III. Раннее физическое и психическое развитие.
Начал сидеть: 6 месяцев, ходить: 11 месяцев (N к 1 году).
Гуление: 3 месяца (N в 2-3 мес.), лепет: 6 месяцев (N в 5-6 мес.), первые слова 1 год и 5 месяцев (N к 1 году), первые фразы: 2 года и 6 месяцев (N к 1.5- 2 годам), фразовая речь: 4 года (N к 3 годам).
Перенесенные заболевания: ветрянка, диатез.
IV. Объективные данные(заполняется при наличии заключений специалистов).
Состояние слуха (отоларинголог): здоров;
Состояние зрения (окулист): здоров;
Состояние интеллекта (психоневролог): норма;
Общее состояние здоровья (педиатр): практически здоров.
Логопедическое обследование
V. Моторная сфера.
Состояние общей моторики.
Постоять на одной ноге (попеременно): выполняет;
Попрыгать на двух ногах: выполняет;
Попрыгать на одной ноге (попеременно): выполняет, но путается.
Состояние мелкой моторики.
Пальчиковые упражнения: «Коза» - норма, «Зайчик» - норма, «Колечко» - помогает второй рукой (правая, левая рука, синхронно не получается)
«Кулак – ребро - ладонь» - правой без ошибок, левой сбивается, синхронно – нет.
Соединить пальца рук «Пальчики здороваются»: норма.
Ведущая рука: правая.
Мимика.
Нахмурить брови: синхронно.
Наморщить лоб: не может.
Прищурить глаз: только левый, правый не может – закрывает оба.
Надуть щеку (щеки): обе может, одну – нет.
Вывод: моторно неловок при беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции, слабо развита мимика лица.
VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.
Губы: тонкие, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «трубочку».
Зубы: редкие, крупные, с большими промежутками.
Прикус: норма.
Твёрдое нёбо: норма.
Мягкое нёбо: норма.
Язык: обычный, подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (влево), не удерживает язык «лопаткой», «иголочкой».
Подъязычная связка: обычная.
Тонус языка: понижен.
Саливация: повышенная.
Состояние дыхательной и голосовой функции:
тип физиологического и речевого дыхания: смешанное.
характер голоса: глухой, слабый.
Вывод: артикуляционный аппарат в норме, тонус языка понижет, подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (влево), не удерживает язык «лопаткой», «иголочкой»; саливация повышенная.
VII. Состояние звукопроизношения.
Звуки Воспроизведение звука
Изолированно в речи
Свистящие норма нарушено
Шипящие норма нарушено
Звуки [л], [л ′] норма нарушено
Звуки [р], [р ′] норма нарушено
Прочие звуки норма норма
Вывод: фонематические (замены, смешения); фонетические (искажения)
VIII. Обследование фонематического слуха, восприятия.
Повтори (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та ____-__________ вы – ви – вы ____+____________
ко – го – го ______-_________ ма – мя – мя ____+____________
бу – бу – пу ______-________ нё – но – нё ______+____________
Различение слов со сходным звуковым составом:
уточка - удочка ___-_______________ бочка – почка ____-________________
коза – коса _______-_______________ мышка – мишка __+________________
рак – лак ________+______________ корка – горка _____-________________
Определение звука в ряду других звуков: определяет с ошибками, просто на слух ошибок больше, чем с опорой на картинки. (хлопни в ладоши, если услышишь звук …; отбор картинок с заданным звуком )
Повтор предложений с оппозиционными звуками (способность дифференцировать звуки по противопоставлениям):
Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца! С ошибками
Вымыли мышки миски для мишки. С ошибками
Заржавел железный замок. С ошибками
Лара у Вали играет на рояле. Правильно
С 6 лет
Назови первый и последний звук в словах:
Кот ___т_____, дом ____м________ , утка __ка____________.
Вывод: нарушено восприятие шипящих и свистящих звуков.
IX. Слоговая структура слова.
Произнесение слов различной слоговой сложности (в соответствии с классификацией Марковой). Проговаривание за логопедом и самостоятельно (по картинкам).
Повторить предложения:
Милиционер стоит на перекрестке: ошибки в слове милиционер.
Экскурсовод проводит экскурсию по городу: ошибки в слове экскурсовод.
Ребята слепили снеговика: без ошибок.
Вывод: слоговая структура слов нарушена, имеют место нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков и слогов), элизии (пропуски звуков и слогов), итерации и т.д.