В педагогическом опыте взаимодействуют как объективно-ценное, так и индивидуально-личностное. Написать эссе о своей педагогической практике.
4. Привести примеры педагогики достоинства и статуса педагога как творца педагогического процесса из реальной практики или произведений искусства.
№ | Ф.И.О. педагога | Годы жизни, страна | Основные труды | Практический, теоретический вклад в развитии социальной педагогики. |
Ян Амос Коменский | 1592-1670г Чехия | Мыслитель гуманист, педагог «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков и всех наук», « Материнская школа» и др. | Основоположник научной педагогики Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, единой школы; разработал возрастную периодизацию, дал научное и теоретическое обоснование дидактических принципов и правил классно-урочной системы. | |
Джон Локк | 1632-1704г, Англия | Философ 17 века Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». | Автор теории «чистой доски». Разработал концепцию воспитания джентльмена. | |
Жан Жак Руссо | 1712-1778г Франция | Философ теоретик «Эмиль, или о воспитании» -Открыл школу для крестьянских детей | Основоположник теории свободного и естественного воспитания. «Возрастная периодизация по Руссо» До 2-х лет -детская от 2 до 12 -от 12 до 15 | |
Мария Монтессори | 1870- 1952г Италия | Педагог – гуманист, философ, педагог – психолог - Первая женщина - врач Книга «Психологическая антропология» «Дом ребенка», «Мой метод», «Педагогика Монтессори», «Помоги мне сделать это самому», «Воспитание и самообучение в начальной школе» | Открывает первый «Дом ребенка» Метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Разработала интересный дидактический материал для занятия детей. Создала специальную методику воспитание детей. Метод формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Принципы педагогики: · Первая стадия детства (0-6лет); · Вторая стадия детства (6-12 лет); · Юность (12-18 лет); · Взросление (18-24 года). | |
Лев Николаевич Толстой | 1828-1910г Россия | великий русский писатель и педагог Открыл Яснополянскую школу (которая существовала 18 мес), -журнал «Ясная поляна», -«Азбуку» и « Новую азбуку», | Теория «свободного воспитания», Педагогика творческой личности. | |
Константин Николаевич Вентцель | 1857-1947 Россия | Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания «Проблемы космического воспитания», «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка». руководил «Домом свободного ребенка» (1906— 1909) | Соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики (предполагает развитие сознания и формирование нового мировоззрения). | |
Станислав Теофилович Шацкий | 1878-1934г. Россия, СССР | Педагог « Школа для детей или дети для школы» | Основной принцип советской педагогики 1920-х гг. - связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Все осуществлялось под лозунгом : «Жизнь должна быть деятельной». | |
Павел Петрович Блонский | 1884-1941г Россия, СССР | Педагог и психолог теоретик педагогики советского периода Основные произведения: «Трудовая школа», «Трудные школьники», «Очерки детской сексуальности». | Предложил генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований. | |
Антон Семенович Макаренко | 1888-1939г Россия, СССР. | Педагог - новатор и писатель Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. «Цель воспитания». «Что значит воспитывать ребенка». «Коммунистическое воспитание». «Методика организации воспитательного процесса». | Позже сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия». | |
Василий Александрович Сухомлинский | 1918-1970г Россия | Педагог- гуманист, ученый, писатель Гуманистическая сущность позиции: «Сердце отдаю детям», «Рождение граждан», Директор «Павлышской СОШ», «Мудрая власть коллектива», «Разговор с молодым директором школы», «Трудные дети». | Был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку | |
Василий Порфирьевич Вахтеров | 1853-1924 Россия | русский педагог Основные работы: «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей». | Сторонник биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопределенный процесс. Вслед за К.Д. Ушинским сделал много для развития теории начального обучения. | |
Василий Васильевич Зеньковский | 1881-1962г | православный педагог, психолог, богослов, философ. Основные работы: «Проблема воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика и психология» и др. | Признавал право ребенка на свой путь развития, принцип индивидуальности и эсхатологическую перспективу в воспитании. Выступал сторонником свободного воспитания. | |
Надежда Константиновна Крупская | 1869-1939г СССР | советский политический деятель, педагог, организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Политехническая школа и пионерорганизация», «К вопросу о свободной школе» и др. | Разрабатывала вопросы дидактики, политехнического и трудового воспитания и образования, пионерского движения и самоуправления школьников. | |
Николай Иванович Пирогов | 1818-1881 Россия | великий русский хирург, попечитель Одесского и Киевского учебных округов, педагог. Основные педагогические работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» | Защищал общечеловеческий характер воспитания; предложил проект бессословной системы образования. | |
Константин Дмитриевич Ушинский | 1824-1870гг | великий русский педагог Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и др. | Один из основоположников русской педагогической науки и народной школы. Выдвинул требования демократизации народного образования, идею народности воспитания, воспитывающего обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте. Одним из первых разработал основы педагогической антропологии. |
5. Привести примеры критериев оценки качества педагогических инноваций других ученых-исследователей. Например: А.В. Хуторский представляет: оптимальность; результативность; возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Процесс создания, освоения и внедрения педагогических инноваций предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного новшества. Исследования Ю. К. Бабанского, В.И.Загвязинского, Л.С.Подымовой, П.И.Пидкасистого, Н.М.Таланчука, Ф.Ш.Терегулова, Н.Р.Юсуфбековой и других дают представление о совокупности критериев. Выделяют следующие критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения в массовом опыте. Рассмотрим каждый из критериев. Основным критерием инновации является новизна, это свойство и самостоятельная ценность любого нововведения. Новизна относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одного учителя, может не быть новым для другого. Новизна, рождаясь в конкретное время, решает задачи конкретного периода, может быстро стать нормой, общепринятой массовой практикой, или устареть и стать тормозом развития. В науке выделяют следующие уровни новизны: новизна абсолютная (принципиально неизвестное, не имеющее аналогов), относительная (местная, частная, условная), псевдоновизна (стремление сделать не столько лучше, сколько иначе). Различают также субъективную новизну, когда объект нов для данного человека. Какое-то явление, предмет могут быть новыми для одного человека и не новыми для другого.
Следующий критерий эффективности педагогических инноваций - оптимальность, характеризующая затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия - в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте можно рассматривать как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности, если ценная педагогическая идея или технология остаются в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Творческое применение инноваций в массовом педагогическом опыте подтверждается на начальном этапе в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после ее апробации и объективной оценки может быть рекомендована к массовому внедрению.
Данные критерии позволят отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные и практические новшества в образовательных процессах. Кроме этого, они создают основу для педагогического творчества.
Критерии педагогических инноваций (по В.А. Сластенину):
- новизна, которая имеет несколько уровней:
- уровень конкретизации. Инновация на этом уровне конкретизирует отдельные теоретические и практические положения. Этот уровень в педагогической науке называют модифицированным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и так далее);- уровень дополнения, новшество не меняет картину, а дополняет ее; - уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами, которых ранее не было в теории;
- оптимальность, свидетельством которой выступает достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;
- результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
6. Дать характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс.
Критериями оценки педагогических инноваций являются новизна, оптимальность, высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Рассмотри их содержание.
1. Основным критерием инновации выступает новизна. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С.Бургин).
2. Оптимальность означает введение в процесс обучения педагогические инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах участников инновационной деятельности.
3. Результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдательность и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов воспитания, образования и развития обучающихся.
4. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. На начальном этапе она подтверждается в деятельности отдельных педагогов, а после апробации и объективной оценки инновации может быть рекомендована к массовому внедрению.
В практике работы учебных заведений отмечаются недостаточная интенсивность применения педагогических новшеств. Причинами этого является отсутствие: прохождения необходимой профессиональной экспертизы и апробации конкретного инновационного педагогического продукта; организационной, технической и личностной подготовки участников инновационных процессов для внедрения педагогической инновации в образовательную практику.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным педагогам, так и руководителям подразделений и учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во введении инноваций часто приводила к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.