Занятие 2. Преемственность научных теорий, преемственность научных знаний
Форма: семинар - диспут.
Количество часов: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Смена научных парадигм - закон развития науки (Н.А. Лызь, А.П. Валицкая).
2. Общие модели развития науки.
3. Конфликт парадигм.
Литература
1. Акулова, Е.Ф.Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Акулова; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. «Дошк. педагогика и психология». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.
2. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. – 702 с.
3. Вершинина, Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: научно-методические материалы. / Н.А. Вершинина – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
4. Водопьянова, Е.В. Российские реалии на фоне гуманитарных стратегий Европейского Союза. / В.И. Водопьянова – М.: Издательский дом «Экономическая литература», 2009.
5. Гусинский, Э.Н. Современные образовательные теории: учеб.-метод. пособие для вузов / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова ; редсовет: Т. Шанин (пред.) [и др.]. - М.: Унив. книга, 2004. - 255 с.
6. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.
7. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический проект. / С.А. Лебедев – 2008.– 692 с.
8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. / Т.Г. Лешкевич. – М.: Инфра-М. – 2008.– 272 с.
9. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.
10. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе. / А.М. Новиков. – М. : «Эгвес», 2006.
Учебно-исследовательские задания
Задание 1. Составьте схему «Направления развития наук». В схеме необходимо отразить основные направления развития наук в соответствии с их концептуальными идеями.
Задание 2. Разработайте презентацию «Смена научных парадигм - закон развития науки». В презентации раскрываются общие модели развития науки; парадигмальная лестница, преемственность научных теорий; парадигма (Т. Кун, И. Лакатос).
Занятие 3. Направленность развития научных теорий. Роль идеи в научном поиске
Форма: семинар «круглый стол»
Количество часов: 4 часа.
Вопросы для обсуждения
Становление и развитие научной теории.
Проверка и принятие научной теории.
Социологическое и историческое измерения научного познания.
Рост научного знания: разрывы и преемственность.
Проблема рациональности научного познания.
6. Методы оценки и сравнения теории.
Литература
1. Акулова, Е.Ф.Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Акулова; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. «Дошк. педагогика и психология». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.
2. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. / Т.Б. Алексеева – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
3. Анисимова, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / О.С. Анисимова. – М. : Экономика, 1991.
4. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.
5. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический проект. / С.А. Лебедев – 2008.– 692 с.
6. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. / Т.Г. Лешкевич. – М.: Инфра-М. – 2008.– 272 с.
7. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.
8. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе. / А.М. Новиков. – М. : «Эгвес», 2006.
9. Писарева, С.А. Развитие научного знания в диссертационных исследованиях по педагогике: монография. / С.А. Писарева, Н.А. Вершинина. - СПб.: Издательство «ПетроПресс», 2005.
10. Старикова, Л.Д. История педагогики и философии образования: учебное пособие для студентов. / Л.Д. Старикова. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 448 с.
Учебно-исследовательские задания
Подготовьте доклад, раскрывающий проблему рациональности научного познания. При раскрытии проблемы используйтедискуссии между представителями «большой четверки», которую составляли Т. Кун — К. Поппер — И. Лакатос — П. Фейерабенд. Рассмотрите рациональность оперативного уровня; Байесовские модели; подходы к общему определению понятия рациональности; базовые понятиях данного контекста (разумность, логичность, критичность, согласованность).