Жизненный цикл педагогических инноваций

Процесс распространения педагогических идей и нововведений может рассматриваться как три самостоятельных потока: стихийный, целенаправленный государственный и целенаправленный общественный (С.Д.По­ляков). Целенаправленный государственный поток — это продуман­ные усилия, действие органов образования по внедрению нов­шеств. Целенаправленный общественный поток — результат деятель­ности различных общественных организаций, разнообразных пе­дагогических обществ, ассоциаций и др. Существует еще и сти­хийный, спонтанный поток, протекающий в русле личного обще­ния и профессионального взаимодействия учителей. Он может быть стимулирован средствами массовой информации: прессой, теле­видением, специально созданной средой, неформальными объ­единениями по интересам, например в сети Интернет.

Конкретные организации, объединения людей, которые про­являют активность в распространении нововведений, называются в инноватике ядрами. Ядра обладают следующими характери­стиками: активностью, авторитетностью, масштабностью, ори­ентацией, отношением к участникам нововведения.

Активность определяет степень интенсивности инновационной деятельности. Авторитетность имеет два показателя: число лю­дей, признающих данный источник нововведения как авторитет­ный для себя, и степень авторитетности этого ядра для конкрет­ных людей. Масштабность — число людей, охваченных единич­ным действием ядра. Ориентация имеет несколько характеристик: во-первых, аудитория, на которую рассчитано действие ядра (пре­подаватели, общественность и др.), во-вторых, активность ядра направлена прежде всего на пропаганду идеи (теоретическая ори­ентация) или на распространение способов деятельности (практическая ориентация).

Поскольку ядро любой педагогической инновации не остается постоянным, с течением времени меняются интенсивность, объем и другие параметры инновации. Выше было изложено, что радикальная в определенный период в конкретном месте инновация спустя некоторое время теряет признаки новизны и уходит из поля зрения педагогической общественности как нововведение.

Это происходит по причине массового внедрения новшества либо потери его актуальности. Система обучения Л. В. Занкова в свое время была достаточно инновационна, но сегодня многие ее элементы проникли в массовую практику и тем самым перестали быть инно­вационными. В подобных случаях нововведение может переходить из радикального состояния в состояние модификации, незначи­тельных усовершенствований. В любом случае жизненный цикл нововведений ограничен временными рамками.

В то же время имеются педагогические новшества, которые были радикальными на уровне идеи или концепции. Когда возникают условия и возможности для их внедрения в массовую практику, такие новшества получают свое развитие, переводятся на новый уровень, возникает своеобразный педагогический ренессанс. На­пример, в «спящем» состоянии сегодня находится эвристическая идея Сократа о рождении знаний как припоминания того, что человек уже потенциально знает. Необходимы условия и обще­ственные потребности для того, чтобы данная педагогическая инновация получила массовое развитие и воплощение.

Любая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. Поэтому инновация может стать барьером на пути реализации других инноваций, создавая следующие феномены «р у т и н и з а ц и и»1:

- догматизацию инновации — веру в незыблемость нового;

- схематизацию - применение упрощенной схемы первона­чального нововведения;

- фрагментацию - использование элементов, отдельной части нововведений;

- имитацию новшества.

Жизненный цикл педагогической инновации заканчивается, когда угасают ее возможности эффективного обеспечения обще­ственных потребностей и решения внутренних и внешних проти­воречий образования. Поэтому преобразующая стратегия иннова­ционной деятельности имеет временные границы и должна пред­ставляться как временная программа.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. Какие этапы проектирования и реализации педагогических инно­ваций являются ключевыми в обеспечении успеха?

2. Проанализируйте различные этапы проектирования и реализации педагогических инноваций и назовите те, содержание которых опреде­ляется отношением к ним субъектов инноваций - учащихся.




1 См.: Чернова Л. Т. О некоторых особенностях педагогической инновацион­ной деятельности // Инновации в образовании и повышении квалификации педагогических кадров. — Казань, 1997. — С. 23 — 28.

3. Выберите педагогическое новшество и составьте для него соответ­ствующий перечень этапов инновационного процесса. Аргументируйте составленную технологию, объясните, почему в нее включены именно такие этапы.

Наши рекомендации