Инновационные дидактические идеи
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в России возникло движенн; учителей-новаторов. Стали появляться не только учителя, но в целые школы, опирающиеся на инновационные педагогические системы. Авторами таких систем выступали отечественные педагоги - ученые и учителя: Ш.А. Амонашвили, М.А. Балабан, В.С.Библер, В.В.Давыдов, И.Ф.Гончаров, Ю.В.Громыко. Н.П.Гузик, В.А.Караковский, А.А. Католиков, А.Н.Тубельский, А.В.Хуторской, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, Е.А.Ямбург идругие.
Анализ опыта работы учителей-новаторов показал, что в применяемых ими системах и технологиях присутствуют дидак ческие компоненты, имеющие как по отдельности, так и в совокупности статус педагогических новшеств1. Перечислим эти идеи-новшества.
Идея опоры. Роль опор при обучении играют обобщенные планы ответов (о понятии, законе, явлении, теории); рисунки-концепты изучаемой темы; таблицы; алгоритмы составления планов занятий или решения задач; планы сочинения, правила исследования и др. Допускается, что ученик может не только использовать готовые опоры, но и создавать новые.
Укрупнение блоков. Значительная часть органически связанного учебного материала по предмету может быть рассмотрена «единым блоком» на одном занятии, например в ходе лекции, консультации, зачета. Этот метод применим не только для обобщения или систематизации уже известного, но и для изучения новового, например, с целью актуализации учениками основных элементов исей предстоящей темы. Рассмотрение или конструирова-
1 См.: Хуторской А. В. Всесоюзный поиск передовых педагогических и Физика в школе. - 1988. - № 1. - С. 37 - 45.
ние материала крупным блоком предполагает его последующую проработку.
Идея «от частного к общему». Практически на каждом учебномзанятии ученик через свое личностно-единичное может по-лойти к осознанию всеобщего: через исследование отдельного явления - к пониманию познаваемости мира; через конструированиеотдельных понятий - к методологическим знаниям общенаучного содержания; через решение конкретной задачи - к способам решения не только разнообразных учебных, но и жизненных проблем.
Идея использования диаметральных объектов. Любой курс обладает богатым материалом для иллюстрации и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. Их одновременное включение в занятия помогает рождению нового. Методы работы, которые при этом используются, - учебный диалог, дискуссия, диспут.
Идея перспективы. Ее сущность заключается в систематическом включении некоторых вопросов из будущих тем в текущий материал.Рассмотрение этих вопросов чередуется с изучаемой темой независимо от того, связаны они с ней или нет. Такой прием позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности материала стимулирует умственную активность детей, поддерживает интерес к учебе, позволяя одновременно накопить определенный багаж знаний по трудной теме еще до ее основательного изучения.
Идея погружения. Реализуется она разными способами: проведением декады или недели предмета в качестве дополнения к базовым занятиям; организацией уроков-блоков обучения базовому предмету в течение 3 - 5 дней подряд; проведением системы чередующихся погружений в разные предметы.
Идея интеграции учебных знаний. Из всех аспектов этой проблемы наиболее проявили себя гуманизация и гуманитаризация образования, его «очеловечивание». Обучение через эмоции и чувства намного эффективнее обучения на основе обращения только к разуму учеников. Использование, например, в естественно-математических курсах произведений искусства дает возможность не только пробудить у учащихся эмоциональное восприятие материала, но и отыскать сведения, которые в неявном виде часто содержатся в текстах песен и стихов, сказках, поговорках, скульптурах, на полотнах художников
Идея предоставления ученикам функций учителя. Есть целый ряд таких функций у педагога, с которыми при соответствующей подготовке могут справиться ученики. Опыт передовых учителей показывает, что активное вовлечение учащихся в организацию учебного процесса повышает интерес детей к учению, позволяет добиться высоких результатов.
Идея интерактивности. Среди современных тенденций развития образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх, мультфильмах, мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.
В настоящее время появляется множество других дидактических идей, имеющих инновационное значение. Как правило, эти идеи лежат в основе системных нововведений. Рассмотрим идею ученического портфолио, истоки которой можно найти в различных творческих книжках, журналах достижений и т.д.
Сейчас ученическое портфолио является элементом системы профильного обучения, своеобразным альтернативным дополнением единому государственному экзамену. С помощью портфолио у каждого ученика накапливаются содержательные и документальные подтверждения его учебных успехов. На основе портфолио можно проследить индивидуальный прогресс учащегося, дополнить представления о других его формальных результатах, например, при сдаче экзаменов.
А. С. Прутченков и Т.Г.Новикова предлагают следующие основные типы портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов1.
1. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачетную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио (табл. 1).
Примерная структура портфолио документов и оценка его материалов приведены в табл. 2.
При комплектовании данного раздела портфолио учащихся X - XI классов возможен учет материалов без их оценивания внутри школы. Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом, портфолио по месту предъявления.
2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах.
1 См.: Прутченков А. С, Новикова Т. Г. Портфолио ученика профильной школы // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября, http://www.eidos.ru/joumal 2005/0910—21.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» e-mail: [email protected].
Таблица 1
Материалы, включенные в данный вариант | Преимущества данного варианта | Ограничения данного варианта |
Диплом. Грамота. Свидетельство. Другие документы, подтверждающие достижения ученика | Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными приитоговой аттестации) | Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.д. |
Таблица 2
Позиции | Компоненты | Результаты (баллы) |
Блок А Олимпиады | Городская: победитель; призер. Районная: победитель; призер. Школьная (победитель) | |
Блок Б Иные сертификаты | Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества. Конкурсы и мероприятия, организованные МОС | От 1 до 5 |
учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных, художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. (см. табл. 3).
3. Портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, сделанный им анализ различных видов учебной и вне-
Таблица 3
Материалы, включенные в данный вариант | Преимущества данного варианта | Ограничения данного варианта |
Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору. Творческая книжка с приложением работ Электронные документы Модели, проекты, исследовательские работы. Отчеты о социальных практиках | Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки | Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку для многих учеников портфолио работ служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» в образовательной карьере |
учебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и др. (табл. 4).
Кроме ученического портфолио назовем также другие дидактические инновационные идеи, имеющие характер понятий: индивидуальная программа обучения, индивидуальная образовательная траектория, информационная образовательная среда; принципов: продуктивности обучения (ученики создают собственные образовательные продукты, а не только изучают известные знания), интерактивности дистанционного обучения (каждое действие учителя и/или ученика сопровождается откликом); подходов: компетентностный, ситуативный, личностно ориентированный.