, О. В. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ [Текст] / О. В. Жохова, Е. С. Лебедева. — М.: Сфера, 2010. — 64 с.
Книга трёх авторов:
Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с.
Книга четырёх и более авторов:
Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]: учеб. пособие / М. Э. Вайнер и др. — М.: Академия, 2003. — 313 с.
Статья из журнала:
Самойлюк, Л. А. К проблеме компенсации заикания в подростковом возрасте [Текст] / Л. А. Самойлюк // Дефектология. — 2009. — № 5. — С. 29—28.
Статья из сборника:
Новоторцева, Н. В. Актуальные проблемы формирования у логопедов профессиональной компетенции в диагностической деятельности [Текст] / Н. В. Новоторцева // Социальное образование: проблемы и перспективы: материалы конференции «Чтения Ушинского». — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2009. — С. 3—9.
Описание ресурса локального доступа:
Александр и Наполеон [Электронный ресурс] : история двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. — М.: Интерсофт, сор. 1997. — (CD-ROM)
Интернет шаг за шагом [Электронный ресурс]: интерактивный учеб. — СПб.: ПитерКом, 1997. — (CD-ROM).
Электронные ресурсы:
Губанова, С.А. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных [Электронный ресурс] // Тверская областная библиотека им. А. М. Горького [Сайт]. – Тверь, 2003. – Режим доступа: http://www.library.tver.ru/ otdel_lib/ecz/ internet-07_01.htm (Дата обращения: 4.03.09).
Если нахватает каких – либо выходных данных просто их пропускаем:
Давыдов, И. Информационные ресурсы на тему культуры и искусства в Сети [Электронный ресурс] // Информационно-исследовательский центр «Медиа-АртЛаб» [Сайт]. - Режим доступа: http://www.mediaartlab.ru (Дата обращения: 21.05.09)
Joomla [Электронный ресурс] // Википедия [Сайт]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Joomla (Дата обращения: 21.05.09)
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
Методические рекомендации
для бакалавриата по направлению подготовки:
09.03.03 – Прикладная информатика
Якутск
Утверждены на заседании кафедры информатики
от __________ протокол № ____
Рекомендованы к изданию учебно-методическим советом АГИКИ
от _________ протокол № ___
ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ: Методические рекомендации для направления: 09.03.03– «Прикладная информатика» / Сост. Баторов А.Р., Петрова Т.А. – Якутск: Арктический государственный институт культуры и искусств, 2016 – 20 с.
Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика».
Методические рекомендации содержат организационные положения и учебно-методические материалы, в которых отражен порядок написания и защиты курсовых работ по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика».
Предназначены для студентов, преподавателей-руководителей курсовых работ по направлению подготовки 09.03.03 – «Прикладная информатика».
Оглавление
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2
2 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 3
3 СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 6
4 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 7
5 ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК И СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ.. 10
6 ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 10
Приложение 1. 13
Приложение 2. 14
Приложение 3. 15
Приложение 4. 16
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Выполнение курсовых работ, является частью основной профессиональной образовательной программы по направлению 09.03.03 – «Прикладная информатика» и является обязательным для каждого студента.
1.2 Курсовая работа выполняется студентами в 1,2,4,6,7 семестрах. Главная цель - приобщение студентов к научно-исследовательской работе, активизация самостоятельной работы и более широкое ознакомление с различными аспектами будущей профессиональной деятельности.
1.3 Выполнение курсовых работ, в соответствии с учебным планом направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» предполагает формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
• способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
• способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
• способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);
• способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);
• способность разрабатывать, внедрять и адаптировать прикладное программное обеспечение (ПК-2);
• способность проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения (ПК-3);
• способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла (ПК-4);
• способность принимать участие во внедрении, адаптации и настройке ИС (ПК-10);
• способность осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-20);
• способность анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации ИС (ПК-22);
• способность применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-23);
• способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-24).
1.4 Лучшие работы могут быть рекомендованы на студенческую научную конференцию и различные конкурсы. Результаты исследования, выполненные по комплексной теме, могут быть включены в научные отчеты кафедры.
1.5 Курсовая работа студента может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
1.6 Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и сдана руководителю. В течение семестра студент обязан ежемесячно отчитываться о ходе выполнения работы перед научным руководителем.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
2.1 Темы курсовых работ разрабатываются и ежегодно рассматриваются, и утверждаются предметной комиссией кафедры. Темы курсовых работ, разрабатываемых предметной комиссией, связаны с темами научно-исследовательской работы кафедры, состоянием программного обеспечения, наличием литературы по теме.
2.2 Тему курсовой работы студент может выбрать из примерного перечня, утвержденного выпускающей кафедрой. Перечень примерных тем курсовых работ, содержится в рабочих программах дисциплин кафедры, по которым одной из форм контроля является курсовая работа.
Однако по согласованию с научным руководителем, заведующим кафедрой студент может предложить свою тему, не входящую в этот список.
Если студент самостоятельно не выбрал тему до установленного срока, то научный руководитель вправе сам ее определить.
Допускается работа студента над одной темой до выпускного курса при условии усложнения задач (например, от реферативно-аналитической работы на 1 курсе до проекта автоматизированной информационной системы или подсистемы на 4 курсе).
2.3 Содержание курсового проекта должно быть структурировано и должно включать перечисленные ниже обязательные элементы и желательные дополнительные элементы.
Обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть: теоретическая и практическая главы; заключение; список литературы.
Дополнительные элементы:приложения.
Каждая глава состоит из трех и более подразделов. Название главы не должно дублировать название темы, а название подразделов - название глав.
Каждую главу курсовой работы следует начинать с нового листа (страницы). Подразделы начинать с нового листа не нужно. Подразделы, начиная со второго, начинаются через две пустые строки. После названия подраздела в конце страницы обязательно наличие не менее двух строк текста.
2.4 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ является первой страницей курсовой работы и должен содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, тему курсовой работы, сведения о студенте, выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование места и год выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 1.
2.5 ОГЛАВЛЕНИЕ включает перечень элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение.
Оглавление следует формировать автоматически с использованием режима «структура» в Word, что обеспечивает полную идентичность оглавления и структуры курсовой работы.
Образец оглавления приведен в Приложении 2.
2.6 ВВЕДЕНИЕ характеризует:
• актуальность темы исследования: обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы;
• цель и задачи КР - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижение поставленной цели.
2.7 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, как правило, состоит из двух глав.
В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. В теоретической части работы раскрывается содержание основных концепций отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, дается описание современного состояния изучаемой темы, определяются основные понятия, анализируется литература или позиции ученых по проблеме исследования.
Первая глава демонстрирует общий научно-методический уровень подготовки студента, его умение подбирать и изучать литературу, систематизировать знания, делать обобщения и выявлять возможные направления решения проблемы.
Вторая глава имеет:
• аналитическую направленность для курсовой работы в 1 семестре;
• практическую направленность для курсовых работ во 2,4,6,7 семестрах.
В аналитической части работы на основе выработанных теоретических подходов и, опираясь на те теоретические положения, которые были приведены автором в первой главе, рассматриваются фактические материалы по изучаемому вопросу, анализируются существующие практические разработки и средства, формулируются и аргументируются предложения по совершенствованию изучаемой в работе сферы деятельности.
В практической части работы следует описать и обосновать конкретный подход к решению поставленной цели. Данная глава может содержать результаты проектирования и решения конкретных задач из области информатики, программирования: разработанные базы данных и базы знаний по теме исследования, собственные программные средства.
2.8 В ЗАКЛЮЧЕНИИ приводится обзор наиболее важных и значимых результатов и выводы, характеризующие итоги проделанной работы; раскрывается актуальность рассмотренных вопросов для практики; приводятся предложения и рекомендации.
2.9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – это упорядоченный в алфавитно- хронологической последовательности перечень библиографических описаний документальных источников информации по теме курсовой работы. В списке следует указывать автора, наименование источника, издательство, год издания. Ссылки на информационные ресурсы Интернет, сопровождаются текстом, указывающим на автора, наименование ресурса и дату обращения. Библиографическое описание в списке литературы должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления.
Список должен содержать не менее 15 источников, на каждый должна быть ссылка в тексте курсовой работы!
Образец оформления списка литературы приведен в Приложении 3.
2.10 ПРИЛОЖЕНИЯ помещаются в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами по порядковой нумерации. Номер пр<