Этапы инновационной педагогической деятельности
Исследователи инновационной педагогической дея-ьности выделяют следующие три этапа этой деятель-
I этап — зарождение инновации. Этот этап обусловливается за-ьоном цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях — гимназий, лицеев, -^чнологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не юзторение старого, а возникновение нового и относительная ■овторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.
II этап — освоение педагогических инноваций. Для данного эта-та характерна тенденция усиления потребностей в новом педаго-тческом знании и педагогической деятельности. Формулируется
: решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает згактика, в педагогических коллективах отработаны две схемы I ирннятия решения о нововведении. Первая схема
1. Формирование педагогической проблемы. I Анализ педагогической проблемы.
J. Анализ путей решения проблемы.
- Выбор пути решения посредством введения инновации. 5. Прогнозирование последствий решения.
\пробация (возможен отказ от нововведения). Вторая схема
1. Ознакомление с инновацией (первоначальная информация). 1 Появление интереса (поиск дополнительной информации).
Оценка инновации и решение освоить ее.
- Чпробация (возможен отказ от нововведения).
III этап — «рутинизация», превращение инноваций в тради-j шио. привычный способ деятельности. На данном этапе применение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап
.ливается двумя законами: законом финальной реализации
инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.
Рассмотренная структура инновационной педагогической деятельности не единственная. С.А.Шаронова1 считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.
1. Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуации в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.
2. Вторым этапом является выбор средств внедрения инновации. Под средствами подразумевают кадровую, материально-техническую, финансовую и моральную базу образовательного учреждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются создание концепции инновации, определение объема последней и разработка технического задания на ведение исследовательской работы в выбранном направлении инновационной деятельности.
3. Третий этап — разработка программы реализации эксперимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых результатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обеспечение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инноваций, создание их развитого научно-методического обеспечения и разработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.
4. Четвертый, заключительный, этап - внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом этапе вырабатываются нормативы содержания, финансирования и правового обеспечения инновации. Основным здесь является экспертиза результата инновационной деятельности, которая определяет степень значимости и ценности инновации, уровни ее внедрения.
Перечисленные этапы инновационной педагогической деятельности предполагают традиционный подход «внедрения науки б практику». С учетом личностно ориентированной парадигмы образования необходимо планирование ситуаций включения субъектов инновационного образования в процесс его реализации и при необходимости — преобразования.
1 См.: Шаронова С.А. К технологии внедрения инноватики в образовании Проблемы психологии образования. — М., 1994. — Вып. 2. — С. 95— 106.