Что такое инновационный процесс
Ключевое понятие в инноватике — инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются, как правило, в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-рцювленческом. От содержания этих аспектов зависят общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать либо препятствовать инновационному процессу. Инновационные процессы могут быть как стихийными, так и сознательно управляемыми. Введение новшеств - это прежде всего функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Поэтому инновационный процесс в образовании - это процесс управления изменениями в образовании.
Инновационные новшества в образовании являются, как правило, дидактическими или методическими. Инновационный процесс в обучении представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых дидактическое открытие или методическая идея превращается в образовательное нововведение. И если дидактика и методика служат инструментом создания новшеств, например новых целей обучения, структуры и содержания учебах предметов, системы контроля, то для введения этих новшеств в практику требуются инструменты другой дисциплины — педагогической инноватики.
Напомним о единстве трех составляющих элементов инновационного процесса: создания, освоения и применения новшеств. Именно такой трехсоставной инновационный процесс и является чаше всего объектом изучения в педагогической иннова-твкг в отличие, например, от дидактики, где объектом науч-юго исследования выступает процесс обучения, но не его изменения.
Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Например, введение дополнительного элективного курса в школу еще не делает ее инновационной.
Инновационная деятельность характеризуется целевой осознанностью результатов, системностью проектирования и воплощения.
Инновационный процесс кроме инновационной деятельности включает в себя множество необходимых условий ее осуществления, в том числе субъектов деятельности.
По отношению к причинам возникновения инноваций выделяются два типа инновационных процессов.
Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания участниками инновации системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.
Инновации подобного рода часто не имеют достаточного научного обоснования и происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных условий или спонтанных требований. К инновациям этого типа можно отнести те или иные изменения в деятельности ряда чиновников, практических учителей-новаторов, родителей.
Второй тип — инновации в системе образования, которые являются продуктом научно обоснованной, целенаправленной деятельности, имеющей междисциплинарный характер. Как правило, разработчиками и организаторами таких инноваций являются различные специалисты в области образования — ученые, эксперты, руководители учебных заведений и др.
С точки зрения масштабности освоения инновации все многообразие научно обоснованных инновационных процессов сводится к двум следующим формам:
1) простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь r организации, в которой его производство было впервые освоено; этот процесс включает следующие стадии: формирование предпосылок нововведения (потребности в нем); научное открытие; создание новшества, включая первое его освоение; распространение новшества в организации; использование новшества;
2) расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации; в этом случае между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; массовое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в нем.