Формы представления педагогических новшеств

Прежде чем новшество внедрять, его необходимо четко представлять. Для фиксации инновационных идей и других педагоги­ческих новшеств учеными разработаны различные систематизато­ры. Так, В.И.Журавлев предложил структуру «информационно-педагогических модулей» (ИПМ) для фиксации продуктов педагогического творчества ученых и педагогов - практиков. Проиллюстрируем данную форму представления инноваций с по-мошью информационно-педагогического модуля на тему «Концепция "Дидактическая эвристика". Автор ИПМ: А.В.Хуторской. Тема: «Концепция "Дидактическая эвристика". Основные концептуальные положения. Смысл образования - не только в репродукции известных человеческих знаний в новую лич­ность, сколько в создании этой личностью собственных знаний и опыта,которые в итоге являются не только личным, но и общекультурным ращением.

1. Дидактическая эвристика - методология образования, с помощью второй обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителей в ходе их совместной деятельности. Отличительная особенность эвристической деятельности - появление нового для ученика и учителя образовательного продукта.

2. Обучение носит сопровождающий характер, т.е. учитель обеспечивает деятельность ученика по рождению и развитию им собственного образовательного продукта и последующее сопоставление этого продукта

культурно-историческими аналогами.

3. Основной единичной формой дидактической эвристики является не урок, а образовательная ситуация. Ситуативная педагогика предпола-ист непрерывное участие ученика и учителя в постановке и переопреде­лении целей, отборе содержания образования, планировании, проведения и оценке занятий.

Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. Его ключевые элементы - образовательные первосмыслы, «стягивающие» разнопредметные области к общим основаниям. Вокруг первосмыслов группируются следующие виды содержания хразования: а) содержание, задаваемое учителем в качестве образова­тельной среды; б) содержание, рождаемое учениками; в) культурно - историческое содержание, являющееся аналогом ученическому; г) деятельностное содержание; д) рефлексивно проявленное содержание об­разования.

5. Концептуальные элементы дидактической эвристики обладают свойством взаимозависимости от реально происходящей практики образова-шия и составляют методологию развития образовательной системы (шко­лы). Данная концепция представляет собой продукт работы частной школы




1Хуторской А. В. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995. — С. 613.

свободного развития в п. Черноголовка Московской области, осуществляемой под руководством автора в течение 3 лет. Служебные атрибуты

1. Выходные данные (по ГОСТу): в рукописи.

2. Дескриптор: дидактическая эвристика.

3. Ключевые слова: образовательный продукт, метапредмет.

4. Класс педагогического инновационного сообщения: концепция.

5. Индекс по рубрикатору ГАСНТИ: 14.07.07.25

6. Индекс по тезаурусу МПБ ЮНЕСКО,

поле ____обучение

фасет ___методы образования

Сервисные атрибуты

1. Области практического использования сообщения: общеобразова­тельные школы, ИПК, пединституты.

2. Категории пользователей: директоры инновационных школ, учите­ля-экспериментаторы, педагоги.

3. Последствия использования информации: расширение типов обра­зования за счет эвристического образовательного потенциала учащихся.

4. Влияние освоенной информации на профессионализм пользовате­лей: повышает дидактическую эрудицию, расширяет профессиональный

кругозор.

Другие авторы - Ф.С.Веселков и А.Ф.Веселков1 - предложи­ли «паспорта инновационных проектов», которые со­держат следующие признаки.

1. Рождение идеи: год постановки идеи, авторы постановки идеи. Настоящий пункт характеризует степень новизны идеи: новая идея или ранее поставленная, но нереализованная.

2. Сфера реализации идеи: образовательная, научная, инноваци­онная, воспитательная, управленческая деятельность вузов или системы высшей школы. Показывается вид деятельности, к кототорому относится данная идея.

3. Причина возникновения идеи: «белое пятно», ошибка, недо­статок, формализм, развитие науки или практики и т.д. Находят­ся негативные или позитивные причины, порожденные наукой (дидактика, науковедение, инноватика, педагогика, менеджмент) или практикой.

4. Масштаб значимости идеи: все вузы России, определенный профиль вузов, только передовые вузы и т.д. Раскрываются рамки возможного распространения идеи.

5. Этап реализации идеи: постановка задачи, познание предме­та, методология решения, разработка методики внедрения ее в

1 См.: Весыков Ф.С., Веселков А.Ф. Паспорта идей-резервов в нашей НИР «Сто резервов» (Электронный ресурс), 2003. — Режим доступа: hup. www.reserves.ru/number/4-ix-1-1/

практику, распространение инновации. Указывается, на каком этапе инновационного процесса находится идея.

6. Время решения идеи: сегодня, т.е. в настоящее время; завтра, т.е. в ближайшее время; послезавтра, т.е. в отдаленное время. Оп­ределяется перспектива внедрения идеи в практику или науку.

7. Научная экспертиза идеи: Единый инновационно-образова­тельный центр, Научно-исследовательский институт, Междуна­родная академия наук высшей школы, сам вуз и т.д. Указывается, какая научная организация должна оценить полезность идеи для широкого внедрения ее в практику.

8. Практическая реализация идеи: Правительство РФ, министер­ство образования, собрание научной общественности высшей иколы, вуз и т.д. Называется исполнитель, который должен при­нять решение о внедрении идеи в практику.

9. Полезный результат идеи: повышение эффективности образовательной, научной, инновационной, воспитательной или уп­равленческой деятельности. Показывается вид деятельности ву­зов, где реализуется полезный результат идеи.

10. Научная новизна идеи: элементы научного вклада в решение исследуемой проблемы.

11. Прочие признаки идеи. Названные признаки присущи каж­дой идее. Здесь же отмечаются специфические признаки отдель­ных идей-резервов, если они имеют место.

Например: необходимость министерского госзаказа на иссле­дование, необходимость проведения эксперимента, доработки предложения, подготовки нужных кадров, создания внешних ус­ловий; интерес идеи для зарубежных вузов, других сфер деятельности, кроме высшей школы.

Приведенные формы представления педагогических новшеств аллюстрируют возможность и необходимость их краткого и сис­темного изложения, что является условием адекватного понима­ния и реализации этих новшеств субъектами инновационных педагогических процессов.

Нововведение как форма управления развитием образовательных систем

Нововведение в инноватике рассматривается как элемент уп­равляемого развития и целенаправленных изменений. В широком смысле предмет инноватики - нововведения, выступающие как форма управляемого развития.

Нововведение может рассматриваться и в процессуальном пла­не - как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализации связанных с этим изменений в социально-педагогической среде.

В качестве своего источника нововведение может иметь реаль­ную образовательную практику, подверженную рефлексивному осмыслению. Продукт такого осмысления становится педагогиче­ским новшеством, которое подлежит последующему внедрению в эту же среду или ситуацию.

Ранг или уровень нововведений определяет специфику управ­ления. По аналогии с принципами функционирования сложных систем можно сформулировать основную закономерность проек­тирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно обоснованному управлению инновационным процессом.

Нововведение — результат инновационного процесса. Иннова­ционный процесс - не просто внедрение чего-либо нового, а такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, ме­тодах, формах организации образовательного и управленческого процессов, которые:

- обладают новизной;

- обладают потенциалом повышения эффективности этих про­цессов в целом или каких-то их частей;

- способны дать долговременный полезный эффект, оправды­вающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;

- согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

Следует выделить вопрос о соответствии того или иного нов­шества образовательной системе, в которую оно может быть вне­дрено.

Под системой может пониматься отдельный учебный курс, который ведет педагог, образовательное учреждение в целом, ре­гион и т.д.

Для первичной оценки руководителем школы предлагаемого для внедрения новшества В.С.Лазарев называет следующие ка­чества (характеристики) новшеств, которые заклады­ваются в них еще при разработке1:

- предмет инновации, т.е. элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества; назначение иннова­ции;

- глубина преобразований, т.е. степень радикальности измене­ния предмета инновации;

- масштаб преобразований, т.е. число вовлекаемых в нововве­дение элементов школы, связанных с предметом инновации;

- ресурсоемкость новшества, т.е. объем необходимых для его освоения материальных и человеческих ресурсов;

- уровень разработанности, т.е. степень подготовленности нов­шества к внедрению.

1 См.: Управление школой: теоретические основы и методы / под ред. В.С.Ла­зарева. — М., 1997. — С. 231.

Перечисленные параметры выступают критериями предваритель­ной диагностики нововведений по отношению к той или иной сре­де внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состоя­ний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.

Наши рекомендации