Инновационные дидактические идеи

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в России возникло движенн; учителей-новаторов. Стали появляться не только учителя, но в целые школы, опирающиеся на инновационные педагогические системы. Авторами таких систем выступали отечественные педагоги - ученые и учителя: Ш.А. Амонашвили, М.А. Балабан, В.С.Библер, В.В.Давыдов, И.Ф.Гончаров, Ю.В.Громыко. Н.П.Гузик, В.А.Караковский, А.А. Католиков, А.Н.Тубельский, А.В.Хуторской, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, Е.А.Ямбург идругие.

Анализ опыта работы учителей-новаторов показал, что в применяемых ими системах и технологиях присутствуют дидак ческие компоненты, имеющие как по отдельности, так и в совокупности статус педагогических новшеств1. Перечислим эти идеи-новшества.

Идея опоры. Роль опор при обучении играют обобщенные планы ответов (о понятии, законе, явлении, теории); рисунки-концепты изучаемой темы; таблицы; алгоритмы составления планов занятий или решения задач; планы сочинения, правила исследо­вания и др. Допускается, что ученик может не только использовать готовые опоры, но и создавать новые.

Укрупнение блоков. Значительная часть органически связанного учебного материала по предмету может быть рассмотрена «еди­ным блоком» на одном занятии, например в ходе лекции, консультации, зачета. Этот метод применим не только для обобще­ния или систематизации уже известного, но и для изучения новового, например, с целью актуализации учениками основных эле­ментов исей предстоящей темы. Рассмотрение или конструирова-

1 См.: Хуторской А. В. Всесоюзный поиск передовых педагогических и Физика в школе. - 1988. - № 1. - С. 37 - 45.

ние материала крупным блоком предполагает его последующую проработку.

Идея «от частного к общему». Практически на каждом учебномзанятии ученик через свое личностно-единичное может по-лойти к осознанию всеобщего: через исследование отдельного явления - к пониманию познаваемости мира; через конструированиеотдельных понятий - к методологическим знаниям об­щенаучного содержания; через решение конкретной задачи - к способам решения не только разнообразных учебных, но и жиз­ненных проблем.

Идея использования диаметральных объектов. Любой курс обла­дает богатым материалом для иллюстрации и разъяснения прин­ципа единства и борьбы противоположностей. Их одновременное включение в занятия помогает рождению нового. Методы работы, которые при этом используются, - учебный диалог, дискуссия, диспут.

Идея перспективы. Ее сущность заключается в систематическом включении некоторых вопросов из будущих тем в текущий материал.Рассмотрение этих вопросов чередуется с изучаемой темой независимо от того, связаны они с ней или нет. Такой прием позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожи­данности материала стимулирует умственную активность детей, поддерживает интерес к учебе, позволяя одновременно накопить определенный багаж знаний по трудной теме еще до ее основательного изучения.

Идея погружения. Реализуется она разными способами: прове­дением декады или недели предмета в качестве дополнения к ба­зовым занятиям; организацией уроков-блоков обучения базовому предмету в течение 3 - 5 дней подряд; проведением системы чередующихся погружений в разные предметы.

Идея интеграции учебных знаний. Из всех аспектов этой пробле­мы наиболее проявили себя гуманизация и гуманитаризация об­разования, его «очеловечивание». Обучение через эмоции и чувства намного эффективнее обучения на основе обращения только к разуму учеников. Использование, например, в естественно-математических курсах произведений искусства дает возможность не только пробудить у учащихся эмоциональное восприятие материала, но и отыскать сведения, которые в неявном виде часто со­держатся в текстах песен и стихов, сказках, поговорках, скульп­турах, на полотнах художников

Идея предоставления ученикам функций учителя. Есть целый ряд таких функций у педагога, с которыми при соответствующей подготовке могут справиться ученики. Опыт передовых учителей показывает, что активное вовлечение учащихся в организацию учебного процесса повышает интерес детей к учению, позволяет добиться высоких результатов.

Идея интерактивности. Среди современных тенденций разви­тия образовательных технологий наблюдается переход от инфор­мационной ориентации к интерактивной. Например, в компью­терных играх, мультфильмах, мультимедийных обучающих про­граммах пользователю отводится все более активная роль, пред­лагающая ему свободу выбора действий и получения индивиду­альных результатов.

В настоящее время появляется множество других дидактиче­ских идей, имеющих инновационное значение. Как правило, эти идеи лежат в основе системных нововведений. Рассмотрим идею ученического портфолио, истоки которой можно найти в различ­ных творческих книжках, журналах достижений и т.д.

Сейчас ученическое портфолио является элементом системы профильного обучения, своеобразным альтернативным дополне­нием единому государственному экзамену. С помощью портфо­лио у каждого ученика накапливаются содержательные и доку­ментальные подтверждения его учебных успехов. На основе порт­фолио можно проследить индивидуальный прогресс учащегося, дополнить представления о других его формальных результатах, например, при сдаче экзаменов.

А. С. Прутченков и Т.Г.Новикова предлагают следующие ос­новные типы портфолио: портфолио документов, портфо­лио работ и портфолио отзывов1.

1. Портфолио документов — портфель сертифицированных (до­кументированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачетную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио (табл. 1).

Примерная структура портфолио документов и оценка его ма­териалов приведены в табл. 2.

При комплектовании данного раздела портфолио учащихся X - XI классов возможен учет материалов без их оценивания внутри школы. Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом, портфолио по месту предъявления.

2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а так­же описание основных форм и направлений его учебной и твор­ческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах.

1 См.: Прутченков А. С, Новикова Т. Г. Портфолио ученика профильной школы // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября, http://www.eidos.ru/joumal 2005/0910—21.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос» e-mail: [email protected].

Таблица 1

Материалы, включенные в данный вариант Преимущества данного варианта Ограничения данного варианта
Диплом. Грамота. Свидетельство. Другие документы, подтверждающие достижения ученика Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными приитоговой аттестации) Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.д.

Таблица 2

Позиции Компоненты Результаты (баллы)
Блок А Олимпиады Городская: победитель; призер. Районная: победитель; призер. Школьная (победитель)      
Блок Б Иные сертификаты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные научные общества. Конкурсы и мероприятия, организо­ванные МОС   От 1 до 5

учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных, художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, напри­мер, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. (см. табл. 3).

3. Портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, сделанный им анализ различных видов учебной и вне-

Таблица 3

Материалы, включенные в данный вариант Преимущества данного варианта Ограничения данного варианта
Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору. Творческая книжка с приложением работ Электронные документы Модели, проекты, исследовательские работы. Отчеты о социальных практиках Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку для многих учеников портфолио работ служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» в образовательной карьере

учебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование бу­дущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работни­ками системы дополнительного образования и др. Портфолио мо­жет быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзы­вов, резюме, эссе, рекомендательных писем и др. (табл. 4).

Кроме ученического портфолио назовем также другие дидак­тические инновационные идеи, имеющие характер понятий: ин­дивидуальная программа обучения, индивидуальная образователь­ная траектория, информационная образовательная среда; прин­ципов: продуктивности обучения (ученики создают собственные образовательные продукты, а не только изучают известные зна­ния), интерактивности дистанционного обучения (каждое дей­ствие учителя и/или ученика сопровождается откликом); подходов: компетентностный, ситуативный, личностно ориентирован­ный.

Наши рекомендации