Взгляды отечественных мыслителей XVIII века на личность учителя
В истории развития человеческой цивилизации проблемы образования всегда рассматривались в тесной связи с личностью учителя. Каким же должен быть учитель, какие качества его личности и представителя профессии обеспечивают эффективность его образовательной деятельности. Ответ на этот вопрос содержится в богатейшем педагогическом наследии прошлого.
Еще в первом веке нашей эры один из наиболее выдающихся проповедников Иоанн Златоуст(ок. 347 - 407) писал: «Воспитателей нужно более ценить и любить, чем отцов: от этих последних получается просто жизнь, а от тех жизнь хорошая»[12].
В.Н. Татищев (1686-1750), разрабатывая проект организации системы образования по сословному принципу, поднимал вопрос о подборе таких учителей, которые были бы « благонравия правил довольно научены, не ханжи, лицемеры и суеверцы, но доброго рассуждения», «особо люди свирепово и продерзного нрава к научению младенцев не способны»[13]. Он требовал от учителя знания не только тех предметов, которые он будет преподавать, но и особого дидактического искусства, т.е. умение передавать знания другим «ибо не всякий учёный к научению других есть способен». Татищев выступал за подготовку национальных кадров учителей, так как в XVIII учительский контингент различных учебных заведений состоял из иностранцев.
Идею подготовки учителей из среды «природных россиян» поддерживал иМ.В. Ломоносов(1711 -1765). Он добился коренного улучшения деятельности университета и гимназии при Академии наук и направил работу этих учреждений на подготовку квалифицированных кадров и распространения просвещения.
Академическая гимназия в Петербурге - первое общеобразовательное среднее учебное заведение в России. Она была учреждена при Петербургской академии наук в 1724 году с целью подготовки к поступлению в Академический университет и на государственную службу мальчиков из различных свободных сословий.
Важным периодом в ее истории стали годы, когда Гимназией руководил М.В.Ломоносов (1758–1765). К тому времени положение дел в учебном заведении было достаточно плачевно: учителя-иностранцы твердили о необучаемости гимназистов, которые содержались из рук вон плохо, потому что Гимназия не имела ни своего регламента, ни своего бюджета. М. В. Ломоносов со свойственным ему рвением принялся за установление здесь порядков.
Весной 1758 года он составил «Проект регламента Академической гимназии», где на основе личного студенческого опыта и позднейших наблюдений излагает свой взгляд на то, кого, чему и как должно учить в Академической гимназии. М.В.Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам».
Учителю была отведена особая роль в подготовке «просвещенного юношества». Отныне не допускались к преподаванию те иностранцы, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают. М. В. Ломоносов разработал требования к деятельности и личности учителя. Тем самым были заложены основы педагогической этики.
Он считал, что педагог должен быть, прежде всего, образцом нравственности для учащихся: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое — производит к ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать учащимся»[14].
Они должны иметь солидную научную подготовку, обладать педагогическим мастерством, отличаться ответственностью, добросовестностью, любовью к детям. М.В. Ломоносов осуждал чрезмерную горячность, вспыльчивость, грубость учителей.
М.В. Ломоносов подчёркивал значение личного примера учителя в воспитании и считал, что прежде чем требовать дисциплину и порядок от учащихся, педагог сам должен быть организован.
По его мнению, учителями должны быть способные, трудолюбивые, прилежные люди. Он отстаивал идею о том, что педагог должен изучать детей, в обучении опираться на индивидуальные и возрастные особенности гимназистов.
Утверждая необходимость подготовки учителей их среды русского народа, он указывал на связь этой подготовки с общественными потребностями государства.
В целом идеи М.В. Ломоносова об учителях, преподавателях высшей школы имеют ярко выраженную гуманистическую направленность.
В Московском университете с начала его основания велась разработка педагогических, дидактических и методических проблем. Результатом разработки этих проблем было дидактическое пособие для учителей «Способ учения», впервые изданное в 1771 году на русском, латинском, немецком и французском языках. В этом пособии был обобщён многолетний опыт работы университетской гимназии и пансиона. Основные идеи этой книги развивались в педагогических трудах Н.Н. Поповского, А.А. Барсова, А.А. Прокоповича-Антонского, Х.А. Чеботарёва и других учёных второй половины XVIII века. Они также использовались деятелями комиссии народных училищ Ф.И. Янковичем, М.Е.Головиным, Е.Б. Сырейщиковым при составлении учебников, методических руководств учителям народных училищ в конце XVIII и начале XIX века.
Ставя задачу подготовки достойного юношества, которое будет способствовать развитию благосостояния общества, профессора Московского университета разработали правила, которым нужно руководствоваться учителям.
Приступая к воспитанию детей и юношества, учитель должен быть, прежде всего, воспитан сам и показывать пример честности, добродетели и других качеств. «Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий собою примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым. Почему он обязан подавать учащимся пример во всех изрядных качествах и вообще во всём учении должен быть снисходителен и ласков»[15]. Другой задачей учителя авторы «Способа учения» считали способность учителя воспитывать в юношестве «охоту к учению» с первых дней обучения в учебном заведении. Интерес представляют также методические указания относительно методики обучения языкам с целью развития речи учащихся, их красноречия; важную роль они отводили работе с произведениями «легких писателей» для овладения грамматикой русского языка, навыками устной и письменной речи, переводом текстов с русского языка на иностранный. «По сем следует стиль и красноречие, в преподавании которого учитель имеет по повторении всей грамматики и по предложении наставлений риторики и поэзии показывать точными правилами, в чём… состоит свойство красноречия того языка, и все сие утверждать избранными примерами. Должен читать авторов с показанием везде изъяснённых правил и приказывая с образца их делать сочинения, например, письма, краткие речи, подражания и пр.»[16].
Проблема учителя являлась составной частью проекта народного образования, который разрабатывалФ.И. Янкович де Мириево (1741-1814).Этот проект был положен в основу реформы школьного дела в России в 80-е годы XVIII века, который был представлен в работе «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи. В третьей части этого руководства «О звании, качествах и поведении учителя» Ф.И. Янкович называет значимые, «добрые» качества учителя.: благочестие, любовь, бодрость, терпение, прилежание. Он подчеркивал великую силу личного примера педагога: «… учитель крайне должен быть прилежен, дабы через свой пример сделать равным образом и учеников прилежными»[17].
Первый педагогический институт (в Санкт-Петербурге, 1804 г.) вырос из созданной И.Ф. Янковичем-де-Мириево учительской семинарии - первого учебного заведения по подготовке учителей для русских школ. Он составлял общий план новой учебной системы, создавал и переводил первые методические пособия, первые учебники, в том числе по русской истории и географии; непосредственно передавал свой опыт первым русским учителям.