Дополнительные свойства классов

Рассмотрим в этом разделе некоторые особенности работы с классами в Java. Обсуждение данного вопроса будет продолжено в специальной лекции, посвященной объектной модели в Java.

Метод main

Итак, виртуальная машина реализуется приложением операционной системы и запускается по обычным правилам. Программа, написанная на Java, является набором классов. Понятно, что требуется некая входная точка, с которой должно начинаться выполнение приложения.

Такой входной точкой, по аналогии с языками C/C++, является метод main(). Пример его объявления:

public static void main(String[] args) { }

Модификатор static в этой лекции не рассматривался и будет изучен позже. Он позволяет вызвать метод main(), не создавая объектов. Метод не возвращает никакого значения, хотя в C есть возможность указать код возврата из программы. В Java для этой цели существует метод System.exit(), который закрывает виртуальную машину и имеет аргумент типа int.

Аргументом метода main() является массив строк. Он заполняется дополнительными параметрами, которые были указаны при вызове метода.

package test.first; public class Test { public static void main(String[] args) { for (int i=0; i<args.length; i++) { System.out.print(args[i]+" "); } System.out.println(); } }

Для вызова программы виртуальной машине передается в качестве параметра имя класса, у которого объявлен метод main(). Поскольку это имя класса, а не имя файла, то не должно указываться никакого расширения ( .class или .java ) и расположение класса записывается через точку (разделитель имен пакетов), а не с помощью файлового разделителя. Компилятору же, напротив, передается имя и путь к файлу.

Если приведенный выше модуль компиляции сохранен в файле Test.java, который лежит в каталоге test\first, то вызов компилятора записывается следующим образом:

javac test\first\Test.java

А вызов виртуальной машины:

java test.first.Test

Чтобы проиллюстрировать работу с параметрами, изменим строку запуска приложения:

java test.first.Test Hello, World!

Результатом работы программы будет:

Hello, World!

Параметры методов

Для лучшего понимания работы с параметрами методов в Java необходимо рассмотреть несколько вопросов.

Как передаются аргументы в методы – по значению или по ссылке? С точки зрения программы вопрос формулируется, например, следующим образом. Пусть есть переменная и она в качестве аргумента передается в некоторый метод. Могут ли произойти какие-либо изменения с этой переменной после завершения работы метода?

int x=3; process(x); print(x);

Предположим, используемый метод объявлен следующим образом:

public void process(int x) { x=5; }

Какое значение появится на консоли после выполнения примера? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, как переменные разных типов хранят свои значения в Java.

Напомним, что примитивные переменные являются истинными хранилищами своих значений и изменение значения одной переменной никогда не скажется на значении другой. Параметр метода process(), хоть и имеет такое же имя x, на самом деле является полноценным хранилищем целочисленной величины. А потому присвоение ему значения 5 не скажется на внешних переменных. То есть результатом примера будет 3 и аргументы примитивного типа передаются в методы по значению. Единственный способ изменить такую переменную в результате работы метода – возвращать нужные величины из метода и использовать их при присвоении:

public int doubler(int x) { return x+x; } public void test() { int x=3; x=doubler(x); }

Перейдем к ссылочным типам.

public void process(Point p) { p.x=3; } public void test() { Point p = new Point(1,2); process(p); print(p.x); }

Ссылочная переменная хранит ссылку на объект, находящийся в памяти виртуальной машины. Поэтому аргумент метода process() будет иметь в качестве значения ту же самую ссылку и, стало быть, ссылаться на тот же самый объект. Изменения состояния объекта, осуществленные с помощью одной ссылки, всегда видны при обращении к этому объекту с помощью другой. Поэтому результатом примера будет значение 3. Объектные значения передаются в Java по ссылке. Однако если изменять не состояние объекта, а саму ссылку, то результат будет другим:

public void process(Point p) { p = new Point(4,5); } public void test() { Point p = new Point(1,2); process(p); print(p.x); }

В этом примере аргумент метода process() после присвоения начинает ссылаться на другой объект, нежели исходная переменная p, а значит, результатом примера станет значение 1. Можно сказать, что ссылочные величины передаются по значению, но значением является именно ссылка на объект.

Теперь можно уточнить, что означает возможность объявлять параметры методов и конструкторов как final. Поскольку изменения значений параметров (но не объектов, на которые они ссылаются) никак не сказываются на переменных вне метода, модификатор final говорит лишь о том, что значение этого параметра не будет меняться на протяжении работы метода. Разумеется, для аргумента final Point p выражение p.x=5 является допустимым (запрещается p=new Point(5, 5)).

Перегруженные методы

Перегруженными (overloaded) методами называются методы одного класса с одинаковыми именами. Сигнатуры у них должны быть различными и различие может быть только в наборе аргументов.

Если в классе параметры перегруженных методов заметно различаются: например, у одного метода один параметр, у другого – два, то для Java это совершенно независимые методы и совпадение их имен может служить только для повышения наглядности работы класса. Каждый вызов, в зависимости от количества параметров, однозначно адресуется тому или иному методу.

Однако если количество параметров одинаковое, а типы их различаются незначительно, при вызове может сложиться двойственная ситуация, когда несколько перегруженных методов одинаково хорошо подходят для использования. Например, если объявлены типы Parent и Child, где Child расширяет Parent, то для следующих двух методов:

void process(Parent p, Child c) {} void process(Child c, Parent p) {}

можно сказать, что они допустимы, их сигнатуры различаются. Однако при вызове

process(new Child(), new Child());

обнаруживается, что оба метода одинаково годятся для использования. Другой пример, методы:

process(Object o) {} process(String s) {}

и примеры вызовов:

process(new Object()); process(new Point(4,5)); process("abc");

Очевидно, что для первых двух вызовов подходит только первый метод, и именно он будет вызван. Для последнего же вызова подходят оба перегруженных метода, однако класс String является более "специфичным", или узким, чем класс Object. Действительно, значения типа String можно передавать в качестве аргументов типа Object, обратное же неверно. Компилятор попытается отыскать наиболее специфичный метод, подходящий для указанных параметров, и вызовет именно его. Поэтому при третьем вызове будет использован второй метод.

Однако для предыдущего примера такой подход не дает однозначного ответа. Оба метода одинаково специфичны для указанного вызова, поэтому возникнет ошибка компиляции. Необходимо, используя явное приведение, указать компилятору, какой метод следует применить:

process((Parent)(new Child()), new Child()); // или process(new Child(),(Parent)(new Child()));

Это верно и в случае использования значения null:

process((Parent)null, null); // или process(null,(Parent)null);

Заключение

В этой лекции началось рассмотрение ключевой конструкции языка Java – объявление класса.

Первая тема посвящена средствам разграничения доступа. Главный вопрос – для чего этот механизм вводится в практически каждом современном языке высокого уровня. Необходимо понимать, что он предназначен не для обеспечения "безопасности" или "защиты" объекта от неких неправильных действий. Самая важная задача – разделить внешний интерфейс класса и детали его реализации с тем, чтобы в дальнейшем воспользоваться такими преимуществами ООП, как инкапсуляция и модульность.

Затем были рассмотрены все четыре модификатора доступа, а также возможность их применения для различных элементов языка. Проверка уровня доступа выполняется уже во время компиляции и запрещает лишь явное использование типов. Например, с ними все же можно работать через их более открытых наследников.

Объявление класса состоит из заголовка и тела класса. Формат заголовка был подробно описан. Для изучения тела класса необходимо вспомнить понятие элементов (members) класса. Ими могут быть поля, методы и внутренние типы. Для методов важным понятием является сигнатура.

Кроме того, в теле класса объявляются конструкторы и инициализаторы. Поскольку они не являются элементами, к ним нельзя обратиться явно, они вызываются самой виртуальной машиной. Также конструкторы и инициализаторы не передаются по наследству.

Дополнительно был рассмотрен метод main, который вызывается при старте виртуальной машины. Далее описываются тонкости, возникающие при передаче параметров, и связанный с этим вопрос о перегруженных методах.

Классы Java мы продолжим рассматривать в следующих лекциях.

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Интернет-Университет Информационных Технологий

http://www.INTUIT.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Программирование на Java

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

7. Лекция: Преобразование типов: версия для печати и PDA Эта лекция посвящена вопросам преобразования типов. Поскольку Java – язык строго типизированный, компилятор и виртуальная машина всегда следят за работой с типами, гарантируя надежность выполнения программы. Однако во многих случаях то или иное преобразование необходимо осуществить для реализации логики программы. С другой стороны, некоторые безопасные переходы между типами Java позволяет осуществлять неявным для разработчика образом, что может привести к неверному пониманию работы программы. В лекции рассматриваются все виды преобразований, а затем все ситуации в программе, где они могут применяться. В заключение приводится начало классификации типов переменных и типов значений, которые они могут хранить. Этот вопрос будет подробнее рассматриваться в следующих лекциях.

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Дополнительные свойства классов - student2.ru

Введение

Как уже говорилось, Java является строго типизированным языком, а это означает, что каждое выражение и каждая переменная имеет строго определенный тип уже на момент компиляции. Тип устанавливается на основе структуры применяемых выражений и типов литералов, переменных и методов, используемых в этих выражениях.

Например:

long a=3; a = 5+'A'+a; print("a="+Math.round(a/2F));

Рассмотрим, как в этом примере компилятор устанавливает тип каждого выражения и какие преобразования (conversion) типов необходимо осуществить при каждом действии.

В первой строке литерал 3 имеет тип по умолчанию, то есть int. При присвоении этого значения переменной типа long необходимо провести преобразование.

Во второй строке сначала производится сложение значений типа int и char. Второй аргумент будет преобразован так, чтобы операция проводилась с точностью в 32 бита. Второй оператор сложения опять потребует преобразования, так как наличие переменной a увеличивает точность до 64 бит.

В третьей строке сначала будет выполнена операция деления, для чего значение long надо будет привести к типу float, так как второй операнд - дробный литерал. Результат будет передан в метод Math.round, который произведет математическое округление и вернет целочисленный результат типа int. Это значение необходимо преобразовать в текст, чтобы осуществить дальнейшую конкатенацию строк. Как будет показано ниже, эта операция проводится в два этапа - сначала простой тип приводится к объектному классу-"обертке" (в данном случае int к Integer ), а затем у полученного объекта вызывается метод toString(), что дает преобразование к строке.

Данный пример показывает, что даже простые строки могут содержать многочисленные преобразования, зачастую незаметные для разработчика. Часто бывают и такие случаи, когда программисту необходимо явно изменить тип некоторого выражения или переменной, например, чтобы воспользоваться подходящим методом или конструктором.

Вспомним уже рассмотренный пример:

int b=1; byte c=(byte)-b; int i=c;

Здесь во второй строке необходимо провести явное преобразование, чтобы присвоить значение типа int переменной типа byte. В третьей же строке обратное приведение производится автоматически, неявным для разработчика образом.

Рассмотрим сначала, какие переходы между различными типами можно осуществить.

Виды приведений

В Java предусмотрено семь видов приведений:

тождественное (identity);

расширение примитивного типа (widening primitive);

сужение примитивного типа (narrowing primitive);

расширение объектного типа (widening reference);

сужение объектного типа (narrowing reference);

преобразование к строке (String);

запрещенные преобразования (forbidden).

Рассмотрим их по отдельности.

Тождественное преобразование

Самым простым является тождественное преобразование. В Java преобразование выражения любого типа к точно такому же типу всегда допустимо и успешно выполняется.

Зачем нужно тождественное приведение? Есть две причины для того, чтобы выделить такое преобразование в особый вид.

Во-первых, с теоретической точки зрения теперь можно утверждать, что любой тип в Java может участвовать в преобразовании, хотя бы в тождественном. Например, примитивный тип boolean нельзя привести ни к какому другому типу, кроме него самого.

Во-вторых, иногда в Java могут встречаться такие выражения, как длинный последовательный вызов методов:

print(getCity().getStreet().getHouse().getFlat().getRoom());

При исполнении такого выражения сначала вызывается первый метод getCity(). Можно предположить, что возвращаемым значением будет объект класса City. У этого объекта далее будет вызван следующий метод getStreet(). Чтобы узнать, значение какого типа он вернет, необходимо посмотреть описание класса City. У этого значения будет вызван следующий метод ( getHouse() ), и так далее. Чтобы узнать результирующий тип всего выражения, необходимо просмотреть описание каждого метода и класса.

Компилятор без труда справится с такой задачей, однако разработчику будет нелегко проследить всю цепочку. В этом случае можно воспользоваться тождественным преобразованием, выполнив приведение к точно такому же типу. Это ничего не изменит в структуре программы, но значительно облегчит чтение кода:

print((MyFlatImpl)(getCity().getStreet().getHouse().getFlat()));

Преобразование примитивных типов (расширение и сужение)

Очевидно, что следующие четыре вида приведений легко представляются в виде таблицы 7.1.

Таблица 7.1. Виды приведений.простой тип, расширениессылочный тип, расширениепростой тип, сужениессылочный тип, сужение

Что все это означает? Начнем по порядку. Для простых типов расширение означает, что осуществляется переход от менее емкого типа к более емкому. Например, от типа byte (длина 1 байт) к типу int (длина 4 байта). Такие преобразования безопасны в том смысле, что новый тип всегда гарантированно вмещает в себя все данные, которые хранились в старом типе, и таким образом не происходит потери данных. Именно поэтому компилятор осуществляет его сам, незаметно для разработчика:

byte b=3; int a=b;

В последней строке значение переменной b типа byte будет преобразовано к типу переменной a (то есть, int ) автоматически, никаких специальных действий для этого предпринимать не нужно.

Следующие 19 преобразований являются расширяющими:

от byte к short, int, long, float, double

от short к int, long, float, double

от char к int, long, float, double

от int к long, float, double

от long к float, double

от float к double

Обратите внимание, что нельзя провести преобразование к типу char от типов меньшей или равной длины ( byte, short ), или, наоборот, к short от char без потери данных. Это связано с тем, что char, в отличие от остальных целочисленных типов, является беззнаковым.

Тем не менее, следует помнить, что даже при расширении данные все-таки могут быть в особых случаях искажены. Они уже рассматривались в предыдущей лекции, это приведение значений int к типу float и приведение значений типа long к типу float или double. Хотя эти дробные типы вмещают гораздо большие числа, чем соответствующие целые, но у них меньше значащих разрядов.

Повторим этот пример:

long a=111111111111L; float f = a; a = (long) f; print(a);

Результатом будет:

Обратное преобразование - сужение - означает, что переход осуществляется от более емкого типа к менее емкому. При таком преобразовании есть риск потерять данные. Например, если число типа int было больше 127, то при приведении его к byte значения битов старше восьмого будут потеряны. В Java такое преобразование должно совершаться явным образом, т.е. программист в коде должен явно указать, что он намеревается осуществить такое преобразование и готов потерять данные.

Следующие 23 преобразования являются сужающими:

от byte к char

от short к byte, char

от char к byte, short

от int к byte, short, char

от long к byte, short, char, int

от float к byte, short, char, int, long

от double к byte, short, char, int, long, float

При сужении целочисленного типа к более узкому целочисленному все старшие биты, не попадающие в новый тип, просто отбрасываются. Не производится никакого округления или других действий для получения более корректного результата:

print((byte)383); print((byte)384); print((byte)-384);

Результатом будет:

127 -128 -128

Видно, что знаковый бит при сужении не оказал никакого влияния, так как был просто отброшен - результат приведения обратных чисел (384 и -384) оказался одинаковым. Следовательно, может быть потеряно не только точное абсолютное значение, но и знак величины.

Это верно и для типа char:

char c=40000; print((short)c);

Результатом будет:

-25536

Сужение дробного типа до целочисленного является более сложной процедурой. Она проводится в два этапа.

На первом шаге дробное значение преобразуется в long, если целевым типом является long, или в int - в противном случае (целевой тип byte, short, char или int ). Для этого исходное дробное число сначала математически округляется в сторону нуля, то есть дробная часть просто отбрасывается.

Например, число 3,84 будет округлено до 3, а -3,84 превратится в -3. При этом могут возникнуть особые случаи:

если исходное дробное значение является NaN, то результатом первого шага будет 0 выбранного типа (т.е. int или long );

если исходное дробное значение является положительной или отрицательной бесконечностью, то результатом первого шага будет, соответственно, максимально или минимально возможное значение для выбранного типа (т.е. для int или long );

наконец, если дробное значение было конечной величиной, но в результате округления получилось слишком большое по модулю число для выбранного типа (т.е. для int или long ), то, как и в предыдущем пункте, результатом первого шага будет, соответственно, максимально или минимально возможное значение этого типа. Если же результат округления укладывается в диапазон значений выбранного типа, то он и будет результатом первого шага.

На втором шаге производится дальнейшее сужение от выбранного целочисленного типа к целевому, если таковое требуется, то есть может иметь место дополнительное преобразование от int к byte, short или char.

Проиллюстрируем описанный алгоритм преобразованием от бесконечности ко всем целочисленным типам:

float fmin = Float.NEGATIVE_INFINITY; float fmax = Float.POSITIVE_INFINITY; print("long: " + (long)fmin + ".." + (long)fmax); print("int: " + (int)fmin + ".." + (int)fmax); print("short: " + (short)fmin + ".." + (short)fmax); print("char: " + (int)(char)fmin + ".." + (int)(char)fmax); print("byte: " + (byte)fmin + ".." + (byte)fmax);

Результатом будет:

long: -9223372036854775808..9223372036854775807 int: -2147483648..2147483647 short: 0..-1 char: 0..65535 byte: 0..-1

Значения long и int вполне очевидны - дробные бесконечности преобразовались в, соответственно, минимально и максимально возможные значения этих типов. Результат для следующих трех типов ( short, char, byte ) есть, по сути, дальнейшее сужение значений, полученных для int, согласно второму шагу процедуры преобразования. А делается это, как было описано, просто за счет отбрасывания старших битов. Вспомним, что минимально возможное значение в битовом виде представляется как 1000..000 (всего 32 бита для int, то есть единица и 31 ноль). Максимально возможное - 1111..111 (32 единицы). Отбрасывая старшие биты, получаем для отрицательной бесконечности результат 0, одинаковый для всех трех типов. Для положительной же бесконечности получаем результат, все биты которого равняются 1. Для знаковых типов byte и short такая комбинация рассматривается как -1, а для беззнакового char - как максимально возможное значение, то есть 65535.

Может сложиться впечатление, что для char приведение дает точное значение. Однако это был частный случай - отбрасывание битов в большинстве случаев все же дает искажение. Например, сужение дробного значения 2 миллиарда:

float f=2e9f; print((int)(char)f); print((int)(char)-f);

Результатом будет:

37888 27648

Обратите внимание на двойное приведение для значений типа char в двух последних примерах. Понятно, что преобразование от char к int не приводит к потере точности, но позволяет распечатывать не символ, а его числовой код, что более удобно для анализа.

В заключение еще раз обратим внимание на то, что примитивные значения типа boolean могут участвовать только в тождественных преобразованиях.

Преобразование ссылочных типов (расширение и сужение)

Переходим к ссылочным типам. Преобразование объектных типов лучше всего иллюстрируется с помощью дерева наследования. Рассмотрим небольшой пример наследования:

// Объявляем класс Parent class Parent { int x; } // Объявляем класс Child и наследуем // его от класса Parent class Child extends Parent { int y; } // Объявляем второго наследника // класса Parent - класс Child2 class Child2 extends Parent { int z; }

В каждом классе объявлено поле с уникальным именем. Будем рассматривать это поле как пример набора уникальных свойств, присущих некоторому объектному типу.

Три объявленных класса могут порождать три вида объектов. Объекты класса Parent обладают только одним полем x, а значит, только ссылки типа Parent могут ссылаться на такие объекты. Объекты класса Child обладают полем y и полем x, полученным по наследству от класса Parent. Стало быть, на такие объекты могут указывать ссылки типа Child или Parent. Второй случай уже иллюстрировался следующим примером:

Parent p = new Child();

Обратите внимание, что с помощью такой ссылки p можно обращаться лишь к полю x созданного объекта. Поле y недоступно, так как компилятор, проверяя корректность выражения p.y, не может предугадать, что ссылка p будет указывать на объект типа Child во время исполнения программы. Он анализирует лишь тип самой переменной, а она объявлена как Parent, но в этом классе нет поля y, что и вызовет ошибку компиляции.

Аналогично, объекты класса Child2 обладают полем z и полем x, полученным по наследству от класса Parent. Значит, на такие объекты могут указывать ссылки типа Child2 или Parent.

Таким образом, ссылки типа Parent могут указывать на объект любого из трех рассматриваемых типов, а ссылки типа Child и Child2 - только на объекты точно такого же типа. Теперь можно перейти к преобразованию ссылочных типов на основе такого дерева наследования.

Расширение означает переход от более конкретного типа к менее конкретному, т.е. переход от детей к родителям. В нашем примере преобразование от любого наследника ( Child, Child2 ) к родителю ( Parent ) есть расширение, переход к более общему типу. Подобно случаю с примитивными типами, этот переход производится самой JVM при необходимости и незаметен для разработчика, то есть не требует никаких дополнительных усилий, так как он всегда проходит успешно: всегда можно обращаться к объекту, порожденному от наследника, по типу его родителя.

Parent p1=new Child(); Parent p2=new Child2();

В обеих строках переменным типа Parent присваивается значение другого типа, а значит, происходит преобразование. Поскольку это расширение, оно производится автоматически и всегда успешно.

Обратите внимание, что при подобном преобразовании с самим объектом ничего не происходит. Несмотря на то, что, например, поле y класса Child теперь недоступно, это не означает, что оно исчезло. Такое существенное изменение структуры объекта невозможно. Он был порожден от класса Child и сохраняет все его свойства. Изменился лишь тип ссылки, через которую идет обращение к объекту. Эту ситуацию можно условно сравнить с рассматриванием некоего предмета через подзорную трубу. Если перейти от трубы с большим увеличением к более слабой, то видимых деталей станет меньше, но сам предмет, конечно, никак от этого не изменится.

Следующие преобразования являются расширяющими:

от класса A к классу B, если A наследуется от B (важным частным случаем является преобразование от любого ссылочного типа к Object );

от null -типа к любому объектному типу.

Второй случай иллюстрируется следующим примером:

Parent p=null;

Пустая ссылка null не обладает каким-либо конкретным ссылочным типом, поэтому иногда говорят о специальном null -типе. Однако на практике важно, что такое значение можно прозрачно преобразовать к любому объектному типу.

С изучением остальных ссылочных типов (интерфейсов и массивов) этот список будет расширяться.

Обратный переход, то есть движение по дереву наследования вниз, к наследникам, является сужением. Например, для рассматриваемого случая, переход от ссылки типа Parent, которая может ссылаться на объекты трех классов, к ссылке типа Child, которая может ссылаться на объекты лишь одного из трех классов, очевидно, является сужением. Такой переход может оказаться невозможным. Если ссылка типа Parent ссылается на объект типа Parent или Child2, то переход к Child невозможен, ведь в обоих случаях объект не обладает полем y, которое объявлено в классе Child. Поэтому при сужении разработчику необходимо явным образом указывать на то, что необходимо попытаться провести такое преобразование. JVM во время исполнения проверит корректность перехода. Если он возможен, преобразование будет проведено. Если же нет - возникнет ошибка.

Parent p=new Child(); Child c=(Child)p; // преобразование будет успешным. Parent p2=new Child2(); Child c2=(Child)p2; // во время исполнения возникнет ошибка!

Чтобы проверить, возможен ли желаемый переход, можно воспользоваться оператором instanceof:

Parent p=new Child(); if (p instanceof Child) { Child c = (Child)p; } Parent p2=new Child2(); if (p2 instanceof Child) { Child c = (Child)p2; } Parent p3=new Parent(); if (p3 instanceof Child) { Child c = (Child)p3; }

В данном примере ошибок не возникнет. Первое преобразование возможно, и оно будет осуществлено. Во втором и третьем случаях условия операторов if не сработают и попыток некорректного перехода не будет.

На данный момент можно назвать лишь одно сужающее преобразование:

от класса A к классу B, если B наследуется от A (важным частным случаем является сужение типа Object до любого другого ссылочного типа).

С изучением остальных ссылочных типов (интерфейсов и массивов) этот список будет расширяться.

Преобразование к строке

Это преобразование уже не раз упоминалось. Любой тип может быть приведен к строке, т.е. к экземпляру класса String. Такое преобразование является исключительным в силу того, что охватывает абсолютно все типы, в том числе и boolean, про который говорилось, что он не может участвовать ни в каком другом приведении, кроме тождественного.

Напомним, как преобразуются различные типы.

Числовые типы записываются в текстовом виде без потери точности представления. Формально такое преобразование происходит в два этапа. Сначала на основе примитивного значения порождается экземпляр соответствующего класса-"обертки", а затем у него вызывается метод toString(). Но поскольку эти действия снаружи незаметны, многие JVM оптимизируют их и преобразуют примитивные значения в текст напрямую.

Булевская величина приводится к строке "true" или "false" в зависимости от значения.

Для объектных величин вызывается метод toString(). Если метод возвращает null, то результатом будет строка "null".

Для null -значения генерируется строка "null".

Запрещенные преобразования

Не все переходы между произвольными типами допустимы. Например, к запрещенным преобразованиям относятся: переходы от любого ссылочного типа к примитивному, от примитивного - к ссылочному (кроме преобразований к строке). Уже упоминавшийся пример - тип boolean - нельзя привести ни к какому другому типу, кроме boolean (как обычно - за исключением приведения к строке). Затем, невозможно привести друг к другу типы, находящиеся не на одной, а на соседних ветвях дерева наследования. В примере, который рассматривался для иллюстрации преобразований ссылочных типов, переход от Child к Child2 запрещен. В самом деле, ссылка типа Child может указывать на объекты, порожденные только от класса Child или его наследников. Это исключает вероятность того, что объект будет совместим с типом Child2.

Этим список запрещенных преобразований не исчерпывается. Он довольно велик, и в то же время все варианты достаточно очевидны, поэтому подробно рассматриваться не будут. Желающие могут получить полную информацию из спецификации.

Разумеется, попытка осуществить запрещенное преобразование вызовет ошибку компиляции.

Применение приведений

Теперь, когда рассмотрены все виды преобразований, перейдем к ситуациям в коде, где могут встретиться или потребоваться приведения.

Такие ситуации могут быть сгруппированы следующим образом.

Присвоение значений переменным (assignment). Не все переходы допустимы при таком преобразовании - ограничения выбраны таким образом, чтобы не могла возникнуть ошибочная ситуация.

Вызов метода. Это преобразование применяется к аргументам вызываемого метода или конструктора. Допускаются почти те же переходы, что и для присвоения значений. Такое приведение никогда не порождает ошибок. Так же приведение осуществляется при возвращении значения из метода.

Явное приведение. В этом случае явно указывается, к какому типу требуется привести исходное значение. Допускаются все виды преобразований, кроме приведений к строке и запрещенных. Может возникать ошибка времени исполнения программы.

Оператор конкатенации производит преобразование к строке своих аргументов.

Числовое расширение (numeric promotion). Числовые операции могут потребовать изменения типа аргумента(ов). Это преобразование имеет особое название - расширение (promotion), так как выбор целевого типа может зависеть не только от исходного значения, но и от второго аргумента операции.

Рассмотрим все случаи более подробно.

Присвоение значений

Такие ситуации неоднократно применялись в этой лекции для иллюстрации видов преобразования. Приведение может потребоваться, если переменной одного типа присваивается значение другого типа. Возможны следующие комбинации.

Если сочетание этих двух типов образует запрещенное приведение, возникнет ошибка. Например, примитивные значения нельзя присваивать объектным переменным, включая следующие примеры:

// пример вызовет ошибку компиляции // примитивное значение нельзя // присвоить объектной переменной Parent p = 3; // приведение к классу-"обертке" // также запрещено Long a=5L; // универсальное приведение к строке // возможно только для оператора + String s="true";

Далее, если сочетание этих двух типов образует расширение (примитивных или ссылочных типов), то оно будет осуществлено автоматически, неявным для разработчика образом:

int i=10; long a=i; Child c = new Child(); Parent p=c;

Если же сочетание оказывается сужением, то возникает ошибка компиляции, такой переход не может быть проведен неявно:

// пример вызовет ошибку компиляции int i=10; short s=i; // ошибка! сужение! Parent p = new Child(); Child c=p; // ошибка! сужение!

Как уже упоминалось, в подобных случаях необходимо выполнять преобразование явно:

int i=10; short s=(short)i; Parent p = new Child(); Child c=(Child)p;

Более подробно явное сужение рассматривается ниже.

Здесь может вызвать удивление следующая ситуация, которая не порождает ошибок компиляции:

byte b=1; short s=2+3; char c=(byte)5+'a';

В первой строке переменной типа byte присваивается значение целочисленного литерала типа int, что является сужением. Во второй строке переменной типа short присваивается результат сложения двух литералов типа int, а тип этой суммы также int. Наконец, в третьей строке переменной типа char присваивается результат сложения числа 5, приведенного к типу byte, и символьного литерала.

Однако все эти примеры корректны. Для удобства разработчика компилятор проводит дополнительный анализ при присвоении значений переменным типа byte, short и char. Если таким переменным присваивается величина типа byte, short, char или int, причем ее значение может быть получено уже на момент компиляции, и оказывается, что это значение укладывается в диапазон типа переменной, то явного приведения не требуется. Если бы такой возможности не было, пришлось бы писать так:

byte b=(byte)1; // преобразование необязательно short s=(short)(2+3); // преобразование необязательно char c=(char)((byte)5+'a'); // преобразование необязательно // преобразование необходимо, так как // число 200 не укладывается в тип byte byte b2=(byte)200;

Вызов метода

Это приведение возникает в случае, когда вызывается метод с объявленными параметрами одних типов, а при вызове передаются аргументы других типов. Объявление методов рассматривается в следующих лекциях курса, однако такой простой пример вполне понятен:

// объявление метода с параметром типа long void calculate(long l) { ... } void main() { calculate(5); }

Как видно, при вызове метода передается значение типа int, а не long, как определено в объявлении этого метода.

Здесь компилятор предпринимает те же шаги, что и при приведении в процессе присвоения значений переменным. Если типы образуют запрещенное преобразование, возникнет ошибка.

// пример вызовет ошибку компиляции void calculate(long a) { ... } void main() { calculate(new Long(5)); // здесь будет ошибка }

Если сужение, то компилятор не сможет осуществить приведение и потребуются явные указания.

void calculate(int a) { ... } void main() { long a=5; // calculate(a); // сужение! так будет ошибка. calculate((int)a); // корректный вызов }

Наконец, в случае расширения, компилятор осуществит приведение сам, как и было показано в примере в начале этого раздела.

Надо отметить, что, в отличие от ситуации присвоения, при вызове методов компилятор не производит преобразований примитивных значений от byte, short, char или int к byte, short или char. Это привело бы к усложнению работы с перегруженными методами. Например:

// пример вызовет ошибку компиляции // объявляем перегруженные методы // с аргументами (byte, int) и (short, short) int m(byte a, int b) { return a+b; } int m(short a, short b) { return a-b; } void main() { print(m(12, 2)); // ошибка компиляции! }

В этом примере компилятор выдаст ошибку, так как при вызове аргументы имеют тип ( int, int ), а метода с такими параметрами нет. Если бы компилятор проводил преобразование для целых величин, подобно ситуации с присвоением значений, то пример стал бы корректным, но пришлось бы прилагать дополнительные усилия, чтобы указать, какой из двух возможных перегруженных методов хотелось бы вызвать.

Аналогичное преобразование потребуется при возвращении значения из метода, если тип результата и заявленный тип возвращаемого значения не совпадают.

long get() { return 5; }

Хотя в выражении return указан целочисленный литерал типа int, во всех местах, где будет вызван этот метод, будет получено значение типа long. Для такого преобразования действуют те же правила, что и для присвоения значения.

 

Наши рекомендации