Проектирование инновационного обучения
Обилие инновационных моделей, планов, стратегий их реализации на практике - признак современного образования. Инновационные тенденции обсуждаются не только и не столько теоретиками в педагогике, сколько педагогами и методистами в частных методиках обучения. В проектировании школьных инноваций участвуют не только учителя, но и администрация школы. Для каждой инновации часто предлагаются свой метод и своя стратегия. Подобный эмпиризм приводит подчас к неудачным результатам инноваций либо к тому, что инновации остаются лишь «на бумаге».
Чтобы решать данную проблему, необходимы методологические основы инновационной деятельности, включая проектирование и реализацию инноваций.
В качестве общего плана работ по проектированию нововведений в школе ученые предлагают различные этапы, например такие.
• Подготовка педагогического коллектива к нововведению: ознакомление со стратегией, планирование времени введения новшеств, определение целей, ожидаемого эффекта и основных требований.
• Изучение и определение специфических черт индивидуальной стратегии; интеграция стратегий различных нововведений, стратегии разных учителей, координация школ округа по программам инноваций.
• Исследование эффективности той или иной инновационной стратегии при различных условиях, поощрение духа соревнований между школами, выяснение сильных и слабых участников соревнования, отдельных стратегий, возможных комбинаций.
На уровне проектирования нововведений возникает вопрос об определении оптимальных стратегий их реализации. В зарубежных источниках предлагается определение пяти генеральных линий для интегрирования стратегий нововведения (Th. R. Guskey).
1. Стратегии инноваций по совершенствованию школьных учебных программ должны иметь общие академические цели и предпосылки, притом что каждая стратегия сфокусирована на различные аспекты процесса «учение - обучение»; наличие общих целей первый шаг систематизированной интеграции стратегий.
2. Нет единственной стратегии, способной решить все проблемы нововведения; комбинирование различных стратегий для эф-
фективного совершенствования учебных программ (с различным влиянием той или иной стратегии на отдельный аспект учебного процесса).
3. Инновационные стратегии должны дополнять друг друга; необходимость их анализа, сравнения, синтезирования, интегрирования.
4. Необходимость адаптации инновационных стратегий к педагогическому коллективу, школе для их успешной и эффективной реализации; выделение необходимого времени для экспериментирования, критическая оценка первых результатов (достаточных, недостаточных, минимальных, высоких и т.д.).
5. Продуманная комбинация стратегий — залог хорошего результата; по показаниям исследований, оптимальное комбинирование стратегий - дополнительные положительные результаты в совершенствовании школы.
Логика проектирования инноваций в сфере образования предполагает «выращивание» инновационной сферы на основе научного образовательного комплекса из объективно возникших инновационных элементов.
На уровне регионов такие элементы могут быть «закреплены» в форме школ -экспериментальных площадок. Очевидно, что для работы в таком режиме необходим замкнутый управленче цикл, включающий в себя анализ, целеполагание, планирование, программирование, организацию, системный мониторинг, коррекцию инновационных процессов в регионе по результатам обратной связи. Управление необходимо не только для того, чтобы предусмотреть все инновационные возможности, нцентрировать научно-педагогические и материально-технические ресурсы, но и с целью минимизации риска неправильного выбора.
Процесс проектирования нововведений задает требования к необходимости критического и творческого мышления учителей по поводу реализации инноваций. От них требуется способность воспринимать то или иное нововведение не как изолированную новую идею, а как часть комплекса идей с возможными внутренними взаимоотношениями, умение защищать свою идею, стратегию, ее достоинства, преимущества, видеть ее ограничения.
Расширение сферы планирования и применения инноваций - повод для тесного сотрудничества коллег, коллекционирования шлей и последующего их использования в школьной практике.