Формы представления педагогических новшеств
Прежде чем новшество внедрять, его необходимо четко представлять. Для фиксации инновационных идей и других педагогических новшеств учеными разработаны различные систематизаторы. Так, В.И.Журавлев предложил структуру «информационно-педагогических модулей» (ИПМ) для фиксации продуктов педагогического творчества ученых и педагогов - практиков. Проиллюстрируем данную форму представления инноваций с по-мошью информационно-педагогического модуля на тему «Концепция "Дидактическая эвристика". Автор ИПМ: А.В.Хуторской. Тема: «Концепция "Дидактическая эвристика". Основные концептуальные положения. Смысл образования - не только в репродукции известных человеческих знаний в новую личность, сколько в создании этой личностью собственных знаний и опыта,которые в итоге являются не только личным, но и общекультурным ращением.
1. Дидактическая эвристика - методология образования, с помощью второй обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителей в ходе их совместной деятельности. Отличительная особенность эвристической деятельности - появление нового для ученика и учителя образовательного продукта.
2. Обучение носит сопровождающий характер, т.е. учитель обеспечивает деятельность ученика по рождению и развитию им собственного образовательного продукта и последующее сопоставление этого продукта
культурно-историческими аналогами.
3. Основной единичной формой дидактической эвристики является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педагогика предпола-ист непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопределении целей, отборе содержания образования, планировании, проведения и оценке занятий.
Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. Его ключевые элементы - образовательные первосмыслы, «стягивающие» разнопредметные области к общим основаниям. Вокруг первосмыслов группируются следующие виды содержания хразования: а) содержание, задаваемое учителем в качестве образовательной среды; б) содержание, рождаемое учениками; в) культурно - историческое содержание, являющееся аналогом ученическому; г) деятельностное содержание; д) рефлексивно проявленное содержание образования.
5. Концептуальные элементы дидактической эвристики обладают свойством взаимозависимости от реально происходящей практики образова-шия и составляют методологию развития образовательной системы (школы). Данная концепция представляет собой продукт работы частной школы
1Хуторской А. В. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995. — С. 613.
свободного развития в п. Черноголовка Московской области, осуществляемой под руководством автора в течение 3 лет. Служебные атрибуты
1. Выходные данные (по ГОСТу): в рукописи.
2. Дескриптор: дидактическая эвристика.
3. Ключевые слова: образовательный продукт, метапредмет.
4. Класс педагогического инновационного сообщения: концепция.
5. Индекс по рубрикатору ГАСНТИ: 14.07.07.25
6. Индекс по тезаурусу МПБ ЮНЕСКО,
поле ____обучение
фасет ___методы образования
Сервисные атрибуты
1. Области практического использования сообщения: общеобразовательные школы, ИПК, пединституты.
2. Категории пользователей: директоры инновационных школ, учителя-экспериментаторы, педагоги.
3. Последствия использования информации: расширение типов образования за счет эвристического образовательного потенциала учащихся.
4. Влияние освоенной информации на профессионализм пользователей: повышает дидактическую эрудицию, расширяет профессиональный
кругозор.
Другие авторы - Ф.С.Веселков и А.Ф.Веселков1 - предложили «паспорта инновационных проектов», которые содержат следующие признаки.
1. Рождение идеи: год постановки идеи, авторы постановки идеи. Настоящий пункт характеризует степень новизны идеи: новая идея или ранее поставленная, но нереализованная.
2. Сфера реализации идеи: образовательная, научная, инновационная, воспитательная, управленческая деятельность вузов или системы высшей школы. Показывается вид деятельности, к кототорому относится данная идея.
3. Причина возникновения идеи: «белое пятно», ошибка, недостаток, формализм, развитие науки или практики и т.д. Находятся негативные или позитивные причины, порожденные наукой (дидактика, науковедение, инноватика, педагогика, менеджмент) или практикой.
4. Масштаб значимости идеи: все вузы России, определенный профиль вузов, только передовые вузы и т.д. Раскрываются рамки возможного распространения идеи.
5. Этап реализации идеи: постановка задачи, познание предмета, методология решения, разработка методики внедрения ее в
1 См.: Весыков Ф.С., Веселков А.Ф. Паспорта идей-резервов в нашей НИР «Сто резервов» (Электронный ресурс), 2003. — Режим доступа: hup. www.reserves.ru/number/4-ix-1-1/
практику, распространение инновации. Указывается, на каком этапе инновационного процесса находится идея.
6. Время решения идеи: сегодня, т.е. в настоящее время; завтра, т.е. в ближайшее время; послезавтра, т.е. в отдаленное время. Определяется перспектива внедрения идеи в практику или науку.
7. Научная экспертиза идеи: Единый инновационно-образовательный центр, Научно-исследовательский институт, Международная академия наук высшей школы, сам вуз и т.д. Указывается, какая научная организация должна оценить полезность идеи для широкого внедрения ее в практику.
8. Практическая реализация идеи: Правительство РФ, министерство образования, собрание научной общественности высшей иколы, вуз и т.д. Называется исполнитель, который должен принять решение о внедрении идеи в практику.
9. Полезный результат идеи: повышение эффективности образовательной, научной, инновационной, воспитательной или управленческой деятельности. Показывается вид деятельности вузов, где реализуется полезный результат идеи.
10. Научная новизна идеи: элементы научного вклада в решение исследуемой проблемы.
11. Прочие признаки идеи. Названные признаки присущи каждой идее. Здесь же отмечаются специфические признаки отдельных идей-резервов, если они имеют место.
Например: необходимость министерского госзаказа на исследование, необходимость проведения эксперимента, доработки предложения, подготовки нужных кадров, создания внешних условий; интерес идеи для зарубежных вузов, других сфер деятельности, кроме высшей школы.
Приведенные формы представления педагогических новшеств аллюстрируют возможность и необходимость их краткого и системного изложения, что является условием адекватного понимания и реализации этих новшеств субъектами инновационных педагогических процессов.
Нововведение как форма управления развитием образовательных систем
Нововведение в инноватике рассматривается как элемент управляемого развития и целенаправленных изменений. В широком смысле предмет инноватики - нововведения, выступающие как форма управляемого развития.
Нововведение может рассматриваться и в процессуальном плане - как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде.
В качестве своего источника нововведение может иметь реальную образовательную практику, подверженную рефлексивному осмыслению. Продукт такого осмысления становится педагогическим новшеством, которое подлежит последующему внедрению в эту же среду или ситуацию.
Ранг или уровень нововведений определяет специфику управления. По аналогии с принципами функционирования сложных систем можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно обоснованному управлению инновационным процессом.
Нововведение — результат инновационного процесса. Инновационный процесс - не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые:
- обладают новизной;
- обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;
- способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
- согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.
Следует выделить вопрос о соответствии того или иного новшества образовательной системе, в которую оно может быть внедрено.
Под системой может пониматься отдельный учебный курс, который ведет педагог, образовательное учреждение в целом, регион и т.д.
Для первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества В.С.Лазарев называет следующие качества (характеристики) новшеств, которые закладываются в них еще при разработке1:
- предмет инновации, т.е. элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества; назначение инновации;
- глубина преобразований, т.е. степень радикальности изменения предмета инновации;
- масштаб преобразований, т.е. число вовлекаемых в нововведение элементов школы, связанных с предметом инновации;
- ресурсоемкость новшества, т.е. объем необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;
- уровень разработанности, т.е. степень подготовленности новшества к внедрению.
1 См.: Управление школой: теоретические основы и методы / под ред. В.С.Лазарева. — М., 1997. — С. 231.
Перечисленные параметры выступают критериями предварительной диагностики нововведений по отношению к той или иной среде внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состояний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.