Начала педагогической инноватики
Хуторской А. В.
Х986 Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с. ISBN978-5-7695-6699-8
В учебном пособии изложены основы педагогической инноватики — науки о создании, внедрении, освоении и применении новшеств в образовании. Рассмотрены типы нововведений, специфика инновационной образовательной деятельности, особенности проектирования и реализации педагогических новшеств на разных уровнях — от учебного предмета до модернизации образования в стране. Значительное внимание уделено практике нововведений, примерам конкретных педагогических инноваций.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. Может быть полезно учителям-экспериментаторам, организаторам инновационных образовательных процессов.
УДК 37.013(075.8) ББК 74.03(2)я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Хуторской А. В., 2008
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-6699-8 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обучение подвержено изменениям не менее, чем другие сферы жизни и деятельности человека. В предложенной книге мы будем рассматривать изменения в обучении, которые происходят в результате создания и внедрения педагогических новшеств — новых идей, принципов, технологий, методик, средств обучения.
Новаторство и традиции - две стороны развития культуры, образования и всего общества в целом. Различные соотношения традиций и новаций дают культурологам основание для классификации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных - новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.
Наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, называется педагогической инноватикой.
Это молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 1980-х гг., когда возникло движение учителей-новаторов. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.
В последние годы растет внимание ученых к инновациям в образовании. Ежегодно по вопросам, связанным с инновациями в образовании, защищается более 30 диссертаций.
Нельзя сказать, что на все вопросы, связанные с педагогическими инновациями, получены исчерпывающие ответы и выявленные проблемы имеют научно аргументированные решения. Педагогическая инноватика находится в состоянии научной разработки и построения. «На развитие наук, значительно более простых, нежели педагогика, уходили столетия, - говорил
Г. П. Щедровицкий и добавлял: - Педагогическая наука, хотя бы в своих основах, должна быть построена в два-три десятилетия. Но это возможно только в том случае, если мы по-новому отнесемся к самой задаче»1.
Поиск новых подходов к построению педагогической инноватики - одна из задач данной книги. Это тот случай, когда научная
1 Щедровицкий Г. П., Розин В.М., Алексеев И. Г., Непомнящая Н.И. Педагогика и логика. — М., 1992. — С. 66.
область еще не достигла своего завершающего построения, но уже необходима в качестве предмета изучения. Особенностью книги является подход, в котором обучение и исследование соединяются воедино.
Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением является процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны. В учебном пособии дано обоснование типологии педагогических нововведений, рассмотрены специфика и закономерности развития нововведений, выявлены и проанализированы факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.
В книге приведены примеры педагогических нововведений в отечественном образовании: 12-летнее обучение в школе, новые образовательные стандарты, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен.
Педагогические новшества, какими бы привлекательными они ни были, не могут быть освоены без надлежащей организации. Инициаторы нововведений неизбежно сталкиваются с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены искать пути их решения.
Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат являются средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального процесса оставляют желать лучшего. Такие новшества, как образовательные стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, до сих пор не проработаны в педагогической науке. Вопросам, связанным с научным обоснованием глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента, посвящена отдельная глава данного пособия. В ней дан анализ ряда педагогических новшеств, включенных в «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года».
В книге представлены не только теоретические конструкты педагогической инноватики. Объектом осмысления выступают два типа инновационных феноменов в их единстве: педагогическая инноватика и инновационная практика (обучение, воспитание, подготовка кадров и др.). Мы будем анализировать, рассматривать и обосновывать инновационные процессы - как состоявшиеся, так и проектируемые. С этой целью в пособие включены гримеры педагогических нововведений из практики автора, приведен методологический анализ технологий и методик их проектирования, освоения и применения. Инновационная деятельность рассматри-
вается на различных уровнях: дидактических идей и концепций, учебного процесса, учебного курса, деятельности традиционных и инновационных школ.
В пособии уделено внимание обоснованию инноваций, относящихся к дистанционной образовательной деятельности, применению телекоммуникационных технологий в обучении. Дистанционное обучение и образование сами по себе являются масштабными нововведениями в отечественную систему образования. Первым был советско-американский проект «Школьная электронная почта», участником которого был
А. В. Хуторской (автор настоящего пособия).
Особенное значение инновации приобретают в связи с планами подключения всех отечественных школ к сети Интернет. От того, насколько обоснованными будут инновационные действия педагогов и руководителей школ, зависит эффективность использования возможностей глобальной сети.
Педагогическая инноватика находится в стадии становления. Возрастающая потребность в ее разработке очевидна как для педагогической науки, так и для образовательной практики. Цель данной книги - внести посильный вклад в фундамент современного обновляющегося образования и вооружить инновационными способами деятельности людей, взгляд которых устремлен в будущее.
Гл а в а
Основные понятия педагогической инноватики
Новое, новизна
Словарь С.И.Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый».1 Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.
Новизна — один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно-временном плане.
1 Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1986. — С. 358.
То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.
Новшество
Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.
Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.
Н.Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания»1.
М. М. Поташник и О. Г. Хомерики пишут, что новшество - «это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - это процесс освоения этого средства»2.
В.С.Лазарев считает, что по своему смыслу инновация и нововведение - это тождественные понятия. Они рассматривают нововведение (инновацию) как внедренное (освоенное) новшество. «Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) — это реализованное изменение, ставшее из возможного действительным»3.
Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество — нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования
1 Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. — М., 1991. — С. 31.
2 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В.С.Лазарева. — М., 1995. — С. 105.
3 Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 15.
нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.
По отношению к новшествам инновационный процесс определяется как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой, или, наоборот, устареть.
Новшество новшеству - рознь. Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Перечислим уровни новшеств в образовании.
1. Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности.
Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп.
2. Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач.
Пример: завуч составляет в старших классах расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновременной разгрузкой домашних занятий (например, парами). В этом случае школьники ежедневно более основательно готовятся к 2 - 3 предметам вместо 5 - 7.
3. Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы.
Пример: изменение структуры общего среднего образования - вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет.
4. Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач.
Пример: методика опорных конспектов Шаталова - способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.
5. Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению.
Пример: система «погружения» М.П.Щетинина.
6. Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента.
Примеры: концепция и технология личностно ориентированного образования; Вальдорфская школа; ТРИЗ - педагогика; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.
Инновация, нововведение
Исторически под инновацией понималось введение элементов одной культуры в другую. Теперь инновацией часто называют нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Понятие «нововведение» будем считать синонимом понятия «инновация».
Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение1. Н.И.Лапин2 отмечает, что этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества. Автор обращает внимание, что нововведение и новшество не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.
Нововведение — это внедрение нового в существующий процесс; «вновление» (В. И. Слободчиков) — органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.
А. И. Пригожиq3 считает, что нововведение выступает в качестве формы управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Нововведение же суть процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое. Соответственно предмет инноватики — это создание, распространение разного типа новшеств.
Согласно А.А. Мешкову, инновация - это «комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рассматриваемых социальных систем, и кардинально преобразующий их структуру. Это и социально-психологический феномен, харак-
1 Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 238.
2 См.: Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. — М., 1980. — С. 6.
3 См.: Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). — М., 1989. — С. 28.
теризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностями и зависимостями происходящих в индивидах когнитивных и эмоциональных процессов»1. Именно поэтому современная педагогическая инноватика имеет понятийный аппарат, насыщенный терминами, заимствованными из разных областей человеческого знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, теории управления, экономики.
С позиций методологии педагогической инноватики нас интересует предложение А.А. Мешкова, в котором он говорит о двух подходах в изучении инновации: организационно-ориентированном и индивидуально-ориентированном. В организационно-ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию. Этот субъект называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации.
В индивидуально-ориентированном подходе описывается процесс, посредством которого некий социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы — индивид и инновация.
В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы.
Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.
Инновация имеет и общефилософское содержание. Природа инноваций диалектична: они рождаются по закону отрицания,
1 См.: Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социс. — 1996. — № 5. — С. 117.
вырастая количественно и качественно на основе разрешения объективно существующих противоречий между потребностями общества и жизни, общества и личности, общества и школы1. Создание нового отрицает старое.
Инновация выражает философский принцип единства и борьбы противоположностей. В термине «инновация» заложено дуалистическое понимание: с одной стороны, создание нового, с другой — его реализация; творение нового и его последующее существование в реальной действительности.
Инноватика
Под инноватикой обычно понимается наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего.
В трактовке А. И. Субетто2 инноватика как наука включает прогностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в
развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).
Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответствующим областям знаний и деятельности — экономике, менеджменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуникации, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланированные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные деловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов,
1 См.: Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: 2000 – с.27
2 См.: Субетто А.И. Этика педагогических инноваций // «Академия тринитаризма» - М.: Эл. № 77 – 6567, публ. 10929., 12.01.2004 [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/000/a0000001.htm
новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями привлекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.
Инновационные процессы активно изучаются в области экономики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А.Тупицын предлагает следующее рабочее определение: «Инновация — это новый способ думать и делать. Отметим, что в этом определении важны оба слова — и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инновация начинается с нового взгляда, с допущения новой возможности»1.
К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноосферы, укреплению обороноспособности страны.
Спрос на инновации свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности широкого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенностями инноваций являются высокая неопределенность в достижении желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Новизна потребительских свойств технических процессов как товаров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.
Инновационная деятельность
Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной деятельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.
Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же
1 Гуманитарная инноватика // Сообщение. — 2002. — № 3.
недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в общественном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрессивном.
Элементом инновационной деятельности является инновационный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
В современной теории инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятельности и самостоятельное значение. Например, процессы, связанные с применением здоровье - и ресурсосберегающих педагогических технологий, компьютеризации и «интернетизации» обучения, повышения качества обучения при использовании прогрессивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведения-процессы повышают качество учебного процесса и конкурентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.
Нововведения-процессы значительно меньше подвержены изменениям, чем, например, это происходит в отношении нововведений-продуктов. Модернизация или модификация продлевает жизненный цикл заложенного типа образования как возможной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносятся некоторые изменения с целью большего соответствия требованиям времени.
Таким образом, непременное и обязательное условие в инновационной деятельности — распространение и тиражирование диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых
методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек — будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.
Инновационная идея
В инноватике инновационной идеей называется заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (исследователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится выработке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показывающие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проектирования». Потребителю — исполнителю следующей стадии инновационного цикла — идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и предложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его достаточно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.
В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процесса, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посредством нескольких разных решений с сочетанием различных технологических признаков.
Инновационная программа
Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци-
онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руководство, централизованное по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.
Примерами инновационной программы могут быть: технологический прорыв в заданном направлении, например в компьютеризации образования, повышение престижа или конкурентоспособности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.
Сформировать и реализовать инновационную программу может только крупное объединение организаций, регион или мегаполис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосударственных соглашений. Для разработки и реализации инновационных программ в области образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управленцев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования — типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.
Инновационная доктрина
По отношению к образованию инновационная доктрина понимается как система базовых положений, выработанных руководством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:
объект, в котором происходит обновление (образовательные области, учебные предметы; регионы, в которых планируются нововведения, и т.д.); 2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики и контроля, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций); 3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу-
дарства собираются предложения общества, специалистов, ученых; после анализа предложений вырабатывается проект, который апробируется в обществе; согласовывается с законодательной и исполнительной властью; фиксируется в виде обязательного для исполнения акта; затем ведется мониторинг исполнения, коррекция запланированных действий.
Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.
В определенной степени роль инновационной доктрины выполняет «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»1, в которой изложены новые социальные требования к системе российского образования. Например: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации российского образования исчезла из поля зрения Министерства образования и науки РФ, которое стало ориентироваться на приоритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-технические задачи.
Педагогическая инновация
Инновация, как уже отмечалось, означает обновление, новинку, изменение. Педагогическая инновация — это изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».
Содержание понятия «педагогическая инновация» находится в стадии становления и имеет неоднозначное толкование у разных ученых. Например, Н.Р. Юсуфбекова считает, что содержание педагогических инноваций включает три блока понятий и идей.
В первом блоке раскрываются особенности создания педагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р.
Во втором блоке исследуются проблемы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом возникающих новшеств.
В третьем блоке обобщаются данные о применении нового в образовании.
П. Г. Щедровицкий1 считает, что понятие «инновация» в системе отечественного образования используется в следующих пяти смыслах.
1. Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, характерными для 80-х гг. прошлого века, когда возникло движение педагогов-новаторов.
2. Внедрение и распространение уже давно разработанных педагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, система В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина).
3. Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в школах, которые занимаются инновационной деятельностью и вынуждены постоянно преодолевать возникающие противоречия.
4. Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых шансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов.
5. Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса. Таким образом, понятие «педагогическая инновация» пока не имеет однозначно воспринимаемого содержания и продолжает исследоваться в многообразии своих аспектов. Между тем термин «педагогическая инновация» введен в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инноватика
Под педагогической инноватикой чаще всего понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и испол