Нововведения на уровне дидактической концепции
Рассмотрим этот тип нововведений на примере концепции Дидактическая эвристика». Приведем описание новшества в структурированной форме, которая позволяет раскрыть особенности как самого новшества, так и процесса его освоения.
1. Краткое описание новшества.
1.1. Название новшества: концепция «Дидактическая эвристика».
1.2. Автор: Хуторской Андрей Викторович.
1.3. Область знания, ключевые слова: дидактика, дидактическая эвристика.
1.4. Назначение новшества: создание теории и технологии про-ктивного обучения, ориентированного на реализацию творче-ого потенциала учащихся.
1.5. Годы разработки и внедрения новшества: 1995 - 2007.
2.Основное описание (аннотация).
2.1. Основное содержание новшества.
Смысл образования не столько в репродукции известных человеческих знаний в новую личность, сколько в создании этой личностью собственных знаний и опыта, которые в итоге являются не только личным, но и общекультурным приращением.
Дидактическая эвристика задает методологию образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителей в ходе их совместной деятельности.
Отличительная особенность эвристической образовательной деятельности - наличие в результате нового для ученика и учителя образовательного продукта: идей, гипотез, моделей, исследований, художественных и иных произведений, в том числе и относящихся к организации учеником траектории своего обучения.
Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, в данной концепции называется эвристическим обучением.
Обучение носит сопровождающий характер, т.е. учитель обеспечивает деятельность ученика по продуцированию и развитию
им собственного образовательного продукта и последующее сопоставление этого продукта с культурно-историческими аналогами.
Основной единичной формой дидактической эвристики является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативное обучение предполагает непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведении и оценке результатов занятий.
Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. Его ключевые элементы - образовательные первосмыслы, «стягивающие» разнопредметные обл;к к общим основаниям, так называемые фундаментальные образовательные объекты. Вокруг них группируются следующие виды содержания образования: а) задаваемое учителем в качестве образовательной среды; б) рождаемое учениками; в) культурно-историческое, являющееся аналогом ученическому; г) деятельностное; д) рефлексивно проявленное содержание.
Концептуальные элементы дидактической эвристики обладают свойством взаимозависимости от реально происходящей практики образования и образуют собой методологию развития образовательной системы (школы). Начала данной концепции явились одним из результатов работы авторской школы свободного развития в п. Черноголовка Московской области, осуществляемой под руководством автора с 1992 по 1997 г., и ряда других школ эвристической ориентации. С 1997 г. по настоящее время дидактическая эвристика реализуется в области общего среднего образования, высшего педагогического образования, интернет-обучения на базе Центра дистанционного образования «Эйдос» (http: eidos.ru), в системе повышения квалификации специалистов.
2.2. Область возможного использования новшества: общеобразовательные школы, институты повышения квалификации у телей, педагогические институты, центры дополнительного образования.
2.3. Потенциальные категории пользователей новшества: директора инновационных школ, учителя-экспериментаторы, педагоги.
3. Расширенное описание новшества.
3.1. Актуальность и перспективность новшества.
Традиционно образование понимается как процесс передачи ученику первоначально отчужденного от него «ничейного» знания, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учения школьников, их отчуждению от «даваемого» образования. Современному обществу необходим человек деятельностный и продутивный.
Проблема состоит в том, как достичь базового образовательного уровня подготовки школьников на основе заданных норматн-
bob и обеспечить при этом реализацию их личностных устремлений в изучаемых образовательных областях. В дидактической эвристике эта проблема решена методологически, на уровне педагогической технологии и методики обучения. Согласно разработанной модели освоение учеником внешних образовательных областей сопровождается развитием его внутреннего мира, т.е. формированием его креативных, когнитивных, оргдеятельностных, коммуникативных личностных качеств и компетентностей.
3.2. Научная новизна и практическая значимость.
Изменена традиционная методология обучения, когда в качестве объектов учебного познания преобладают объекты идеального мира - общепринятые идеи, научные понятия, закономерности, теории. Мир реальных объектов в этом случае нередко подменяется готовыми понятиями. Изучение школьниками информации лишь об «отчужденных» знаниях, представленных в социальном опыте, практически не оставляет им места для формирования собственных представлений о реальном мире на личностном уровне, что препятствует построению ими индивидуальных образовательных траекторий и самореализации в целом.
В дидактической эвристике в качестве образовательных объектов ученикам первоначально предлагаются реальные, а не идеальные объекты познания. Учитель обучает ребенка эвристическим способам познания реальных объектов и конструированию добываемых знаний. Каждый ученик имеет возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об объекте и при этом неизбежно проявляет и развивает свои познавательные способности. Как правило, школьники конструируют субъективные образы этих объектов, поначалу не вполне совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний о них. Изучая объект реального мира, ученик отыскивает и осваивает знания о нем, т.е. идеальные теоретические конструкты, фиксируемые в фактах, понятиях, закономерностях. Осознание знаний и методов, способов познания проявляется в виде личных образовательных продуктов.
Получение учащимися индивидуальных образовательных результатов не является окончательной процедурой. Далее ученические образовательные продукты сравниваются между собой и с культурно-историческими аналогами - общепризнанными продуктами познания, которые были получены учеными и специалистами при исследовании тех же объектов, которые изучали ученики. На этом этапе ученик обогащается общечеловеческими знаниями, причем путем сопоставления со своими собственными результатами. Вследствие этого ученический результат познания развивается, достраивается или переопределяется на новом уровне. Организованная учителем рефлексия образовательного процесса позволяет ученику получить синтезированный образовательный про-
дукт, отражающий как личностный, так и внешний компонен его образования.
3.3. Методическая разработанность новшества и технология его освоения.
Разработана вариативная технология эвристического обучения, в которую включена база данных с наборами учебных целей, критериями оценки их достижения, формами, методами, способами, приемами обучения, образцами индивидуальных образовательных программ и способов их составления.
Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация - ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или специально организуемая учителем, которая разрешается созданнеу образовательной продукции.
Организационные формы эвристического обучения - эвристические уроки, лекции и семинары, разработаны блоки эврг тических занятий, такие, как эвристическое погружение, творческая неделя, научная неделя, эвристическая олимпиада.
Методы эвристического учения: метод символического видения; метод конструирования понятий, правил, теорий и т.д.
Технология дистанционного эвристического обучения основана на телекоммуникационных формах конструирования учащимися знаний в ходе дистанционных профиль - курсов, эвристических олимпиад, проектов, онлайн-защит творческих работ учеников в сети Интернет.
3.4. Результативность и эффективность использования новшества.
Комплексное применение дидактической эвристики в школьном обучении приводит к увеличению количества и качества образовательной продукции учеников, имеющей вид завершенные творческих работ, прошедших стадию демонстрации, обсуждении и оценки. Такие работы носят характер исследований, сочинений, технических, художественных, зрелищных и методологических образовательных продуктов по всем изучаемым дисциплинам.
Существует прямая зависимость и взаимосвязь между качеством образовательной продукции учеников и уровнем развития их личностных качеств когнитивного, креативного и оргдеятельностно-го типов. Динамика развития личностных качеств учащихся имеет характер постепенного нарастания и последующей стабилизациж.1 С помощью эвристического обучения можно добиться существенного развития комплекса способностей учеников без уменьшение качества усвоения ими традиционных образовательных стандартов.
Элементы технологии эвристического обучения оказываются эффективными при проведении дистанционных эвристическяг олимпиад и профиль-курсов для школьников, выполнении и ив-
Интернет-защитах творческих и исследовательских работ. Интеграция эвристических и телекоммуникационных педагогических технологий позволяет достигать результатов не меньших, а в ряде чаев больших, чем в очном обучении.
3.5. Основные характеристики процесса введения новшества в разование.
3.5.1. Ориентировочная продолжительность введения эвристики в образовательный процесс.
Введение дидактической эвристики в образовательный процесс
определяется адресатом и плановым объемом реализации: поэлементным, фрагментарным или комплексным.
Общеобразовательное учреждение. Элементы методики эвристического обучения осваиваются учтелями за 1 - 2 мес. специально организуемой работы, например с помощью дистанционных педагогических курсов. Фрагментарное внедрение технологии эвристического обучения, например в качестве системы проведения творческих недель, эвристических олимпиад, работы учеников по индивидуальным образовательным программам, дистанционных
профиль - курсов в старшей профильной школе, занимает период одного учебного года. И наконец, комплексное внедрение дидактической эвристики в деятельность школы на уровне его образо-зательной программы, относящейся ко всем сторонам учебно-воспитательного процесса, требует не менее 3 лет.
Вуз педагогического профиля. Одного учебного года достаточно для организации информационной подготовки студентов в направлении эвристического обучения с помощью курса «Теория обучения» и спецкурсов. Чтобы обеспечить деятслыюстную подготовку к применению концепции, необходима соответствующим образом организуемая педагогическая практика не менее 3 лет.
Регион. Организация комплексного введения эвристического
чения в единых территориальных границах на базе системы школ, ИПК, педвуза не производилась.
Образовательная сеть. В режиме дистанционной распределенной деятельности с помощью средств телекоммуникаций (веб-сайты, электронные ресурсы, интернет-технологии) дидактическая эвристика получила свое введение в форме дистанционных эвристических олимпиад для школьников, которые проводятся массово в школах России.
3.5.2. Необходимые финансовые затраты.
Финансовые затраты на внедрение дидактической эвристики оделяются адресатами и их целями, учитывающими местную специфику. Основные направления финансирования относятся к следующим затратам:
- научно-методические исследования и разработки;
- создание и издание «бумажных» и электронных учебных ресурсов;
- подготовка кадров, целевое повышение их квалификации:
- проведение мероприятий для учащихся, педагогов и администраторов, выбравших для себя эвристическую ориентацию обучения;
- функционирование системы мониторинга, диагностики и оценки результатов.
3.5.3. Материально-техническое обеспечение.
В очном эвристическом обучении специального материального обеспечения не требуется. Акцент на приоритетном изучении объектов реальности может потребовать увеличения количества оборудования и средств, необходимых для изучения.
В дистанционном эвристическом обучении требуется нали компьютера, доступа к Интернет и необходимого для работы программного обеспечения.
3.5.4. Требуемый уровень подготовки сотрудников.
Для осуществления эвристического обучения необходимы базовое педагогическое образование и система повышения квалификации (курсы, семинары) по освоению концепции дидактической эвристики, технологий и методик ее реализации, прием и техник креативной направленности.
3.5.5. Факторы, влияния и риски.
Реализация эвристических форм обучения в общеобразовательных школах первоначально затрудняется сложившейся системе образования, в основе которой лежит передача ученикам готовых знаний с последующей проверкой их усвоения.
Сильны инерция мышления, стереотипы в сознании учеников и их родителей, учителей, распространена ориентация на формальные результаты обучения.
Лишь немногие педагоги имеют целостное видение своего предмета и владеют технологией организации детского творчества.
Преодоление возникающих проблем возможно путем применения разработанного эвристического инструментария, а также непрерывного рефлексивного осмысления хода введения.
Для организации распространения дидактической эвристики в практике необходима система подготовки и переподготовки учителей, в том числе и с использованием дистанционных форм занятий.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. В чем сходства и различия нововведений на уровне дидактически идей и концепций? Всякая ли дидактическая идея может стать основанием для создания на ее основе инновационной концепции обучения
2. Предложите дидактическую идею для решения проблемы одновременного изучения одного общего для всех учеников объекта (например, словарного слова, цветочного растения, математического уравнения)
видуальную образовательную траекторию.
3. Выберите одно из педагогических нововведений на уровне дидактической концепции и составьте его описание по рассмотренному в данном параграфе алгоритму «Концепция "Дидактическая эвристика"».