Тематика исследований в Научной школе
Среди гуманистически ориентированных типов образования наиболее реальным и действенным следует признать именно че-ловекосообразный тип образования. Обозначим ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым необходимо выстраивание целей и задач научных исследований в области человекосо-образного типа образования по отношению к мониторингу и проектированию образовательного пространства.
1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.
2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется ювек.
3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить и с помощью чего.
4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию ловеческого потенциала. Образовательные модели и системы данного типа.
5. Научные основы образования, направленного на реализации человеческого потенциала: педагогические, психологические, лактические, методические, иные.
Перечислим стартовые вопросы, которые исследуются в Научной школе и на основе которых разрабатываются педагогические нововведения.
1. Кому и зачем необходимо образование
Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей эазования. Понятия и принципы школы русского космизма.
Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, уощихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.
Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в совре-иенных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем.
2. Как определять смыслы и проектировать цели образования Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.
Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.
Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.
Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).
Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности: цели в учебном процессе, в учебном курсе, цели школы, гимназии, лицея, инновационной школы, системы обучения.
Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.
3. Дидактическая эвристика - теория и технология креативного обучения
Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно торическия аналоги образовательной продукции учащихся.
Ситуативное обучение - технология развития одареннисти.
Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.
Эвристические методы и формы обучения.
Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?
Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.
4. Дистанционное образование и его место в общем образовании Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.
Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.
Дистанционные курсы - альтернатива или дополнение?
Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.
Электронные учебные и учебно-методические пособия: перепек: развития и применения.
5. Планирование обучения. Опыт и технологии Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.
Планирование экспериментального учебного процесса. Постановка целей в учебном предмете. Обучение целеполаганию учеников и педагогов. Цели и задачи творческого урока.
Итак, основная проблематика научных исследований в области различных типов образования определяется существующей
многоплановой реальностью, современными процессами в образовании и науке, выявляемыми педагогическими проблемами, необходимыми и актуальными для решения.
Целью исследований является осознание и понимание представителями педагогического сообщества необходимости выявления и фиксации смыслов человекосообразного образования - образования меняющегося, инновационного, такого, которое вбирает в себя социальное и личностное, традиционное и эвристическое, компетентностное и ЗУНовское (ЗУН - знания, умения, навыки), очное и дистанционное. Результатом этого этапа мог бы стать достаточный спектр позиций, между которыми образовалась бы среда для выращивания и реализации моделей человеко-с юбразного образования.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Напишите свои развернутые суждения по следующим проблемам, которые обсуждаются на форумах Научной школы.
Какие образовательные цели были раньше? Какие предлагаются сегодня? Как новые смыслы и цели образования изменят стандарты, учебки, технологии обучения, систему диагностики контроля? Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Какова их роль в определении смысла и целей образования?
Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок. Каковы специфика и закономерности целеполагания в образовании на разных уровнях?
Какова роль различных институтов в обновлении образования? Всегда ли модернизация образования обоснована?
Каковы смысл и цели ооразования в компентностной парадигме? Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.
Какова роль разных субъектов образования в постановке целей? Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Имеются ли зоны ответственности у каждой категории?
Какой должна быть рефлексия, чтобы с ее помощью можно было проверять и переопределять цели образования?
2. Вставьте свои суждения в соответствующие темы форума Научной школы по адресу: http://khutorskoy.ru/discus/ Примите участие в обсуждении.
4 Глава