Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения
Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого- педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все — отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов.
У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следующие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки. Таким образом, определяются две содержательные линии необходимой профессиональной поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении:
1. Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).
2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).
Можно условно выделить и две крайние позиции педагогов, начинающих целенаправленно работать в инклюзивной практике (табл. 2.8).
Табл. 2.8
|
Можно отметить, что система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения должна ориентироваться на следующие принципы:
1. Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.
Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы |
2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда. И важным моментом здесь становиться, что бы цели профессиональной деятельности формулировал сам педагог.
3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности.
Можно выделить следующие компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику:
Организационная поддержка. Создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временные и пространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.
Основными задачами организационных мероприятий по отношению к педагогу являются:
1. Постановка целей в SMART формате. ( Цель деятельности должна быть конкретной, измеримой, достижимой, согласованной и на определенное время)
2. Распределение зон ответственности специалистов, введение правил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка.
3. Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач.
К наиболее адекватным формам, в которых может быть выстроена такая поддержка мы относим:
1. Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики.
2. Проведение сессий психолого-медико-педагогического консультирования.
3. Групповые консультации.
Методическая поддержка: включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях
Основными задачами методической поддержки являются:
• повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности в области инклюзивного образования,
• овладение современными педагогическими технологиями ,
• обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.
Формы методической поддержки:
1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образовательного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике.
2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам инклюзивной практики.
3. Включение педагогов в программы повышения квалификации на базе Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования и семинары на базе ЦПМСС (реализующих функцию окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования)
4. Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реализующих инклюзивную практику
5. Посещение занятий специалистов и уроков коллег.
6. Обучающие и информирующие консультации со специалистами по результатам проведения мониторинга , диагностики.
7. Консультации по реализации ИОП ребенка на базе Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.
8. Оформление методических рекомендаций по результатам педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство.
Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии (см. Приложение 5.4).
Основные задачи психологической поддержки:
1. определение и использование личностных ресурсов,
2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей,
3. преодоление сложившихся стереотипов,
4. обучение навыкам эффективного взаимодействия
5. тайм-менеджмент
6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания».
Соответствующие эффективные формы:
1. консультация, коучинг
2. экспертная оценка
3. супервизия педагогических ситуаций
4. тренинг коммуникативных навыков
5. фокус-группа
Основные субъекты взаимодействия с педагогом в условиях реализации инклюзивной практики и их ориентация на сопровождение педагогов представлены в таблице 2.9.
Табл. 2.9 Приоритетные направления деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения в помощи педагогам, включенным в инклюзивные процесс
|
хологической службы | • обеспечение нормативно-правового регулирования ин клюзивной практики • профессиональные границы компетентности специалистов и педагогов • планирование необходимых мероприятий по реализации целей инклюзивного процесса |
Педагог- психолог | • информирование педагогов о результатах психологической диагностики, • составление совместного плана работы, определение задач и разграничение обязанностей • Проведение совместных уроков и внеурочных мероприятий |
Логопед | • Обсуждение результатов логопедической диагностики, • Методические рекомендации о методах и приемах, которые может применять учитель на уроке, • Проведение уроков в диаде «учитель-логопед» |
Дефектолог | • Планирование уроков в диаде «учитель-дефектолог», • Методические рекомендации педагогу по методам и приемам, которые можно применять на уроке, обсуждение результатов. |
Методист | • информирование о системе повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования, • построение плана повышения квалификации • включение в профессиональное сообщество педагогов, реализующих инклюзивную практику |
Тьютор | • Распределение функциональных ролей в отношении субъектов инклюзивной практики в урочной и внеурочной деятельности, • выработка программы совместной работы в урочной и внеурочной деятельности |
Обозначим в целом основные мероприятия, направленные на организационную, методическую и психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику, которые в обязательном порядке должны включаться в структуру целостного сопровождения педагогов со стороны других специалистов образовательного учреждения:
1. Проектные семинары, посвященные вопросам проектирования моделирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации ИОП в образовательном процессе.
2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования, в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.
3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах педагогической диагностики, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
4. Консультирование педагогов по результатам диагностики специалистов и результатам мониторинга социальных отношений в классе, определение педагогических задач деятельности педагога, консультирование о особенностях индивидуального стиля педагогической деятельности на материалах мониторинга и анализа стиля педагогического взаимодействия на уроке).
5. Проведение уроков в диаде «педагог-дефектолог», «педагог-логопед», «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.
6. Консультирование по методическим вопросам в очной и дистанционной форме: организация урочных и внеурочных мероприятий, содержание уроков, применение методов и приемов коррекционной педагогики для достижения наилучшего образовательного результата.
В заключение данного раздела имеет смысл привести некоторые зарекомендовавшие себя на практике темы семинаров, посвященных инклюзивной практике:
1. «Теоретико-методологические основы и социальные потребности психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
2. «Технологии психолого-педагогической диагностики и консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
3. «Технологии психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья».