Раскрыть сущность инновационной деятельности педагога?
Инновационная деятельность – это деятельность по созданию (разработке), производственное освоение и распространению инноваций.
Инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.
Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах обучения и воспитания.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса:
• смысла,
• целей,
• содержания образования,
• форм,
• методов,
• технологий,
• средств обучения,
• системы управлении и т.п.
Понятие "инновационная деятельность" вошло в научный обиход с 70-х годов нашего века, сначала применительно к экономике, а затем и к другим сферам жизнедеятельности человека. Педагогическая инноватика- отрасль педагогики в нашей стране наука молодая, в зарубежной педагогике исследование инноваций ведется с 60-х годов, имеет несомненные успехи и отличается ярко выраженным прикладным характером.
Понятие об инновационной педагогической деятельности сравнительно недавно вошло в наше сознание и понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса:
- содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
- технологиях и средствах обучения, в учебном оборудовании, наглядных пособиях;
- организации обучения с помощью микроЭВМ и мультимедийных технологий учебного процесса;
- обучении в специализированных классах и школах;
- комплексном обучении;
- образовательном стандарте и стандартизации программных требований к учебному процессу;
- организации школ нового типа;
- оценке результативности обучения с помощью тестов и других инструментов, замеряющих косвенные результаты;
- отношениях в системе «преподаватель-учащиеся».
Говоря об инновационной педагогической деятельности, необходимо отметить следующие важные параметры:
· инновационной педагогической деятельностью можно считать только реальную работу педагогов, связанных с системой образования (дошкольного, школьного, дополнительного);
· инновационная педагогическая деятельность существовала всегда, поскольку на любом этапе развития общества возникала потребность в обновлении существующей педагогической практики в соответствии с требованиями времени;
· инновационная педагогическая деятельность выявляется только при сравнении с деятельностью традиционной (массовой) – педагогической практикой, характерной для большинства педагогов данного исторического этапа развития образования;
· со временем происходит «старение» инновационной педагогической деятельности, т.е. ее слияние с традиционной (массовой) практикой.
Анализ исторического материала показывает, что инновационная педагогическая деятельность всегда была свойственна педагогической действительности, определяла процессы ее обновления, совершенствования и развития, о чем свидетельствует история становления педагогической мысли. Еще во времена Древней Греции зародились и дошли до наших дней знаменитые сократические беседы, которые считаются одним из первых инновационных методов в педагогике и рассматриваются сегодня как прообраз проблемного и развивающего обучения.
Инновационной для своего времени была педагогическая практика великого чешского дидакта Я.А. Коменского, который заложил основы классно-урочной системы, ввел в режим деятельности школы основополагающие понятия: "учебный год", "триместр", "каникулы", "учебный день", "урок", "перемена", "класс" и т.д. Он был одним из первых педагогов, последовательно обосновавших принцип природосообразности как основу саморазвития личности. В его взглядах ребенок предстает как "микрокосм", закономерности формирования личности которого тесно взаимосвязаны с глобальными законами природы.
Наиболее радикальные инновационные процессы в педагогической практике развивались на рубеже ХIХ и ХХ веков, когда успехи в различных областях человековедения обострили интерес к формирующейся личности. В связи с этим следует отметить Э. Кей (движение за свободу в воспитании личности), Д. Дьюи (рабочая школа и активная школа), Р.Штайнера (Свободная вальдорфская школа), С. Френе (конструирование развивающей среды), Д.Килпатрик (метод проектов), М.Монтессори (система развивающего воспитания) и др.
Не менее значительно и многопланово развивалась инновационная деятельность в отечественной педагогической практике. В результате этого были разработаны интересные нововведения, многие из которых еще ждут своих исследователей: антропологический принцип в педагогике (К.Д.Ушинский), работа с трудновоспитуемыми подростками (коммуна имени Горького А.С.Макаренко, школа имени Достоевского В.Н.Сорока-Россинского), технология бригадно-лабораторного метода, работа на основе дифференцированного подхода к учащимся (Дальтон-план) и многое другое.
В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века перед школой был поставлен социальный заказ – связать обучение и воспитание с жизнью, с трудом. Инновационная педагогическая деятельность этих лет развивалась, в основном, в рамках совершенствования методики отдельных предметов или отдельных приемов и методов работы. Наиболее успешно велась работа по следующим направлениям:
― разработка эффективной связи обучения с трудом (Ставрополь);
― поиски путей н средств преодоления второгодничества (Ростов);
― совершенствование учебного процесса па уроке (Липецк);
― возможности проблемного и программированного обучения (Казань).
Инновационная педагогическая деятельность 50-х – 60-х годов обогатила педагогическую науку и практику нетрадиционной структурой урока, методикой проблемного и программированного обучения, разнообразными формами индивидуальной работы с учащимися.
Усиление инновационной педагогической деятельности на современном этапе, глубинный характер большинства выдвигаемых идеи и сила их влияния на массовую практику обусловлены, на наш взгляд, следующими причинами:
― масштабностью социальных задач, адресованных школе;
― решением вопросов образования на государственном уровне;
― стремлением интегрировать усилия педагогов-теоретиков и учителей-практиков;
― возросшей инициативой педагогов, осознающих актуальные требования времени;
― гибкостью управленческой структуры, дающей отдельным учителям и целым коллективам право на поиски и эксперименты во всех сферах жизнедеятельности школы;
― широкой пропагандой педагогических инноваций по различным каналам коммуникативной связи;
― высоким уровнем массовой педагогической практики, обусловленным теоретико-методологической и организационно-методической подготовленностью современного учительства.
На различных этапах своего развития инновационная педагогическая деятельность, связанная с поиском новых форм, средств и содержания школьного образования, чрезвычайно расширила представления о путях управления интеллектуальным и нравственным развитием школьников. Появление авторских учебных программ, в которых получили выражение высокая профессиональная культура и духовные устремления их создателей, стало важным симптомом ломки традиционных рамок, определяющих содержание обучения в школе. Программы, разработанные художниками и музыкантами (Б.М. Неменский, Д.Д. Кабалевский), философами (B.C. Библер, Г.С. Батищев), историками и математиками, явились каналом проникновения новых идей, заставивших переосмыслять содержание учебных программ в соотнесении с масштабами всей современной культуры.
Характерной чертой нынешнего этапа инновационной деятельности является интерес к педагогическому наследию, актуализация новаторских поисков прошлого, переосмысление старых идей в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Многие продуктивные педагогические идеи современности опираются на инновационные поиски и находки 20-х, 30-х, 50-х годов. Так, в методике крупноблочного изучения материала, разработанной В. Ф. Шаталовым, видят влияние комплексно-целевых программ ГУСа. В создании классов выравнивания лежит принцип исследовательских методик обучения (Дальтон-план) и авторской школы С.Т. Шацкого. Систему опережающего обучения С.Н. Лысенковой соотносят с методикой комментированного письма липецких учителей. На практических занятиях по физике, химии, биологии успешно применяют элементы бригадно-лабораторного метода.
Литература:
1. http://allrefs.net/c13/4d34z/p53/
5. Инновация выступает и как средство и как процесс. Привести примеры.
Объект педагогической инноватики– процесс возникновения, развития и освоения инноваций в
образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития. Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов. Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО.
Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
Литература:
1.Учебно-методическая документация Инновационные процессы в образовании
М2.Б1 направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование
6. Какие характеристики даны инновационной деятельности в «Законе об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. №273-ФЗ?
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.
4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.
Литература:
1.«Закон об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
7. Какие требования к современному педагогу уже сегодня предъявляет общество?
8. Составить перечень компетенций педагога, требуемых для инновационной деятельности в современных изменяющихся условиях социокультурного и научно-технического развития общества, используя ресурсы учебных курсов «Дошкольная педагогика», «Детская психология», «Теории и технологии дошкольного образования».
Дошкольная педагогика:
1.обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков освоения различных видов деятельности;
2.необ-ость осознания величайшей ответственности ;
3.создание педагогических условий;
4.должен быть внимательным;
5.осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми –основная функция педагога дошк-го воспитания.
6.участвовать в педаг-ом просвещении родтелей;
7.регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошк-го учр-ия.
8.самообразование;
9.участие в опытной исследовательской работе.