Тематика исследований в Научной школе

Среди гуманистически ориентированных типов образования наиболее реальным и действенным следует признать именно че-ловекосообразный тип образования. Обозначим ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым необходимо выстраи­вание целей и задач научных исследований в области человекосо-образного типа образования по отношению к мониторингу и проектированию образовательного пространства.

1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.

2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется ювек.

3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить и с помощью чего.

4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию ловеческого потенциала. Образовательные модели и системы данного типа.

5. Научные основы образования, направленного на реализации человеческого потенциала: педагогические, психологические, лактические, методические, иные.

Перечислим стартовые вопросы, которые исследуются в Научной шко­ле и на основе которых разрабатываются педагогические нововведения.

1. Кому и зачем необходимо образование

Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей эазования. Понятия и принципы школы русского космизма.

Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, уощихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной па­радигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в совре-иенных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем.

2. Как определять смыслы и проектировать цели образования Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.

Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.

Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных ин­ститутов в обновлении образования. Общественный контроль за экспе­риментами в образовании.

Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).

Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности: цели в учебном процессе, в учебном курсе, цели школы, гимназии, лицея, инновационной школы, системы обучения.

Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

3. Дидактическая эвристика - теория и технология креативного обучения

Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.

Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно торическия аналоги образовательной продукции учащихся.

Ситуативное обучение - технология развития одареннисти.

Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.

Эвристические методы и формы обучения.

Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?

Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

4. Дистанционное образование и его место в общем образовании Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.

Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.

Дистанционные курсы - альтернатива или дополнение?

Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.

Электронные учебные и учебно-методические пособия: перепек: развития и применения.

5. Планирование обучения. Опыт и технологии Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.

Планирование экспериментального учебного процесса. Постановка целей в учебном предмете. Обучение целеполаганию учеников и педагогов. Цели и задачи творческого урока.

Итак, основная проблематика научных исследований в обла­сти различных типов образования определяется существующей

многоплановой реальностью, современными процессами в обра­зовании и науке, выявляемыми педагогическими проблемами, необходимыми и актуальными для решения.

Целью исследований является осознание и понимание пред­ставителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человекосообразного образования - образования меняющегося, инновационного, такого, которое вби­рает в себя социальное и личностное, традиционное и эвристи­ческое, компетентностное и ЗУНовское (ЗУН - знания, умения, навыки), очное и дистанционное. Результатом этого этапа мог бы стать достаточный спектр позиций, между которыми образовалась бы среда для выращивания и реализации моделей человеко-с юбразного образования.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Напишите свои развернутые суждения по следующим проблемам, которые обсуждаются на форумах Научной школы.

Какие образовательные цели были раньше? Какие предлагаются се­годня? Как новые смыслы и цели образования изменят стандарты, учеб­ки, технологии обучения, систему диагностики контроля? Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования?

Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, шко­ла, учебный предмет, урок. Каковы специфика и закономерности целе­полагания в образовании на разных уровнях?

Какова роль различных институтов в обновлении образования? Всегда ­ли модернизация образования обоснована?

Каковы смысл и цели ооразования в компентностной парадигме? Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

Какова роль разных субъектов образования в постановке целей? Со­отношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Имеются ли зоны ответственности у каждой категории?

Какой должна быть рефлексия, чтобы с ее помощью можно было проверять и переопределять цели образования?

2. Вставьте свои суждения в соответствующие темы форума Научной школы по адресу: http://khutorskoy.ru/discus/ Примите участие в обсуж­дении.

4 Глава


Наши рекомендации