Основы социального государства в X – ХIII вв.
В X – XIII вв. происходит изменение парадигмы помощи и поддержки нуждающихся. Это связано с тем, что в этот период у славян завершилось разложение первобытно-общинного строя, разрушились родо-племенные связи. Создались условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. В качестве правящей социальной группы, «органов власти» фигурируют князья и их дружины.
С древнейших времен на Руси благотворительностью занимались русские князья. Самые древние акты благотворения встречаются в договорах с греками о выкупе русичей из плена за счет казны еще при князьях Олеге (911) и Игоре (944). Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования язычества, принятия общей религии. В 988 г. князем Владимиром была крещена Древняя Русь, и христианство в православном варианте стало официальной религией. С принятием христианства появилась и особая организация – Церковь как главный (после князя) помогающий субъект.
В 996 г. князь Владимир издает особый документ – Устав, регулирующий правила поведения по отношению к нуждающимся. В нем официально признаются объектами помощи старики, сироты и вдовы, а также монашествующие всех видов, странники, калики перехожие, «хромцы», «слепцы», юродивые, блаженные. Помогающими субъектами объективно признаются все имущие и, в первую очередь, князь и Церковь.
Церковь находится под физическим и юридическим патронатом князя. В Уставе была определена финансовая составляющая Церкви – десятина. Следует отметить, что в отличие от западных стран, этот своеобразный налог в России взимался в обязанность. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельности любви к ближнему.
В период с Х по ХIII в. формируются новые формы помощи – прокормление, лечение, научение. При монастырях возникают первые странноприимницы и больничные кельи, в том числе для неизлечимо больных.
Первые типы социальных учреждений строила Церковь, вторые создавались на средства князей или церковных деятелей. Первая такая больница была построена Ефремом Сиринов Переяславским в 1091 г. Лечебные кельи, прообразы современных хосписов, имелись в Москве в старинных монастырях – Новодевичьем, Донском, Ново-Спасском.
Прежние жертвоприношения трансформируются в конкретные благотворительные акции князя. Например, если князь просит помолиться за наследника, то он обещает в случае успеха три дня кормить люд на княжьем дворе и раздать определенное количество серебра. Это были своего рода и помощь, и справедливое распределение богатства. Среди форм помощи начинает преобладать милостыня как способ спасения новоиспеченного христианства от ада за его земные грехи.
Становление конфессиональных институтов помощи (XIII – XVII века)
В этот период происходит дальнейшее изменение идеологемы помощи, что было вызвано татаро-монгольским нашествием. Главную роль в качестве помогающего субъекта начали играть вотчинные монастыри. Они стали развиваться на окраинах России, выполняли важные функции захвата земель и придания им статуса государственных российских, а также крестили инородцев. Кроме того, вотчинные монастыри привлекали к работе на себя народных умельцев, что давало им освобождение от произвола от царских чиновников, пошлин и податей. В случае старости или увечья работный люд принимался в монастырь на полное обеспечение до самой смерти. Усопшего хоронили на территории монастыря.
Создателем первого вотчинного Иосифо-Волокамского монастыря является Иосиф Волоцкий (1439(40) – 1515). С его именем напрямую связан идейный спор между «стяжателями» и «нестяжателями» (Нил Сорский), 1433 – 1508), состоявшийся в 1501 г. Стяжатели считали, что Церковь должна собирать и приумножать богатство, чтобы быть «могутной» и иметь собственные социальные программы. «Нестяжатели» утверждали, что всякое стяжение приводит к порче человеческой породы, к развитию, ненасытности и развитию злобы. Важная также мысль о том, что бесплатная помощь развращает человека, формирует социальное иждивенчество, способствует ненасытности и развитию злобы в адрес благотворящего. В конечном итоге победили «стяжатели». Однако обе идеи получили свое развитие. Первая – в построении материально-технической базы призрения (богадельни, больничные кельи, приюты и т.д.); вторая – в создании в перспективе бесплатных библиотек, музеев, художественных галерей и других культурно-просветительских учреждений,
Параллельно на окраинах государства появляются приходы как особые институты конфессиональной системы помощи. С формирование приходов стала развиваться церковно-приходская помощь.
Основные формы церковно-приходской системы помощи:
· милостыня;
· беспроцентное кредитование;
· материальная помощь в виде раздачи кружечного церковного сбора;
· просветительская деятельность.
В данный период появляются первые светские тенденции благотворительности, связанные с именами таких выдающихся соотечественников, как А. Ордин_Нащокин, Ф.Ртищев, У.Осорьина, прославившиеся своими благими деяниями в пользу ближнего.
Подводя итог, стоит сказать, что институт Церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия.