Направленность развития научных теорий
Основные понятия: научная теория, методы оценки и сравнения теории,
Направленность развития научных теорий. Роль идеи в научном поиске. Проблемы оценки и сравнений научных теорий. Методы оценки и сравнения теории. Проблема истинности теории. Формальная истинность теории. Эмпирическая истинность теории. Достоверность вместо эмпирической истинности. Достоверность теории и истинность ее высказываний. Достоверность вместо правдоподобия. Понятийная ценность теории. Научная эффективность теории. Научно-историческая ценность теории.
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Основные понятия: методология науки, современный научный метод.
Открытие, обоснование в педагогике. Методология науки. Специфика развития методологии науки (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Спенсер, Дюркгейм, Буль, Фреге). Современный научный метод, его с структура (наблюдение, анализ, обобщение, прогноз, проверка прогнозируемых следствий). Методы получения современного научного знания в области образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ, ПРОЕКТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Основные понятия: инновация, образовательная инновация, виды инноваций, проект, критерии оценки, новшество, инновационная школа.
Инновации как фактор развития образования. Инновации как социальный механизм. Цель и функции образовательных инноваций. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности. Вариативность и инновации в образовании. Инновации. Инновационный процесс. Новшества (по предмету изменений, по глубине преобразований, по масштабности, по ресурсоемкости, по уровню разработанности). Специфика инноваций. Составляющие инноваций (проектный компонент, исследовательский компонент, управленческий компонент). Виды инноваций (инновации в обучении, инновации в управлении, инновации в подготовке и переподготовке кадров и др.) Субъекты инновационной деятельности. Инновационная школа. Восприятие инноваций.
МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ КАК НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Основные понятия: мониторинг, педагогический мониторинг, принципы организации мониторинга, этапы мониторинга.
Мониторинг в образовании. Педагогический мониторинг (А.А. Орлов, А.С. Белкин). Виды мониторинга (информационный, базовый, проблемный, управленческий, динамический, конкурентный, сравнительный, комплексный, безосновной). Принципы организации мониторинга (объективность информации; сравнимость данных; адекватность; прогностичность) Этапы мониторинга (подготовительный; полевой (сбор информации); систематизации, обобщения, интерпретации информации). Факторы и условия организации мониторинга (качество инструментария; профессионализм и подготовленность специалистов; изменение экспертов в процессе измерения; различные мотивации участников в естественных условиях; эффект повторного измерения; социально-территориальные особенности групп; компенсаторность и др.). Особенности и возможности построения систем мониторинга в образовании.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Основные понятия: интеграция, система оценки качества образования, лицензирование, аттестация, аккредитация.
Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Болонская декларация как построение единого европейского образовательного пространства всех стран.
Сравнительный обзор международного опыта оценки качества высшего образования. Система оценки высшего образования в странах Европы и Америки. Сравнительный обзор систем оценки высшего образования в странах Восточной Европы (лицензирование, аттестация, аккредитация)Система оценки качества российского образования.
ИНТЕГРАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С МИРОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ
Основные понятия: международное образовательное пространство, новые формы обучения, модели образования, единое образовательное пространство России, интеграция отечественной системы образования, модернизация российского образования, Болонский процесс.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Международное образовательное пространство. Тенденции развития мирового образовательного пространства. Новые формы обучения в контексте с мировым образовательным стандартом. Дистанционные формы обучения. Модели образования (традиционная модель образования; рационалистическая модель образования; гуманистическая модель образования; неинституциональная модель образования). Образовательные модели (американская модель; французская модель; немецкая модель; английская модель; российская модель).
Современная стратегия развития современной образовательной политики. Развитие российского образования.
Вхождение России в мировое образовательное пространство. Концепция модернизация российского образования. Использование понятия «единое образовательное пространство России». Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством. Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса. Теория поликультурного образовательного пространства.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Основные понятия: проектирование, проект, педагогическое проектирование, целевые проекты, индивидуальное образование,
Проектирование путей развития открытого гражданского образования. Педагогическое проектирование. Основания для педагогического проектирования. Шаги педагогического проектирования (анализ объекта проектирования; теоретическое обеспечение проектирования; методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение; материально-техническое обеспечение). Уровень педагогического проектирования. Параметры внешней оценки проекта. Этапы и формы педагогического проектирования (моделирование, проектирование и конструирование). Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов. Управление педагогическим проектом.
Проектирование и реализация программы «Здоровье» (сроки реализация; основания для разработки программы; цель программы; задачи программы; ожидаемые конечные результаты программы; реализация мероприятий программы; координация и контроль реализации программы).
Стратегия развития индивидуального образования. Современная концепция непрерывного образования. Аспекты, характеризующие индивидуальность. Принцип индивидуального подхода. Индивидуализация в образовании. Модель тьюторского действия (работа с ресурсами). Модели индивидуализации обучения (педагогическая поддержка; адаптация; компенсация; коррекция; дифференциация).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Парадигма науки. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования
Форма: семинар «круглый стол».
Количество часов: 2 часа.
Вопросы для обсуждения
1. Классификация парадигм.
2. Полипарадигмальность как теоретико-методологический аспект модернизации профессионального образования.
3. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики.
Литература
1. Акулова, Е.Ф.Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Акулова; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. «Дошк. педагогика и психология». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.
2. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М.: Флинта : Наука, 2001. - 110 с.
3. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.
4. Вершинина, Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: научно-методические материалы. / Н.А. Вершинина – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
5. Гусинский, Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.
6. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.
7. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический проект. / С.А. Лебедев – 2008.– 692 с.
8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. / Т.Г. Лешкевич. – М.: Инфра-М. – 2008.– 272 с.
9. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.
10. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе. / А.М. Новиков. – М. : «Эгвес», 2006.
11. Шиянов, Е.Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики [Электронный ресурс]: электрон. данные. / Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева.- Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 ноября 2007.
Учебно-исследовательские задания
Задание 1. Представьте в хронологической последовательности все известные основные педагогические парадигмы.Определите их положительные и отрицательные черты.
Задание 2. Законспектируйте статью Е.Н. Шиянова, Н.Б. Ромаева «Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики» (приложение 1).