Творческие ли у нас стандарты?
Рассмотрим нынешние, официально утвержденные образовательные стандарты (Федеральный компонент) с точки зрения их влияния на ключевой параметр государства, определяющий его развитие. Речь идет о творческой составляющей образования, обеспечивающей развитие одаренности детей, их способности жить и действовать продуктивно во благо себе и обществу. Каков креативный генофонд ожидает нас в настоящем и будущем в результате реализации действующих образовательных стандартов?
Возможно возражение, что стандарт не должен ориентироваться на творческую составляющую образования, поскольку он представляет собой минимум знаний, умений и навыков, который нужно достигать «без всякого творчества». На данное возражение заметим, что личностное развитие и творческая самореализация учащихся декларируются практически во всех официальных документах школьного образования. А научиться творчеству невозможно в нетворческих условиях, как невозможно научиться плавать без воды.
Выведение за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира с личностными качествами, приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса. Путь решения данной проблемы один: образовательные стандарты должны предполагать наличие творческой образовательной деятельности наряду с другими видами учебной деятельности: уровень творческой самореализации школьника необходимо считать общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым в качестве общеобразовательного стандарта.
Проведем анализ творческой составляющей «Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Первое, на что следует обратить внимание: государственный стандарт общего образования включает в
себя три компонента (федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения). В 2000 - 2002 гг. таких компонентов в официальных документах было четыре; к трем названным добавлялся ученический компонент, определяющий возможность каждому ученику иметь личную составляющую в минимальном содержании образовательных программ, т.е. право на индивидуальную образовательную траекторию. Сейчас это право ученика из стандартов изъято, несмотря на декларируемую личностную ориентацию содержания образования. Зафиксируем это как противоречие, заложенное в официальное понимание образовательного стандарта. Возможно, что впоследствии это противоречие удастся решить, в том числе и опираясь на достижения педагогической инноватики.
Впервые о творческой составляющей содержания образования говорится в пояснительной записке к документу «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования»1. Документ был разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования, где указана необходимость усвоения учащимися способов творческой деятельности.
В пункте «Цели» приводится цитата из «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Итак, согласно стандарту учащиеся должны получать опыт творческой деятельности, в результате чего у них формируются обобщенные способы такой деятельности и развиваются созидательные, т.е. креативные, способности. Но не являются ли такие цели лишь декларируемыми? На каком предметном содержании реализуются данные цели?
Проследим, как цель стандарта на развитие созидательных сложностей учащихся обеспечена в трех его основных составляющиx:
- цели изучения учебных предметов;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
- требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.
В стандартах для начальной школы первой целью указывается «развитие личности школьника, его творческих способностей». В разделе «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» называется необходимым «умение решать творче-
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. - М. 2003. -№ 21/12.
ские задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации».
Далее прямых указаний на то, как и с помощью чего обеспечивать творческую деятельность детей, нет, за исключением следующих немногочисленных фрагментов.
Русский язык. Рекомендуется создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Литературное чтение. Следует использовать устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Полезно составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Иностранный язык. Следует формировать навыки написания поздравления с опорой на образец короткого личного письма.
Математика. Полезно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, самостоятельной конструкторской деятельности (возможно применение разных геометрических фигур).
Окружающий мир. Возможно создание несложных моделей.
Технология. Формирование первоначальных умений проектной деятельности (создание моделей несложных объектов, изготовление плоскостных и объемных изделий, создание моделей по собственному замыслу). Можно предложить детям сочинение небольшого текста по интересной им тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Физкультура. Интересна самостоятельная организация активного отдыха и досуга.
Искусство. Необходимы поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации; освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению; накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации; индивидуально-личностное выражение характера музыкии особенностей ее развития пластическими средствами при создании композиций и импровизации в коллективной форме деятельности; участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев;
передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования и т.д.
Заметим, что стандарт по искусству предполагает объем творчества в несколько раз больший, чем по всем остальным предметам, вместе взятым. Подобная дисгармония - свидетельство непонимания авторами стандарта сути творчества в деятельности человека. Считать, что математика или русский язык менее творческие предметы, чем искусство, - это несправедливо и по отношению к предметам, и по отношению к детям, чье творческое развитие не получает необходимых условий.
Примечательно, что в стандартах по русскому языку запись «Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера)» дана курсивом. Это означает, что материал «подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу». То есть дети могут творить, но проверять и оценивать это никто не будет. Получается, что обязательному контролю и оценке в русском языке подлежит только нетворческая деятельность! Не удивительно, что, по имеющимся данным, к окончанию школы актуальная способность детей создавать творческую продукцию уменьшается на порядок - с 30 % в начальной школе до 3 % для выпускников. Одна из причин этого регресса в «курсивности» творчества, и без того редко встречающегося в стандартах.
Требования к выпускникам начальной школы представлены в категориях «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», т.е. требований к умениям и способностям творческой деятельности в стандартах не содержится. Таким образом, юверка и оценка развития творческих способностей в стандарте 1ля начальной школы не предусмотрены, несмотря на то что данная цель заявлена.
Если механически подсчитать общий объем творческого компонента стандартов для начальной школы, то окажется, что они занимают ровно 3 % от его общего объема (2 тыс. из 60 тыс. знаков текста этих стандартов). При этом нельзя сказать, что творческий компонент представлен в научно обоснованной форме. Способы, которыми представлен творческий компонент стандарта, не отличаются полнотой и системностью. Нет комплексного представления творческой деятельности учеников, наименьший объем творчества предполагается в математике, иностранном языке, окружающем мире, физкультуре.
В общих положениях стандарта основного общего образования каких-либо упоминаний о творческом развитии уча-
щихся уже не содержится вовсе. Говорится лишь, что «специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами». Данное суждение некорректно: без учебных успехов не может быть и личного развития. Для развития творческих способностей ученику должна быть предоставлена возможность не просто учебных успехов, а успехов в создании образовательной продукции, имеющей отношение к обозначенным в стандартах дидактическим единицам.
Отрадно отметить, что в стандарты вошла установка: «В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения». Данное положение отстаивалось авторами книги в период участия в концептуальной группе по разработке данного поколения стандартов. Дело в том, что в принципе достаточно научить ученика ставить и достигать свои цели, и тогда образование будет происходить с учетом его
личностного фактора.
Выполненный анализ стандартов для средней школы показал, что среди общих учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности есть те, которые имеют креативную направленность, например: «Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. <...> Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. <...> Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)».
Креативные задачи, обозначенные в стандартах основной школы, находят отражение в стандартах по отдельным предметам на их общеучебном уровне.
Русский язык. «Текст как продукт речевой деятельности. Создание устных монологических и диалогических высказывании на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения, написание сочинении; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления... Основные выразительные средства словообразования».
Однако в требованиях к уровню подготовки выпускников по русскому языку творческие параметры отсутствуют, т.е. на их диагностику и контроль авторы учебников и программ, учителя не ориентируются.
Литература. На творческую деятельность учащихся стандарт по литературе не ориентирован. Есть только одна строка, которую
можно истолковать как направление на продуктивную деятельность детей: «Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений».
Для остальных предметов выделим те положения стандартов, которые можно истолковать как ориентацию на творческую деятельность учеников.
Иностранный язык. «Приобретение опыта творческой и поисковой деятельности (индивидуальной и в сотрудничестве); развитие речевой активности; умения осуществлять проектную деятельность (в том числе межпредметного характера)»; «Предусматривается овладение учащимися следующими видами диалога: диалогом этикетного характера; диалогом-расспросом; диалогом-побуждением к действию; диалогом-обменом мнениями»; «Умения ориентироваться в письменном тексте и аудиотексте, прогнозировать его содержание».
Математика. «Умение самостоятельно составлять базы данных; интегрировать в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную, информацию; умение проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность».
Природоведение. «Овладение начальными естественнонаучными умениями по наблюдению, проведению опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов; развитие способностей учеников к взаимодействию с миром природы, желание познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека»; «Участие в социально ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примере экономного расходования воды, экономного потребления электрической энергии и др.)»; «Описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме»; «Восприятие с использованием всех органов чувств и описание природных объектов, применение эмоционально-образных способов познания природы»; «Умение ставить цели и выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей»; «Вырабатывать краткие рекомендации по содержанию и уходу за растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях)
Для стандартов остальных предметов общей и старшей школы сохраняется примерно такой же объем включения элементов креативной направленности. Какого-либо заметного увеличения количества указаний на продуктивную деятельность в стандартах профильной школы не обнаружено, что оказывается довольно странным, поскольку одно из основных отличий профильного уровня базового - в усилении продуктивной, а значит, и креативной деятельности по профильным предметам.
Таким образом, в анализируемых стандартах удалось представить некоторые элементы творческой, креативной, продуктивной образовательной деятельности, но в большей степени это относится к концептуально-целевому блоку, в меньшей — к минимумам содержания образовательных программ и требований к выпускникам отдельных ступеней. Особенно недостаточным является представление продуктивного компонента для начальной школы и профильного уровня.
Доля представления творческого компонента в данных стандартах не превышает 3 % всего их объема, что не дает оснований для надежды на существенное изменение ситуации в школах и предполагает дальнейшую работу по проектированию и развитию креативной составляющей федерального компонента стандарта общего среднего образования. Организация такой работы возможна на основе деятельностного представления содержания образования, когда творческая деятельность будет иметь свое воплощение в обоих компонентах образовательных стандартов:
1) обязательном минимуме содержания образовательных программ - в форме специфических видов и способов деятельности, а также компетенции креативного типа;
2) требованиях к уровню подготовки выпускников - в форме соответствующих умений, навыков и сформированной компетентности, задающих минимальный уровень творческой подготовленности школьников.
«Минимумы» и «требования» как компоненты образовательных стандартов связаны между собой. В знаниевой парадигме образования эта связь объясняется так: «минимум» - это то, что школа должна «дать» ученику, а «требования» - то, что ученик должен усвоить из переданного ему. То есть соотношение между двумя компонентами стандартов строится в русле «передаточной» педагогики: школа «дает», ученик «берет». В результате у детей формируется иждивенческое отношение не только к школе, но и к жизни вообще. Не обучая человека действовать и создавать образовательную продукцию, школа воспитывает не творца и деятеля, а потребителя.
В личностно ориентированной парадигме «минимумы» и «требования» соотносятся между собой по-иному, на продуктивж деятельностной основе. Такая основа предполагает развитие личностных качеств, позволяющих ученику действовать созидательно, создавая образовательную продукцию в каждой изучаемой области. В математике это могут быть предложенные учеником способы построения таблиц сложения чисел, в литературе - со-чинения, в естествознании - исследования, в информатике - веб-странички и т.д.
Включаемые в «минимумы» способы деятельности предлагаются ученикам для усвоения с целью развития их личностных ка-
честв - знаний, умений, навыков, способностей, которые раскрываются в «требованиях».
Итак, изложенный анализ показал, что существует возможность и необходимость обновления одного из ведущих элементов нормативной базы образования - образовательных стандартов. Разработка стандартов нового поколения должна рассматриваться с позиций их методологических оснований, а также с учетом основных положений педагогической инноватики.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Какова роль стандартов в обновлении содержания образования? Не являются ли стандарты антиинновационным элементом, затрудняющим модернизацию образования?
2. Разработайте правила, вытекающие из принципов и закономерностей педагогической инноватики, необходимые для проектирования новых образовательных стандартов.
3. Опишите этапы внедрения стандартов нового поколения, опираясь на достижения педагогической инноватики.