Психолого-педагогическая характеристика ребенка

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя: В. Н.

II. Анамнез. Какие по счету роды: первые. Как протекала беременность: токсикоз, простуда на последней неделе. Роды: в срок, нормальные.

III. Раннее физическое и психическое развитие.

Начал сидеть: 6 месяцев, ходить: 11 месяцев (N к 1 году).

Гуление: 3 месяца (N в 2-3 мес.), лепет: 6 месяцев (N в 5-6 мес.), первые слова 1 год и 5 месяцев (N к1 году), первые фразы: 2 года и 6 месяцев (N к 1.5- 2 годам), фразовая речь: 4 года (N к 3 годам).

IV. До 3,5 лет ребенок воспитывался в семье, воспитанием занимались мать и бабушка. Речевая среда – без особенностей. Социокультурный статус семьи – благополучная семья, родители интересуются развитием и воспитанием ребенка. Тип воспитания ребенка – гиперапека, но нет единства требований при воспитании ребенка; воспитанием ребенка в основном занимаются женщины – мама и бабушка, у ребенка есть своя комната и место для занятий и игр.

V. Общее психическое, моторное развитие ребенка:

- координация и пространственная ориентировка: нечеткая координация движений; затрудняется определить правую, левую сторону; зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно; причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; правильно определяет части тела.

- движение рук неточное; с трудом овладел навыками самообслуживания; недостаточно развита моторика мелких мышц рук; произвольная моторика не сформирована; ведущая рука - правая; все движения выполняет правильно; моторная неловкость при работе с пластилином; испытывает трудности при овладении графическими навыками. Состояние общей моторики: неловкая, медлительная; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений.

- легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; внимание неустойчивое, часто отвлекается; значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; с трудом овладевает необходимым объемом знаний; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно.

- смущается в незнакомой обстановке; спокойный, без конфликтный в поведении и в процессе общения со сверстниками, добрый.

VI. Речевое развитие ребенка.

Понимание речи: речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания; с опозданием реагирует на обращение педагога.

Звукопроизношение: имеются недостатки произношения; нарушено произношение звуков [c], [з], [ж], [ш]; изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; отсутствие, замена, искажение, смешение звуков. Фонематические процессы: фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; неправильно дифференцирует слова: бочка – почка; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности.

Владение звуко – буквенным анализом и синтезом: навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно.

Воспроизведение слов сложного звукового состава: не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно.

Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания: темп высказываний замедленный; речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; звуки произносятся нечетко; голос глухой, сдавленный; дыхание поверхностное, неровное; интонационная речь недостаточно выразительна.

Словарный запас: объем словарного запаса соответствует возрасту; в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; страдает понимание и употребление обобщающих понятий. Грамматический строй недостаточно сформирован для данного возраста; в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных.

ВЫВОД

Основные причины трудностей усвоения учебного материала: незрелость эмоционально – волевой сферы; гиперопека родителей; недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. Результаты речевого развития: логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная.


Наши рекомендации