Перспективы развития дистанционного обучения
Среди направлений научно-практических исследований в области дистанционного обучения следующие:
- базисный учебный план, учитывающий не только очные, но и асинхронные формы обучения; разработка соответствующих нормативов учебных часов, предполагающих использование интернет-технологий и ресурсов;
- учебные программы по предметам, предусматривающие различные формы сочетания очного и дистанционного обучения, обеспечивающие надлежащее соотношение индивидуальных и обших учебных программ;
- формы дистанционного обучения - дистанционные учебные курсы, проекты, конференции, олимпиады и соответствующие методы обучения, интегрированные с информационными технологиями и телекоммуникациями;
- электронные учебники, учебные веб-квесты, образовательные сайты;
- телекоммуникационные образовательные технологии, обеспечивающие распределенное образование;
- системы дистанционной диагностики, контроля и аттестации, тестирования, документооборота и др.;
- подготовка кадров, изменение системы повышения квалификации - переход от очных курсов к использованию интернет-технологий для профессионального самосовершенствования.
Интернет повышает роль сетевых педагогов, потому что зона их влияния многократно возрастает по сравнению с обычным учебным процессом. Талантливый учитель интересен не только окружающим: его миссия шире - помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии.
В нынешнем столетии лучшие учителя, скорее всего, будут именно дистанционные, т.е. те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотивацию удаленного от педагога ученика?
2. Зайдите на один из образовательных форумов в сети Интернет (например, форумы для педагогов и школьников имеются по адресу: http:/ /eidos.ru/about/forum/index.htm). Зарегистрируйтесь в форуме и примите участие в обсуждениях на выбранные темы.
Проведите анализ обсуждений в вашей теме по следующим параметрам:
- мотивы участников;
- интенсивность обсуждения;
- приемы коммуникаций;
- содержательность обсуждения;
- эмоциональная насыщенность;
- действующие правила;
- нарушения правил или норм.
Сделайте выводы по отношению к данной форме деятельности и сформулируйте правила для использования этой технологии в обучении школьников.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ангеловски К. Учителя и инновации: пер. с македонского - М., 1991.
Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 3 - 10.
Инновационное содержание образования / сост. М. В. Богуславский. - М., 2003. - 144 с.
Инновационные процессы в образовании / под ред. В.И.Загвязин-ского. - Тюмень, 1990.
Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М: Воронеж, 2003.
Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М., 2007.
Крылова Н. Б., Слободчиков В. И. Терминологический словарь / Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. - М., 1994.
Лазарев В. С, Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. - М., 2004.
Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Сов. педагогика. - 1991. - № 10.
Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 9 - 15.
Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.
Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. - М., 1996.
Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997.
Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова. — М., 1995.
Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И.Дика. А. В. Хуторского. - М., 2002.
Хомерики О. Г., Поташник М.М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.
Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., пе-рераб. - М., 2007.
Цыркун И. И. Методическая инноватика. - Минск, 1996.
Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Начала педагогической инновятики......................................................................................... 6
1.1.Предпосылки возникновения и развития инноватики
1.2. Смысл, цели и задачи педагогической инноватики................................................................................17
1.3. Основные понятия педагогической инноватики.....................................................................................26
1.4. Типы педагогических нововведений........................................................................................................40
1.5. Механизм реализации педагогических инноваций.................................................................................48
Глава 2. Инновационный образовательный процесс...............................................................................55
2.1. Сущность и структура инновационного процесса..................................................................................55
2.2. Инновационная образовательная деятельность.....................................................................................58
2.3. Проектирование и реализация педагогических нововведений.............................................................64
2.4. Факторы, препятствующие нововведениям ...........................................................................................81
2.5. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности .................................................................87
Глава 3. Модернизация и эксперимент в образовании............................................................................93
3.1. О научном обосновани широкомасштабных нововведений
в образовании.....................................................................................................................................................93
3.2. Проектирование нового содержания образования................................................................................106
3.3. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента ..................................................... 119
3.4. Педагогические инновации в рамках научных школ............................................................................131
Глава 4. Инновационная деятельность в школе......................................................................................140
4.1. Нововведения на уровне дидактических идей и концепций................................................................140
4.2. Нововведения в учебном процессе.........................................................................................................155
4.3. Нововведения в учебном курсе...............................................................................................................161
4.4. Нововведения в традиционной школе....................................................................................................176
4.5. Нововведения в инновационной школе ................................................................................................194
4.6. Инновационная деятельность педагога...................................................................................................212
Глава 5. Инновации в дистанционном образовании................................................................................229
5.1. Дистанционное обучение - глобальное педагогическое нововведение.....................................................................................................................................................229
5.2. Инновационные механизмы дистанционного образования.................................................................240
5.3. Нормативные и организационные основы дистанционного образования.......................................................................................................................................................245
Литература........................................................................................................................................................254