Б1.б.21 «институциональная экономика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.21 «Институциональная экономика»
по направлению подготовки:
Экономика»
"Деньги, банки, финансовые рынки"
Направленность (профиль)
Бакалавр
(Квалификация)
Очная/очно-заочная
Форма(ы) обучения
Год набора: 2017
Москва, 2017 г.
Автор–составитель:
Доцент кафедры «Экономической теории и политики»
К.э.н., доцент Хохлова Л.В.
Заведующий кафедрой «Регулирование деятельности финансовых институтов»
д.ю.н., профессор Турбанов А.В.
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 5
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины (модуля) 5
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) 9
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 15
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 15
6.1. Основная литература. 15
6.2. Дополнительная литература. 15
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 16
6.4. Нормативные правовые документы. 16
6.5. Интернет-ресурсы. 16
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 17
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина (модуль) «Институциональная экономика» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование Компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК-1. | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | 1.2 | Создание парадигмы мышления финансового профиля на базе эконометрического и и денежно финансового знания |
ОПК-4. | Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность | 4.2 | Создание парадигмы институционального мышления в рамках экономической сферы |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
4.2 | на уровне знаний: | |
на уровне умений: | ||
на уровне навыков: |
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Дисциплина (модуль) Б1.Б.21 «Институциональная экономика» (3 курс, 5 семестр) составляет 2 зачетные единицы, т.е. 72 академических часа.
Освоение дисциплины (модуля) опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области базового курса «Мировая экономика и международные экономические отношения» «Микроэкономика» «Макроэкономика» «Деньги, кредит, банки» «Финансы» и служит базой для изучения дисциплины (модуля) «Теория отраслевых рынков».
Содержание дисциплины (модуля) является логическим продолжением содержания дисциплин (модулей) Б1.Б.19 «Мировая экономика и международные экономические отношения» (2 курс, 3 семестр); Б1.Б.11 «Микроэкономика» (1 курс, 1 семестр); Б1.Б.12 «Макроэкономика» (1 курс, 2 семестр); Б1.Б
.18 «Деньги, кредит, банки» (3 курс, 5 семестр); Б1.Б.16 «Финансы» (2 курс, 4 семестр) и служит базой для изучения дисциплины (модуля) Б1.Б.23 «Теория отраслевых рынков» (3 курс, 6 семестр).
На контактную работу с преподавателем выделено 54 часа, из них 22 часа лекций и 32 часа практических занятий, на самостоятельную работу обучающихся выделено 18 часов.
Изучение дисциплины (модуля) заканчивается зачетом.
3. Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 1.
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Введение в институциональный анализ | КР; Р; Д | |||||||
Тема 2 | Институты в экономическом анализе | КР; Д; Р | |||||||
Тема 3 | Теория прав собственности | Р; Д; | |||||||
Тема 4 | Теория трансакционных издержек | Р; Д; КР | |||||||
Тема 5 | Теория контрактов в институциональной экономике | Р; Д | |||||||
Тема 6 | Институциональная природа фирмы | КР; Р | |||||||
Тема 7 | Институциональная теория государства | КР | |||||||
Тема 8 | Институциональные изменения как источник развития | КР | |||||||
Тема 9 | Институты в переходных экономиках | РИ | |||||||
Промежуточная аттестация | |||||||||
Всего: | |||||||||
Очно-заочная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Введение в институциональный анализ | КР; Р; Д | |||||||
Тема 2 | Институты в экономическом анализе | Д; Р; КР | |||||||
Тема 3 | Теория прав собственности | Р; Д; | |||||||
Тема 4 | Теория трансакционных издержек | КР; Р; Д; | |||||||
Тема 5 | Теория контрактов в институциональной экономике | Р; Д | |||||||
Тема 6 | Институциональная природа фирмы | КР; Р | |||||||
Тема 7 | Институциональная теория государства | КР | |||||||
Тема 8 | Институциональные изменения как источник развития | КР | |||||||
Тема 9 | Институты в переходных экономиках | РИ | |||||||
Промежуточная аттестация | |||||||||
Всего: | |||||||||
Примечание: 4 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) , Ролевая игра ( РИ ) и др.
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Введение в институциональный анализ
Предмет и методы институциональной экономической науки. Структура исследовательских программ в экономической теории. Поведенческие предпосылки неоклассической школы в экономической науке. Модели поведения человека в институциональной экономике. Общение (обмен) как центральная категория в экономической науке. Институты и их роль в экономической жизни общества.
Тема 2. Институты в экономическом анализе
Объективная природа социально-экономических институтов. Взаимная уникальность индивидов и развитие через общение. Роль общественного разделения труда и кооперации в формировании институтов. Общение (обмен) как форма функционирования экономических отношений. Экономическое поведение как принятие решения. Ограничения при принятии решения. Сущность институтов. Организации и институты. Функции социально-экономических институтов.
Тема 3. Теория прав собственности
Собственность как ведущее производственное отношение экономической системы и право собственности. Р. Капелюшников об основных положениях теории прав собственности. Возникновение прав собственности. Континентальная и англо-саксонская традиции определения собственности. Обмен, как обмен пучками правомочий. Спецификация и размывание прав собственности. Свойства эффективных прав собственности: четкость; однозначность; реализуемость; обмениваемость. Альтернативные режимы собственности.
Тема 4. Теория трансакционных издержек
Сущность трансакционных издержек и их особенности. Различные варианты их определения. Подход Р. Коуза и О. Уильямсона к сущности трансакционных издержек. Роль институтов в минимизации трансакционных издержек. Деньги как одно из средств их минимизации. Проблема измерения трансакционных издержек. Динамика трансакционных издержек. Классификация трансакционных издержек.
Тема 5. Теория контрактов в институциональной экономике
Классическая юридическая теория контрактов. Понятие контракта. Определение обмена. Обмен и институты. Институциональные рамки, как ограничения, так и предпосылки рационального выбора. Проблема неопределенности и риска во взаимодействии экономических субъектов. Основные составляющие контракта, структура контракта. Переговорный процесс в контрактных отношениях. Юридическая защищенность контрактов. Одностороннее обещание и контракт. Феномен «понимания смысла» в процессе контрактации.
Тема 6. Институциональная природа фирмы
Институциональная природа фирмы. Организация в экономической теории. Технологическая природа фирмы. Проблема взаимоотношения «принципиала» и «агента». Асимметрия информации и высокие издержки контроля. Варианты решения проблемы «принципиала» – «агента». Соревнование «агентов». Участие «агента» в результатах совместной деятельности. Фирма как коалиция «агентов». Контрактная природа фирмы. Выигрыш от кооперации. Миссия корпорации.
Тема 7. Институциональная теория государства
Государство как организация. Основные теории возникновения государства. Модель государства в неоинституциональной экономике. Функции государства. Спецификация и защита прав собственности. Создание каналов обмена информацией. Разработка стандартов мер и весов. Создание каналов и механизмов физического обмена товаров и услуг. Правоохранительная деятельность и выполнение роли «третьей» стороны в конфликтах. Производство общественных благ. Перераспределительные функции государства и рентоориентированное поведение.
Тема 8. Институциональные изменения как источник развития
Понятие институциональных изменений. Объективная обусловленность генезиса социально-экономических институтов. Условия формирования и закрепления новых институтов. «Пространства» существования норм. Временное пространство; пространство норм; пространство агентов; информационное пространство. Роль протоинститутов в создании новых норм и правил. Факторы эволюции системы институтов.
Тема 9. Институты в переходных экономиках
Проблемы трансформации централизованной системы хозяйства в рыночную. Неформальная институционализация как следствие рассогласованности формальных и неформальных правил. Институциональный анализ экономико-правовых реформ в России. Проблемы корпоративного управления.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема (раздел) | Методы текущего контроля успеваемости |
Введение в институциональный анализ | КР; Р; Д |
Институты в экономическом анализе | Р; Д; КР |
Теория прав собственности | Д; Р |
Теория трансакционных издержек | Р; Д; КР |
Теория контрактов в институциональной экономике | Д: Р |
Институциональная природа фирмы | КР; Р |
Институциональная теория государства | КР |
Институциональные изменения как источник развития | КР |
Институты в переходных экономиках | РИ |
4.1.2 Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
4.2 Материалы текущего контроля успеваемости
Контрольная работа.
1. Начертите простейшую модель спроса и предложения. Назовите институциональные предпосылки, при которых эта модель действует.
2. Сформулируйте основную норму поведения:
а) докапиталистической стадии;
б) раннего капитализма;
в) позднего современного капитализма.
При ответе используйте классические работы экономистов, данные в программе.
3. Прокомментируйте следующее высказывание Нобелевского лауреата А. Сена: «От оптимальности по Парето – как от «духа Цезаря» – «веет преисподней».
4. Институты существуют потому что, во-первых, …во-вторых, в-третьих и т. д. Продолжите правильные положения о причинах существования институтов.
5. Представителей какого направления институциональной теории не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинарскому занятию по институциональной экономике: «Университетская библиотека была закрыта, в районной – нужной книги нет, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которой нужно готовиться?»
а) «старого» институционализма; б) «новой» институциональной экономики;
в) неоинституциональной экономики. Почему?
6. Термин «человек экономический» употребляется довольно часто. Есть ли отличие содержания этого термина в классической политэкономии Маркса, в неоклассической школе, у Кейнса, у представителей современного институционализма, в исторической школе.
7. Что лежит в основе структуры экономического института?
8. Какие методологические и инструментальные преимущества есть у теории институционализма по сравнению с неоклассической теорией? Какие есть недостатки или ограничения?
9. Неоклассическая теория предполагает следующие характеристики «экономического человека», действующего рационально:
а) прежде всего, он должен быть целерационален;
б) он должен признавать простой утилитаризм;
в) он должен признавать сложный утилитаризм;
г) он должен испытывать чувство эмпатии или сопереживания;
д) между участниками сделок на рынке должно быть доверие;
е) правильный ответ – все перечисленное выше;
ж)правильный ответ пункты: а), б), в), г;
Рефераты:
1. Определите исторические предпосылки возникновения институциональной теории. Используйте при этом знания не только из научной литературы, но и примеры, факты, события, описываемые в художественной литературе, истории.
2. Каковы гносеологические предпосылки возникновения школы институционализма?
3. Что входит в содержание понятия «исследовательская программа» институциональной теории?
4. Есть ли теоретическая преемственность у американского институционализма, немецкой исторической школы, теории Маркса?
5. Подтверждаются ли идеи Т. Веблена о расточительстве и паразитизме финансового капитала в прошлом примерами из нашей текущей жизни? Если да, то как это влияет на экономику и общество в целом?
6. Т. Веблен писал, что экономическая наука должна быть исследованием живой истории материальной цивилизации. Прокомментируйте это выражение и сравните этот подход с методологическим подходом классической политэкономии.
7. Как определяет социально-экономическое развитие институциональная теория, классическая политэкономия и современная неоклассика?
8. Есть ли в нашем государстве «праздный класс»? Какова его доля и роль?
9. Каковы условия возникновения «праздного класса» по Веблену? Сравните это определение финансового капитала с ленинским.
10. Каждый из наиболее влиятельных представителей институционализма предлагал для эффективной деятельности общества создавать особые институты. Каковы назрели на сегодняшний день институциональные преобразования?
11. Известный экономист Э. де Сото написал книгу «Загадка капитала. Или, почему капитал торжествует на Западе и почему терпит поражение в остальном мире». Сравните идеи институционалистов и Э. де Сото и дайте ответ на этот вопрос.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ
1. Поясните на примере, почему норма выступает базовым, системообразующим институтом? Найдите подтверждение этому в литературе.
2. Объясните в рамках содержания этой темы необходимость смены базовых институтов советского общества на его современную модель. Опишите эту модель категориями институциональной экономики.
3. К какому типу соглашения относится русская пословица «Договор дороже денег»?
а) рыночному; б) индустриальному; в) традиционному;
г) гражданскому; общественному мнению; д) творческой деятельности.
4. Почему, например, при выборе президента страны, парламента огромное значение уделяется процедуре выборов и голосования?
5. Есть три инвестиционных проекта в 20 тыс. долл, 30 млн. долл и 560 млн. долл. В чем сложность выбора и принятия решения по данным проектам?
6. Студентам к экзамену необходимо прочесть пять источников для получения оценки «отлично»: А – учебник, Б – учебно-методическое пособие, В – конспект лекций, Г и Д – дополнительная литература по специальности. Учитывая ограниченность времени в период сессии как можно охарактеризовать наиболее вероятную стратегию поведения студента и как ее можно изобразить графически ?
7. Какие элементы структуры нормы Вы можете найти в формулировке: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои права гражданские права своей волей и в своем интересе?»
8. Является ли следующее выражение: «Чарку пить – здорову быть, повторить – ум развеселить, утроить – ум устроить, много пить – нестройному быть»?
а) фокальной точкой;
б) разделяемой стратегией;
в) нормой.
г) правилом.
Дискуссия
1.Кинотеатры часто продают билеты без указания места. Экономия какого из видов трансакционных издержек достигается при подобным способе продажи билетов?
2.Какой вид трансакционных издержек приводит к возникновению институтов в ситуации координации, ситуации «дилемма заключенных» и ситуации неравенства? В ситуации координации рассмотрите отдельно институт денег и правила дорожного движения (движения по правой или по левой стороне).
3. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский рассказывает следующую историю.
Подполковник распоряжался большими суммами казенных денег. Каждый раз после очередной финансовой проверки подполковник ссужал деньги купцу Трифонову. Тот ездил на ярмарку, пускал деньги в оборот и возвращал подполковнику деньги с процентами. Но однажды приехал начальник дивизии, распек подполковника на чем свет стоит и велел тому подать в отставку. Подполковник попросил Трифонова вернуть ему последнюю сумму – 4500 рублей. «Никогда я от вас ничего не получал, да и получать не мог», – ответил Трифонов.
Как называется такое соглашение? Что гарантировало исполнение этого соглашения? Какие изменения, произошедшие в структуре сделки, вызвали оппортунистическое поведение купца Трифонова?
Контрольная работа:
№ 1. Вы присутствуете на диспуте между сторонником рыночной и сторонником централизованно-управляемой экономики. Первый из названных участников утверждает: «Рынок – всегда и везде наиболее эффективная форма хозяйства». Второй же возражает: «Централизованная система хозяйства эффективнее рыночной, так как устраняет хаос и неопределенность рынка». Кто прав в этом споре, на Ваш взгляд, с точки зрения теории трансакционных издержек?
Ответ: Неправы оба участника дискуссии. Рыночная система, даже в условиях, максимально приближенных к совершенной конкуренции функционирует с известным «трением», что и подразумевается под термином «трансакционные издержки». Централизованная система хозяйства, как показала практика бывших социалистических стран, также функционирует с трансакционными издержками, вызванными неэффективностью административного управления хозяйством.
№ 2. Р. Коуз, один из основоположников теории трансакционных издержек, в одной из своих работ писал: «Если бы меня попросили представить экономическую систему, в которой трансакционные издержки не существуют, то я бы назвал абсолютно коммунистическое общество». Как бы Вы прокомментировали это высказывание?
Ответ: В этом высказывании имеется в виду идеальная модель коммунистического общества. В такой системе, где планирующий Центр обладает полной информацией о том, Что, Как и Для кого производить, отсутствуют трансакционные издержки (в частности, издержки на поиск информации). На практике подобное абсолютно коммунистическое общество ни в одной стране мира не существовало.
№ 3. Какая форма хозяйственного порядка – рынок или иерархия – характерны для перечисленных ниже пунктов:
· а) производство автомобилей в рамках корпорации «Дженерал Моторс»;
· б) выполнение домашних обязанностей внутри семьи;
· в) производство автомобилей в масштабах национальной экономики Японии;
· г) производство стали на заводах бывшего СССР;
· д) функционирование кафедры экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ?
№ 4. Какие из перечисленных ниже издержек Вы отнесли бы к трансакционным:
· а) издержки на заработную плату наемным рабочим мебельной фабрики;
· б) издержки, связанные с ежемесячной выплатой торговой фирмой дани так называемой «крыше» (криминальной/группировке);
· в) издержки на сбор сведений о финансовом положении предполагаемого участника контракта;
· г) издержки по оплате услуг нотариуса, заверившего заключение сделки;
· д) издержки на приобретение фирмой мобильных телефонов для своих коммивояжеров.
№ 5. Как Вы понимаете замечание Р. Коуза о том, что «... при отсутствии трансакционных издержек ничего не стоит ускорить трансакции так, что вечность будет прожита за доли секунды».
Ответ: Трансакционные издержки снижают скорость трансакций в экономике (можно провести аналогию с законами физики). При отсутствии трансакционных издержек сделки совершались бы мгновенно, поэтому Р. Коуз и отмечает, что вечность была бы прожита за доли секунды.
№ 6. В экономической теории принято различать юридические, реальные, моральные права. А вот сценка из недавнего социалистического прошлого: огромная очередь в кассу за дефицитным продовольственным товаром. Без очереди к окошечку кассы пробиваются:
· а) продавщица из соседнего отдела магазина;
· б) пожилой мужчина с орденами на груди и удостоверением об инвалидности;
· в) бабушка без всяких документов, оправдывающаяся плохим самочувствием.
На какие права рассчитывает каждый из этих людей? Будут ли они реализованы на практике?
№ 7. Ваш сосед по дачному участку посадил быстрорастущую разновидность тополя. Дерево стало затенять Ваш участок, на котором Вы выращиваете клубнику. Для разрешения конфликтной ситуации Вы предпримите следующие действия:
· а) обратитесь в местный суд;
· б) подбросите соседу на участок пробирку с личинками тополиной моли;
· в) вежливо попросите спилить дерево;
· г) договоритесь о компенсации соседу (два ведра своей клубники), если он спилит дерево;
· д) махнете рукой на выращивание своей клубники.
Какой из указанных пунктов предполагает наиболее рациональный путь разрешения конфликта с точки зрения теории прав собственности?
№ 8. Представьте себе ситуацию, достаточно часто встречающуюся на практике: жители первого этажа обычного московского панельного дома, измученные постоянным шумом и запахом бензина паркующихся у них под окнами автомобилей, начинают возводить заграждения и разбивать на земле под своими окнами цветники. Автомобилисты же возмущены и постоянно ломают ограждения и портят цветники.
Кто прав в этом конфликте? Как бы Вы охарактеризовали эту ситуацию, используя понятие «спецификация прав собственности»?
№ 9. Почему цивилизованный человек в цивилизованном мире не крадет чужого:
· а) боится ответственности за нарушение уголовного законодательства;
· б) подчиняется обычаям общества;
· в) этого не позволяют его внутренние моральные установки;
· г) все перечисленное выше верно.
№ 10. Как правило, уже с 2-х – 5-ти лет ребенок знает, что чужие игрушки без спроса брать нельзя. Откуда он это знает?
· а) врожденный инстинкт;
· б) знание основ гражданского и уголовного права;
· в) внушенные семьей правила поведения.
№ 11. Приведем цитату из Ветхого завета (Второзаконие, гл. V): «... Не кради... Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего».
Что изложено в этих библейских заповедях? Установленные государством и изложенные в письменном виде своды государственных законов?
№ 12. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из виднейших представителей современного институционализма, американский экономист Дуглас Норт в одном из своих докладов высказал следующую мысль: «Формальные правила можно заменить за день, неформальные ограничения – нет». Ваш комментарии?
№ 13. Какой из перечисленных пунктов, на Ваш взгляд, характеризует институциональные причины существования «теневой экономики» в любой хозяйственной системе современного мира:
· а) издержки соблюдения существующих законов при ведении хозяйственной деятельности ниже, чем выгоды от достижения своих целей;
· б) издержки соблюдения существующих законов при ведении хозяйственной деятельности превышают выгоды от достижения своих целей;
· в) государство не способно обеспечить защиту и выгоды от легальной деятельности;
· г) человеческие пороки неистребимы.
№ 14. Представители новой институциональной экономики в своих работах часто подчеркивают, что важнейшая функция институтов – экономия трансакционных издержек. Нет ли здесь противоречия с тем обстоятельством, что функционирование институтов само порождает трансакционные издержки? Например, деятельность государства связана с издержками на содержание законодательной власти, судов, полиции и т.п. Как бы Вы ответили на заданный вопрос?
Дискуссия
1. Раймон Дайан приобрел эксклюзивную лицензию на право открывать рестораны «Макдональдс» в Париже у Рэя Крока, основателя системы «Макдональдс». В парижских ресторанах строгие спецификации компании, касающиеся пищевых продуктов, вопиющим образом игнорировались. Гамбургеры приготавливались без стандартных ингредиентов. Еду хранили так долго и подавали такой холодной, что менеджеры «Макдональдса», инспектировавшие рестораны, с трудом могли ее есть. Парижские рестораны были такие грязные, что франчайзи в системе «Макдональдс» по всему миру слышали жалобы от своих постоянных клиентов, которым довелось увидеть рестораны Дайана при посещении Парижа. Президент канадского «Макдональдса» Джордж Кохон настаивал «на удалении раковой опухоли» и попытался договориться о выкупе лицензии Дайана. Когда Дайан отказался, компания «Макдональдс» отозвала его лицензию. Дайан подал иск в суд штата Иллинойс, утверждая, что компания «Макдональдс» пытается присвоить прибыли от парижских операций.
Судья Карри в 1982 году решил дело в пользу «Макдональдса», отклонив иск Дайана.
Дайте экономическое обоснование судебного решения.
Объясните соотношение выгод и издержек оппортунистического поведения франчайзи типа Дайана:
а) до решения суда;
б) после решения суда.
2. Почему возраст человека не может быть сигналом на рынке труда?
3. В чем, на ваш взгляд, заключаются причины ограниченных возможностей правовой системы по предотвращению оппортунистического поведения?
4. Сформулируйте условия, при которых станет возможным вымогательство?
5. В судебном деле Flynn et al. v. Gold Kist, Inc. (1987) [50] ответчику по договору было предоставлено исключительное право управления ореховыми рощами истцов и продажи урожая. Истцы в судебном иске предъявили две претензии: ответчик неправомерно записал на счет истцов расходы на краску, не произведя работу по покраске; расходы истца на оплату труда были слишком высокими, т. е. он использовал больше рабочей силы, чем требовалось при выполнении соответствующих работ. Какая информация является а) наблюдаемой; б) поддающейся контролю третьей стороны и в) не поддающейся контролю третьей стороны? Какую позицию, по вашему мнению, занял суд в отношении этих претензий истцов – активную, которая означает, что он вмешался в отношения сторон, или пассивную, которая проявляется в невмешательстве? Поясните вашу точку зрения.
6. Работник компании А, который прошел специальную подготовку, оплаченную этой компанией, устанавливал оборудование, производимое компанией А, в компании В, которая захотела переманить его к себе, считая это выгодной сделкой, потому что ей не придется нести издержки по его обучению. Предлагая работнику перейти к ней на работу, компания В пытается экспроприировать квазиренту, которая возникает благодаря тому, что работник обладает специфическим человеческим капиталом – имеет особые навыки работы на оборудовании компании А, получение которых было оплачено этой компанией. Должен ли закон предоставить компании А право удержать работника? Какие способы удержать работника доступны компании А, если закон откажет ей в этом?
7. Адвоката можно рассматривать не только как агента своего клиента, но и как агента суда. Суд хочет, чтобы адвокат раскрывал истинное положение дел, не затягивал дело, не причинял беспокойства другой стороне. Клиент хочет, чтобы адвокат сделал все, чтобы выиграть дело. Как различные типы контракта с адвокатом (почасовая оплата труда адвоката, условное вознаграждение) повлияют на его поведение как агента своего клиента и как агента суда?
8. Какую роль, по вашему мнению, могут играть профсоюзы в защите квазиренты работников, которая может быть экспроприирована работодателем?
Контрольная работа
1. Опишите основные положения теории происхождения фирмы как формы подчинение труда капиталу.
2. Опишите основные положения неоклассической теории происхождения фирмы.
3. Опишите основные положения теории происхождения фирмы Ф. Найта.
4. Опишите основные положения теории происхождения фирмы Р. Коуза.
5. Опишите основные положения неоинституциональной теории происхождения фирмы. 6. Каковы основные характеристики капиталистического предприятия (фирмы) по мнению М. Вебера?
Темы рефератов:
1. Различные подходы к анализу фирмы.
2. Неоклассическая теория фирмы.
3. Контрактная теория фирмы.
4. Роль специфичности активов в существовании фирмы.
5. Фирма с точки зрения теории прав собственности и теории трансакционных издержек.
Контрольная работа
1. Как Норт определяет понятие «государство»?
2. Как теория социального контракта Локка объясняет появление государства?
3. Как объясняет появление государства теория эксплуатации Гоббса?
4. Представьте «войну всех против всех» Гоббса в виде матрицы игры. В какой ситуации , по мнению Гоббса, находятся люди, если нет государства?
5. Как Норт соединяет в своей теории идеи Гоббса и Локка?
6. Какие услуги обменивает правитель на налоги в модели государства Норта?
7. Как вы понимаете идею о том, что государство ведет себя как монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию?
8. Чем ограничена монопольная власть правителя в модели Норта?
9. По каким причинам правитель выбирает неэффективные права собственности?
10. В чем отличие гастролирующего бандита от оседлого бандита и как его можно применить в экономической теории государства?
11. Как вы понимаете идею Олсона и МакГира о «невидимой руке», которая заставляет правителя действовать в интересах всего общества?
Команда: население
Образовательный кредит[1]
Образовательные кредиты предназначены для частичной или полной оплаты обучения в учебном заведении (вузе, школе, и т.п.). Обычно образовательные кредиты предоставляются гражданам для оплаты ими обучения в отечественном учебном заведении.
Согласно российскому законодательству взять образовательный кредит могут: представители учащегося – родители, усыновители, попечители и другие физические лица, принимающие участие в оказании помощи учащемуся в получении образования, а с 14 лет и сам учащийся. Они несут солидарную ответственность за погашение кредита и причитающихся за его пользование процентов.
Размер кредита, срок кредитования определяется платежеспособностью заемщиков, стоимостью обучения в учебном заведении, а также наличием государственных гарантий по возврату образовательных кредитов. Для подтверждения платежеспособности заемщика банк требует финансовое обеспечение кредита или иные гарантии возврата кредита, например гарантии со стороны государства. В качестве обеспечения возврата кредита могут выступать: залог ликвидного имущества (объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, эмитированных государством и банком и др.) или поручительство.
Как правило, за введение образовательных кредитов ратуют сторонники рыночного подхода в экономике образования. Основной принцип данного подхода - только рыночные силы, конкурентная борьба вузов за студентов могут наиболее эффективно распределить ресурсы в образовании. Государство не может знать лучше непосредственного потребителя образовательной услуги, в каком учебном заведении, по какой специальности и за сколько ему следует получать образование. Система образовательных кредитов вводится прежде всего для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на среднее и высшее профессиональное образование и постепенно перейти к ситуации, когда ссузы и вузы финансируется в основном за счет взимаемой ими платы за обучение.
Известно ли Вам о существовании системы образовательных кредитов в России[2]:
нет, я ничего не знаю о ней | 28.7 % |
да, что-то знаю, но ничего определенного | 53.1 % |
да, я неплохо знаю, что это такое | 15.8 % |
да, я много знаю о ней; могу даже назвать себя экспертом в этом вопросе | 2.4 % |
Брали ли Вы ко